Методика проведения зрительно-предупредительного диктанта
Цель диктанта: развитие зрительного внимания и памяти детей, воспитание у них самоконтроля при письме.
Оборудование: цветные мелки и карандаши. Текст диктанта, записанный на доске с пропуском смешиваемых букв.
План проведения диктанта
1) Вводная беседа (о задачах урока).
2) Чтение текста диктанта, записанного на доске.
3) Учащиеся вставляют пропущенные буквы цветными мелками.
4) Повторное хоровое чтение с целью запечатлеть в памяти текст со всеми орфограммами.
5) Текст закрывается. Письмо под диктовку.
6) Логопед, обходя парты, фиксирует у себя в тетради ошибки учащихся.
7) Логопед открывает текст на доске.
8) Учащиеся, сверяя написанное в тетради и на доске, любым цветным карандашом, кроме красного, исправляют свои ошибки.
9) Логопед собирает тетради и отмечает у себя, сколько ошибок обнаружил и исправил каждый ученик. Остальные ошибки исправляет логопед. Ошибки, исправленные учащимися при проверке, не учитываются при оценке работ. Каждая не замеченная учеником ошибка считается как две ошибки.
Подобная форма работы приучает детей к очень трудному для них умению контролировать свое письмо с опорой на доску, на учебник, а в дальнейшем и самостоятельно.
Количество пропущенных ошибок постепенно уменьшается. Учёт ошибок удобно вести в такой форме:
Фамилия, имя | Дата проведения диктанта | |||
18/XI | 2/ХII | |||
Количество ошибок : | ||||
Семенов Петя | 5/1 | 4/2 | ||
Петров Володя | 4/1 | 4/3 |
В числителе дроби — количество ошибок, обнаруженных логопедом при обходе (в момент написания).
В знаменателе — количество ошибок, исправленных учеником.
Согласные б — п
ВИДЫ РАБОТ
1) Выделение звонкого согласного из слова (по предметной картинке в начальной позиции).
2) Выделение глухого согласного.
3) Сравнение звонкого согласного б и глухого п по артикуляции: сходство и различие.
4) Сопоставление звуков с их графическим изображением.
5) Дифференциация в слогах.
па — ба апа — аба пя — бя апя — абя
по — бо апо — або пе — бе апе — абе
пу — бу апу — абу пю — бю апю — абю
пы — бы апы — абы пи — би апи — аби
пэ—бэ апэ—абэ пё—бё апё—абё
6) Работа с парными картинками.
Анализ слов-паронимов по смыслу и звучанию. Составление предложений с ними.
Бочка — почка, башня — пашня, балка — палка, забор — запор.
7) Вписать пропущенные буквы п и б. Включить оба слова, составленные детьми, в предложения (устно).
б
-ыль, …ой, …ил, за…ирать.
п
8) Дифференциация п — б в словах устно. (Логопед называет слова, содержащие различаемые звуки. Учащиеся поднимают соответствующую букву.)
Слабый, помощь, сапоги, баловник, брошюра, плакат, пуговица, бумага, платок,
будильник, особый, забота, посуда, грибной, разбудил, ступени, колобок, рябина, справка,
дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.
9) Запись слогов под диктовку.
ба — па — ба аба — апа
по — бо — по абэ — апэ
бу — пу — бу апо — або — апо и т. п.
10) Запись слов под диктовку (в две колонки под соответствующими буквами).
Палка, рыба, пакет, собака, боты, плыву, пепел, бант, пастух, буква, тополь, топать, букет, забор, дупло, лопата, грибок, болото, слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пальто, сапоги, трубы, капли.
11) Выборочно записать из ряда диктуемых слов слова только с данным звуком:
а) со звуком б: правый, бужу, работа, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач;
б) со звуком п: свобода, плотник, борода, пшено, брюки, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь.
12) Разложить картинки на две группы (по наличию различаемых согласных звуков).
13) а) Определить место звонкого звука в названиях картинок первого ряда (поднять соответствующую цифру).
б) Определить место глухого звука в названиях картинок второго ряда.
14) Расставить эти же картинки вперемежку, записать их лишь одной буквой — п илиб, присутствующей в слове. Например, ряд картинок: банан, обезьяна, сапоги, лебеди, лопата и т.д. Записать в тетрадь: б; б; п; б; пи т.д.
15) Проверка записанного ряда.
16) Собрать все картинки. Восстановить порядок чередования картинок заново, с опорой на запись, например: лебеди, банан, лопата, обезьяна, сапоги.
(Задания пунктов 12-16 должны проводиться и на материале дифференциации остальных пар согласных звуков, что дополнительно не оговаривается.)
17) Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п или б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15-20 картинок) заданными буквами, например:
лопата обезьяна барабан попугай библиотека
п б бб пп бб
18) После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например:
сапоги, альбом, библиотека …
19) а) Определить место звука п в словах. Поднять соответствующую цифру.
Рапорт, лампа, апрель, попытка, перепёлки, попугай, перепрыгнуть, поспал, переползти, потеплело, пепел, подпол, потоп, припомнил, прописка, покупал, пропуск, пропал, поторопился.
б) Определить место звука б в словах.
Заботливый, приборы, бубен, барабан, бабочка, белобока, бобровый, белобровый, попробуй, победа, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.
20) Вставить пропущенные слова в предложения, записать, выделяя буквы б, п цветными карандашами.
В синем небе звезды ...
В синем море волны ... . (плещут, блещут)
На траву выкатили … .
На деревьях набухают … . (почки, бочки)
Повалился старый … .
На воротах крепкий … . (запор, забор)
Во дворе … петух.
Надо устранить … в знаниях. (пропел, пробел)
21) Вписать пропущенный слог ба или па.
ры-, Лю-, сдо-, -ран, -зар, тро-, ли-, -латка, -лец, -рус, -бушка, тру-, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка.
22) Получить новое слово, заменив звонкий согласный б парным. Записать, сравнить по звучанию и смыслу. Устно составить предложения.
Бей (пей), бел (пел), бой (пой), бил (пил), бот (пот), забить (запить), отбил (отпил), пробел (пропел).
23) Изменить слово, добавив приставку по-. Записать полученные слова.
Образец: бежать — побежать.
Бывать, белить, болеть, благодарить, беспокоить, бояться, бродить, брился.
Объяснить, какой смысловой оттенок придает приставка по- этим словам.
24) В схеме анализа слова или предложения, выложенной из полос, поместить в соответствующих местах пластмассовые буквы:п, б.
Например: _________ ___________ ___________________
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
. . б. .. п. п.. … . п. .. б. .. б..
(собака) (попутный) (у Пети барабан)
Ребята плыли к берегу. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пора побелить потолки.
25) Вставить пропущенные буквып, б. После анализа записать:
а) В -арке -ыло -ольшие ли-. Мы -ошли за гри-ами. В -оле зреют хле-а. -осле -олезни -рат осла-ел. У -елки -средние ла-ки короткие. Выросла ре-ка -ольшая – -ре-ольшая. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -ора -о-елить -отолки.
б) Голу-ой, цара-ать, -илотка, глу-окий, с-удется, -о-еда, -ри-оры, -о-ро-овал, -о-рякушка, -од-ородок, -асно-исец, -алу-а, -ро-ор, -о-лыл, -у-енцы, -ро-ежал, -о-орол, -лаго-олучно, -лавал, за-латил, -ри-авить, -ро-овал, -ро-лыл.
Диктанты
У Бори была собака Пушок, а у Пети — Полкан. Раз ребята подрались. На шум прибежали их собаки. Каждая собака бросилась на помощь своему хозяину. Собаки вцепились друг в друга. Мальчики принялись их разнимать. «Как не стыдно драться!» — кричали они.
БАРБОС
У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед. Скоро. Барбос поправился. Теперь он был повсюду с Пашей.
Согласные з — с
ВИДЫ РАБОТ
1) Выделение звонкого и глухого согласного звука из слов в начальной позиции.
2) Сравнение звуков з и с по артикуляции. Сходство и различие.
3) Сопоставление звуков с их графическим изображением. (т.е. с буквами)
4) Дифференциация з — с в слогах.
за-са аса-аза зя-ся ася-азя
зо-со асо-азо зе-се асе-азе
зу-су асу-азу зю-сю асю-азю
зы-сы асы-азы зи-си аси-ази
зэ-сэ асэ-азэ зё-сё асё-азё
5) Прочитать двойные и тройные слоги со звуками с, з; записать слоги под диктовку.
6) Работа с парными картинками. Анализ слов-паронимов. Составить устно предложения.
коза — коса зуб — суп роса — роза
7) Дифференциация с — з в словах устно (поднять соответствующую букву).
Заявление, позови, самовар, узнал, присяду, позвонить, проказник, присвоить, озноб, везде, событие, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки, мимоза, озорник, растение, незабудка, капризный карусель.
8) Запись слов под диктовку в две колонки.
Зонт, свекла, глаза, закат, семь, узнал, возил, посуда, призыв, восемь, сентябрь, август, уснул, зрелый, спелый, успел, весело, везла, весна, осень, класс, присел, спасибо, увязли, тазик, песок, паста, змейка, смелый.
9) Определить место звука в слове. Поднять соответствующую цифру.
С: а) посёлок, присел, спасибо, собрался, соскочил, весна, песок, восток, выпуск, спасли, спаслись, свисток, касса, расписание, рассадил;
б) созвал, пустозвон, здесь, приземлился, засмеялся, записка, взвесить, заскучал, соскучился, засорился, заносы, заслонка, класс, масса, кассир, компресс, смастерил, сесть, соус, струсил, страус, состарился, самосвал, развесил, заслонился, приспособился, рассказал, застеснялся, сосед, присоседился, разносился.
З:а) змея, тазы, позвали, призы, погрозил, вырезал, перезвон, паровозы, зазвали, развязал, зазвенел, разрезал, разузнал, зазвонил, рюкзак, разгрузил, разморозил;
б) зазнался, заскочил, заказал, здравствуй, скользит, слеза, сказал, завязал, зазевался, звезда, замазал, заморозил, заноза, послезавтра, разрисовал, растрезвонил, сознание, сразу, сюрпризы, сообразил, совхозы.
10) Заменить звук з парным, получить новое слово. Записать, сравнить по звучанию и смыслу. Устно составить предложение.
Бузина, позади, зев, зажать.
11) Превратить слово грусть в гриб.
12) Образовать от данных глаголов новые посредством приставки за-.
Образец: вязать – завязать.
светить, стелить, солить, нести, возить, носить, сорить, просить, сесть, звонить, сунуть, сыпать, ползти.
Записать новые слова в тетрадь, используя цветные карандаши. Объяснить, какой смысловой оттенок придаёт словам приставка за-.
Устно составить словосочетания с некоторыми словосочетаниями.
13) Четкое произнесение скороговорки. (Чётко повторить.)
На скамейку Зоя села,
справа— Сева, Слава – слева.
Ослик был сегодня зол –
он узнал, что он осёл.
14) Составить схему анализа слова, предложения. Вписать в соответствующих местах
буквы с, з.
_________________________________________
__________ __________ ______ ___ ___________ _______ _________
__ __ __ __ __ __ __ __ ___ __ __ __ __ ___ ___ __ ___ __
с . . . . . з . .. з . . . з . . с . з . . . . . . . . с . . . . . . . с . .
(собака) (заноза) (коза)ест зелёные листья капусты
Сазан—вкусная рыба. В саду созрела смородина. У озера густые заросли. Лиса залезла в сад.
15) Вставить пропущенные буквы с, з. После анализа записать предложения в тетрадь.
Поля -а-еяли ов-ом и кукуру-ой. В колхо-е -о-рели арбу-ы. -де-ь пока-али-ь -елёные в-ходы. Ра-дался -ильный -тук. -агремел -а-ов. В -о-новом ле-у -молистый -апах. В во-духе -а-коль-или -трижи. Одели-ь -еленью ку-ты, -апели -вонко -оловьи. -а-крипел под поло-ьями -нег. –иние -треко-ы -тайками в-летали над о-окой. У о-ера гу-тые -аро-ли.
ДИКТАНТ
Настал май. Зазеленела трава. Скотину выгнали на луга. Колхозное стадо пасут два пастуха. Они зорко стерегут стадо.
Согласные д - т
ВИДЫ РАБОТ
1) Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например дрова, труба.
2) Сравнение д и т по артикуляции (сходство и различие).
3) Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.
4) Дифференциация т — д в слогах (устно и письменно).
та-да ата-ада
то-до ато-адо
ту-ду ату-аду
ты-ды аты-ады
тэ-дэ атэ-адэ
5) Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).
дачка — тачка дом — том дочка — точка
душ — тушь удочка —уточка кадушка — катушка
трава — дрова
6) Вписать пропущенные буквы т, д.С полученными словами составить предложения.
д т т
-ом -оля с- -ул
т д д
7) Запись слов под диктовку в две колонки (по наличию т, д).
Ведро, туча, подул, трактор, даю, подушка, стук, нарядный, туман, ударил, подрубил, задремал, ветры, страны, двери, свисток, труба, подруга, трава.
8) Запись слов выборочная:
а) только со звуком т: добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри;
б) только со звуком д: топор, подул, свисток, следы, двери.
9) Заменить звук д парным. Записать оба слова. Сравнить по смыслу и звучанию. Устно составить предложения.
доска – тоска даю - драп - сдал -
10) Игра в мяч. Добавить слог, закончив слово. Указать согласный (д — т).
Образец:
Логопед (бросая мяч). Лопа-.
Ученик (возвращая мяч). Лопата (звук т).
Ребя-, приро-, коры-, воро-, боро-, заво-, поро-, гуся-, пар-, свобо-, горо-, пру-, пого-.
11). Добавить недостающий слог та или да :
а) устно – с перекидыванием мяча; б) письменно:
мач-, темно-, меч-, посу-, глухо-, просту-, звез-, забо-, холо-, бесе-, кар-.
12) Определить место звука в словах. Поднять соответствующую цифру из ряда.
а) стрела, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, разбудит, достаток, продует, дремота, стыдно, продукты, дотронулся, трактор, стрелять, приведут, дует, тронут, оттуда, подросток.
б) борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, подбодрил, дожидался, дотащить, отобедал, трудно, водосток, простуда. Добыча, раздобыл, водопроводный, подбородок.
13) Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.
Образец: тянул - дотянул
Тащить, топить, топать, таять, тянуть, нести, держал, дежурил, делал.
Объяснить, какой смысловой оттенок придает им приставка. Выделить цветными
карандашами буквы т и д.
14) Прочитать стишок. Исправить ошибку.
Поэт, придумав строчку,
В конце поставил дочку.
15) Четко произнести скороговорки вслед за логопедом и самостоятельно.
Топоры стучали до поры.
До поры стучали топоры.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
16) Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Алёнушки на сердце … .
На крыльце подгнила … . (доска, тоска)
Ветер … последние листья.
Придвинь гостю … . (стул, сдул)
Брат … экзамен.
Я … хорошим учеником. (сдал, стал)
Согласные дь—ть
ВИДЫ РАБОТ
1) Выделить звуки д' —т' из слова (в начальной позиции) по картинкам. (Выделить мягкие фонемы.)
2) Дифференциация в слогах: (Прочитать слоги.)
тя — дя атя — адя
те — де ате — аде
ти — ди ати — ади
тё — дё атё — адё
тю — дю атю — адю
3) Запись слогов под диктовку.
4) Сравнение слов-паронимов по звучанию и значению.
Дело — тело, день — тень, следит — слетит, ходите - хотите.
5) Дифференциация т' —д' в словах (или выделить мягкие фонемы). Поднять соответствующую букву.
Затихли, задел, тени, стёкла, раздели, диво, мать, дело, девица, молодец, лебеди, водичка, дивный, стихи, сеять, делить, девять, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.
6) Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию ть, дь).
Садик, стекло, ветер, стирка, водил, тёрка, тетерев, темно, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил.
7) Запись слов выборочная.
а) только со звуком т. Девица, тёмный, степь, стенка.
б) только со звуком д. Пастила, иди, водичка, потёмки, задел.
8) Разложить картинки в две колонки по наличию звуков т, д.
9) Определить место звука в словах (поднять соответствующую цифру):
т — ботинки, затихли, дети, спать, тепло, растение, потемнело, протянуть, стены, растирать, ребятишки, дотянулся, победитель, прелесть, кровать, стебель, сырость, прелесть, скорость, спортивный, растирать, тетерев, делитель.
д — нарядил, удивился, придём, разбудил, придётся, переделать, сидеть, раздевалка, победил, ведерко, тетради, трудимся, студень, трудился, одежда, стадион, разделить, лебеди, смородина, продержит, самодельный.
10) Изменить слова по образцу. Подчеркнуть т', д' цветными карандашами.
Войди - войдите, иди - ..., уйди - ..., приди - ..., отойди - ..., найди - ..., уведи -…, зайди - …, приходи - …, погляди - …, перейди - …, проследи - …, погоди - …, наряди - …
Согласные д-т, дь-ть
1) Чётко произнесите скороговорку:
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбит, два долбит —
Носом в небо угодит.
2) Анализ предложений с составлением схемы.
Сова сидит в темноте. Дикая утка ведёт утят. Тают льдинки на стекле. Зачастили дожди.
Потемнела стена.
3) Вставить пропущенные буквы т, д. После анализа записать в тетрадь.
-ё-я и -я-я угос-или -е-ей мё-ом.
-е-ишки пус-или ло-очки по во-е.
-е-ерев люби- си-е-ь на -ереве.
-е-и гос-или у -ё-и в -еревне.
4) Прочитать отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум», вставить вместо черточек пропущенные буквы т, д. При повторном хоровом чтении поднимать в местах пропуска соответствующие буквы:
И-ё-, гу-и- Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расхо-и-ся
в-руг ве-ер верховой:
качнё- кус-ы ольховые,
по-ниме- пыль цве-очную,
как облако: всё зелено,
и воз-ух, и во-а!..
Как молоком обли-ые,
с-оя- са-ы вишнёвые,
тихохонько шумя-;
пригре-ы -ёплым солнышком,
шумя- повеселелые
сосновые леса;
а ря-ом новой зеленью
лепечу- песню новую
и липа бле-нолис-ая,
и белая берёзонька
с зелёною косой!
Шуми- -рос-инка малая,
шуми- высокий клён ...
5) Списать, вставляя пропущенные буквы:
а) Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-у- в лес за яго-ами. -у- -убы. Бу-у- и жёлу-и.
б) -е-и си-я- под с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-е- руби-ь сухие сучки. «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-».
6) Слуховой диктант:
а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.
б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.
7) Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т, д.
-дал, -тащил, -таял, -делил, -дышался, -давил, -дежурил, -точил, -дохнул, -тянул,
-толкнул, -далился.
8) Прочитать загадку, вставляя буквы т, д:
У ро-и-елей и -е-ок
вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы.)
9) Тексты для графического диктанта.
Тают льдинки на стекле.
Дикая утка ведёт утят.
Сова видит в темноте.
а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.
б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку.
10) Прочитать текст, вставляя пропущенные буквыт, д:
а) поднять соответствующую букву;
б) вписать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.
-ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало
в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.
Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», — -оропливо с-учал он по с-ёклам. И
ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере- -омом.
Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался по-
о-еялом, ус-раиваясь у-обнее.
К у-ру -ож-ь прошёл, но небо ещё было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и
сле-а. Широкий -вор был покры- синими лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был
полон шумом па-ающей во-ы...
Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы,
шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ы.