Таб.18. Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
(по: Стил Дж. , Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. , 1997)
Стадия (фаза) | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Возможные приемы и методы |
1. Вызов (evocation) | направлена на: - вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; -активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | направлена на: -вспоминание того, что ему известно по данному вопросу; -выдвижение предположений; -систематизацию информации до изучения нового материала; -формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. | составление блока «известной информации»: -рассказ-предположение по ключевым словам; -графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; -выбор среди верных и неверных утверждений; -перепутанные логические цепочки. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |||
2. Осмысление содержания (realization of meaning) | направлена на: -сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | направлена на: -восприятие (аудийное, визуальное), текста; -использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации). | методы активного чтения/восприятия: -маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»; -ведение различных записей типа бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»); -поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах. | |||
3. Рефлексия (reflection) | направлена на: возвращение учащихся к первоначальным записям-предположениям; -внесение изменений, дополнений; -творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | направлена на: -сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания. | -заполнение кластеров, таблиц; -установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных круглых столов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ; -исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, с.11-14]:
1) вызов (evocation): актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения (если представить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова);
2) осмысление содержания (realization of meaning): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения;
3) рефлексия (reflection): размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.
В процессе занятий в аудитории «рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы задать вопрос и т.д.). … Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращается в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешимы. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознавать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии» [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, с.19].
Деятельность педагога на первой стадии направлена на актуализацию у аудитории уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, на активизацию деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. В ответ на это учащиеся, работая в группах, парами или индивидуально, вспоминают известную им информацию по данному вопросу, систематизируют ее, выдвигают те или иные предположения, задают вопросы. Возможные технологические приемы: составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация (в том числе – графическая) материала (кластеры, таблицы); набор верных и неверных утверждений, перепутанных логических цепочек и т.д. Все это обсуждается на занятии.
«В процессе реализации стадии вызова важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей» [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, с.15].
Деятельность педагога на второй стадии направлена на сохранение интереса к теме занятия, на постепенное продвижение от «старого» к «новому». Учащиеся читают/воспринимают тексты, ведут записи по мере их осмысления, получения новой информации, ищут ответы на поставленные на первой стадии вопросы. Для восприятия и анализа текстов используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков (+ ? – и др.), ведения записей типа дневника или «бортового журнала».
Здесь активно применяется так называемая технология «инсерт/insert» [Vaughan, Estes, 1986]: