Школа и педагогика в 1980 – годы.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось новыми попытками начать очередную образовательную реформу. Поэтому, вероятно, под значительным влиянием доклада «Страна в опасности», подготовленного в 1983 году Комиссией по усовершенствованию образования США и наметившей в них широкомасштабную реформу, Министерство просвещения СССР по решению партийного руководства страны наметило реформу отечественного образования в целях сохранения образовательного паритета с США. Основные направления предстоящей реформы были сформулированы в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессио­нальной школы» (1984). «Важнейшая, непреходящая задача советской школы, – отмечено в этом документе, — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение. Предстоит при­вести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-тех­нического прогресса, возрастными особенностями учащихся учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия».

Исходя из «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», последующего постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» Министерством просвещения СССР был разрабо­тан и утвержден «Типовой учебный план общеобразовательной школы», согласно которому в средней школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения и в нее стали принимать детей, до­стигших 6-летнего возраста. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 г.

Одной из приоритетных задач реформы 1984 г. было урав­нивание школы и системы профессионально-технического образования с точки зрения целей, задач и уровня обучения. На школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне СПТУ (средних профессиональ­но-технических училищ). Для реализации этой идеи была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались раз в неделю одной из рабочих профессий.

В связи с началом в 1985 г. политического курса так называемой «Перестройки» и изменением приоритетов в области образования, произошел отказ от многих положений, по сути, еще не начавшейся реформы. Было отмечено, что все намечавшиеся преобразования не соответствовали принципу широко трактовавшегося политехнизма, который исповедо­вался советской школой и педагогикой с момента их воз­никновения, а внешние факторы приводили к попыткам пре­вратить общеобразовательную школу в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении ее образова­тельного уровня.

В феврале 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС по вопросам образования, на котором было принято постановление, содержащее указание приступить к реформированию общего среднего образования и разработать концепцию общего среднего образования и Положение о средней общеобразовательной школе. В марте 1988 г. на основе трех ведомств – Министерства просвещения, Министерства высших учебных заведений и Государственного комитета по профессиональному образованию – был создан Государственный Комитет СССР по народному образованию, ставший своего рода центром начавшейся реформы. В июне 1988 года под его эгидой был образован Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа», в который вошли известные отечественные педагоги и психологи: Э.Д. Днепров, А.В. Петровский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, Б.М. Неменский и др. Основная задача ВНИКа заключалась в составлении программных документов реформы школы и сопровождение их дальнейшей реализации. Уже в июне 1988 года разработанные ВНИКом «Концепция общего среднего образования» и «Положение о средней общеобразовательной школе» были приняты и утверждены Государственным Комитетом СССР по народному образованию.

Проходивший в де­кабре 1989 г. съезд работников народного образования так же одобрил новые документы о средней школе и опре­делил основные принципы намеченных преобразований. Это – демокра­тизация образования, его многовариантность и многоукладность; открытость инновациям; регионализация образовательных систем; учет региональных и национальных особенностей; гуманизация воспитания, гуманитаризация образования; обеспечение разнообразия форм и дифференциации обучения; непрерывный характер образования и обучения. Принципы реформирования, сформулированные «изнутри» системы, определяли в первую очередь содержательные из­менения в целях, задачах и методах обучения подрастающего поколения, но практически не касались организационно-экономических основ функционирования средней и высшей школы. Но, как показали дальнейшие события, их реализация, предполагавшая существенную активизацию деятельности образовательных учреждений, невозможна без адекватного расширения их экономических возможностей и хозяйственной самостоятельности.

19.5. Развитие системы образования в Российской Федерации.

В 1991 г. СССР прекратил свое существование – союзные рес­публики обрели статус независимых государств. Происходящие в дальнейшем измененияв системе образования в Российской Федерации были связаны в первую очередь с развитием новых видов образовательных учреждений, внедрением и распространением новых иннова­ционных и авторских программ обучения, введением альтер­нативности в образовании и отказа от всеобщей унификации обучения и пр. Так, сложился широкий спектр видов учреждений дошкольного образова­ния. Есть детские сады с приоритетным осуществлением од­ного или нескольких направлений развития воспитанников, компенсирующего вида, ухода и оздоровления, комбиниро­ванного вида, центры развития ребенка. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углублен­ным изучением предметов — гимназии, лицеи.

В системе государ­ственных учреждений среднего профессионального образова­ния появились новый вид учебных заведений — колледжи, где ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществле­ния других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. Развитие вариативности учебных заведений профессио­нального образования сопровождалось преодолением сло­жившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными струк­турными сдвигами экономики, развитием региональных рын­ков труда. Одним из существенных изменений в деятельности обра­зования стало развитие вариативности образовательных про­грамм, что способствовало возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации обучения на требования рынка.

Нормативной базой осуществления преобразований в об­разовательной сфере на начальном этапе явились указ Прези­дента «О первоочередных мерах по развитию образова­ния в РСФСР» от 11 июля 1991 г., Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в действующей редакции 1996 года. Эти документы в основном соответствовали приведенным выше принципам реформирования образования, однако далеко не все из них нашли в этих документах адекватное отражение. В них была также подчеркнута приоритетность для государства развития этой сферы.

Закон «Об образова­нии» разрешил создание негосударственных образователь­ных учреждений, установив порядок их лицензирования и государственной аккредитации. Расширение прав и возможностей учебных заведений не­избежно вело к сокращению влияния всех уровней «управленческой надстройки» над школами, техникумами, вузами.

В целом, с принятием Закона «Об образовании» закончил­ся первый этап реформ. Разработана и стала реализовываться стратегия и комплекс­ная программа реформирования образования, его стабилиза­ции и развития.

В июле 1994 г. в Закон были внесены некоторые поправки. Так, редакция 1996 г. Федерального закона «Об образовании» установила ряд положений, отсутствовавших в начальной редакции: гарантии общедоступности и бесплатности полу­чения образования всех ступеней общего образования; отмену конкурсной системы отбора в государственные и муниципаль­ные учреждения для получения среднего полного общего и начального профессионального образования; установление права на внеконкурсный прием в государственные и муници­пальные образовательные учреждения среднего профессио­нального и высшего профессионального образования детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй группы при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.

Так же закон «Об образовании» в редакции 1992 г. допускал приватизацию об­разовательных учреждений, что вызвало резко негативную реакцию руководящих работников системы образования и части педагогической и широкой общественности. Эти положения были отменены его редакцией от 1996 г., содержащей прямой запрет на приватизацию государственных и муници­пальных образовательных учреждений. Становление автономии образовательных учреждений со­провождалось развитием их вариативности.

Закон закрепил права школ, средних специальных и выс­ших учебных заведений предоставлять платные дополни­тельные образовательные услуги, не предусмотренные обяза­тельными образовательными программами и государствен­ными стандартами, и заключать договора с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обу­чающихся и переподготовке специалистов, обозначив грани­цы приема на основе полной платности в 25% от количества обучающихся по каждой специальности (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление).

Были приняты и другие законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие функционирование образовательной сферы. Так закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ определил основные положения государственной политики и государственные гарантии граждан Российской Федерации в области высшего и после­вузовского профессионального образования, зафиксировал принцип автономии вузов и характер их академических сво­бод. В нем охарактеризована система высшего и послевузов­ского профессионального образования (гл. 2 Закона), выде­лены ее ступени (подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров), регламентирован порядок созда­ния и реорганизации вузов, их лицензирование и аккредита­ция, порядок приема в вузы и т.д. Впервые в практике зако­нодательной регламентации деятельности образования в За­коне появилась статья «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профес­сионального образования, их права и обязанности», фикси­рующая эти права и обязанности для широкого круга уча­щихся, преподавателей и работников вузов. В Законе харак­теризуется также система управления высшим образованием и его экономика.

Одним из важнейших государственных приоритетов в 1990-е гг. в сфере образования стала гуманизация воспитания и гуманитаризация образования. Под этим процессом подразумевается система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и ведущих к формированию личностной зрелости обучаемых. Этот процесс должен был охватывать всю образовательную «вертикаль»: от дошкольных образовательных учреждений до ВУЗа включительно. Необходимость гуманитаризации образования виделась в усилившейся в советский период дисгармонии в иерархии целей образования: преобладание технократических целей над гуманитарными. Преобладание технократических ориентиров вело к потере гуманитарной составляющей в образовании, когда учебные предметы оставались разобщенными, а их логическая составляющая преобладала над социальной и историко-культурной.

Осуществление идей гуманитаризации образования и, в первую очередь, общего среднего образования, виделось в 90-е гг. через реализацию следующих направлений: Во-первых, пересмотр учебных планов и программ в сторону увеличения часов на изучение культурологических и гуманитарных дисциплин; Во-вторых, пересмотр содержания учебного материала по естественнонаучным и математическим дисциплинам в направлении включения в него элементов истории науки, психологических портретов ученых и пр. с целью формирования на этой основе мировоззрения учащихся. В-третьих, пересмотр подготовки и подбора педагогических кадров, прежде всего, через формирование отношения учителя к своей работе как к службе, на которую он идет по призванию и с которой связывает свою жизнь.

С реализацией этих положений теснейшим образом была связана проблема гуманизации образования и воспитания. Идея гуманизации была связана с бытовавшим в 90-е гг. среди сторонников кардинальных реформ в образовании мнением о, якобы, крайней обезличенности советской школы, о подходе в ней к ученику как к «объекту» воспитания, в видении в нем не цели, а средства педагогического воздействия. Основной путь преодоления наблюдавшейся отчужденности учителей и учащихся сторонникам реформ как раз и виделся в осуществлении гуманизации воспитания. По их убеждению, этот процесс может быть осуществим лишь на основании использования ряда идей: реализма целей воспитания, сотрудничества детей и взрослых, возможности самореализации ребенка, личностной направленности воспитания.

Оценивая характер и итоги образовательных реформ второй половины 80-х гг. можно проследить несколько наиболее их ярких черт. Во-первых, следует обратить внимание, что реформа общеобразовательной школы проходила в условиях серьезных политических и социально-экономических изменений в стране, чем отчасти и объясняется достаточно радикальный для своего времени характер этой реформы. С другой стороны, реформа происходила в условиях прежнего социалистического строя, и вряд ли от нее можно было ожидать каких-либо принципиально новых результатов. Во-вторых, многое из положений реформы повторяло уже ранее пройденное: 11-летняя общеобразовательная школа, ее активная политехнизация, попытки уравнивания общего и профессионального образования и многое другое.

Осознание определенной бесперспективности такого характера реформ привело к новому их этапу, происходившему уже в 90-е гг. в условиях новой политической системы в России. Отправным пунктом очередного этапа реформ стало принятие Закона «Об образовании». Реализация основного принципа реформирования - альтернативности и инновационного характера образовательной деятельности привел к отказу от унификации в образовании и построении на этом принципе новых учебных планов, программ и учебных пособий, появлению новыхпо сравнению с советским периодом видов общеобразовательных школ:гимназий, лицеев, образовательных комплексов, развитию негосударственного образования.

Следует отметить, что на данном этапе реформ одни из ведущих принципов – гуманизация обучения и гуманитаризация образования были недостаточно ясно обоснованы, что и отразилось на их реализации. В частности, убеждение в том, что советская педагогика была «негуманной» приводило к необоснованному толкованию и осмыслению деятельности школы и развитию педагогики в советский период. А подход к реализации гуманитарной составляющей строился на очередном кардинальном перераспределении и переструктурировании содержания образования без серьезной его переработки и осмысления. Так же в 90-е гг. предпринимались достаточно слабые попытки включить Россию в мировое педагогическое и образовательное сотрудничество, поскольку в педагогической науке и общественном сознании продолжал доминировать подход: «мы» и «они». Осознание этих и ряда других просчетов реформ 80-90-х гг. привело к идее модернизации российского образования на принципиально новых началах.

Новый этап модернизации сферы общего образования предложен на основе «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» и разработанной на ее основе «Концепцией реформирования российского образования до 2010 года». Последняя была одобрена Правительством РФ в октябре 2001 года. Одним из основных принципов которой стала идея увеличения «соучастия» населения в финансировании образовательных учреждений. В Концепции также отмечается, что «образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства», а государство «восстановит свою ответственность и активную роль» в сфере образования. В документе, в частности, отмечается необходимость формулирования общенациональной образовательной политики, которая позволит достичь современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Она должна отражать общенациональные интересы в сфере образования и учитывать общие тенденции мирового развития.

В качестве основного направления этой политики можно выделить следующее:

- поиск путей для перехода к качественно новому содержанию образования и разработки новых стандартов общего и профессионального образования. Педагогическое обоснование принципов компетентностного подхода;

- развитие идей непрерывного образования. Обеспечение каждому человеку институциональных возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории и получения профессиональной подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личного роста;

- разработка единой номенклатуры квалификаций и образовательных программ, адекватных потребностям рынка труда и личности. Проблемы повышения качества профессионального образования и его конкурентоспособности. Защита национальных рынков образовательных услуг;

- теоретическое обоснование возможности создания международной сети непрерывного образования и международного рынка труда. Разработка системы мер по обеспечению участия всех европейских стран в Болонском и Копенгагенском процессах.

С 2006 года в нашей стране стал осуществляться крупномасштабный Национальный проект «Образование», предусматривающий существенное увеличение финансирования сферы образования, укрепления инфраструктуры образовательного процесса, усиление компьютерного оснащения школ, поддержки лидеров (лучших школ, учителей, талантливой молодежи). Главной задачей проекта ставится обеспечение доступности качественного образования.

Объективная оценка результатов реализации Национального проекта «Образование» и итогов комплекса мер по реформированию всей системы российского образования предстоит в дальнейшем.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

Андреева И.Н. Философия и история образования. М,. 1999.

Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М., 1984.

Джуринский А.Н. Высшее образование: история и современные тенденции развития. М., 2003.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003, 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999, 2000.

Джуринский А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики. М.,2005.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д. 2000.

Дьячков А.И., Боброва А.Д. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. – М., 1964.

Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1974.

История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 2000.

История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 2000.

Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М.,1978.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / научная ред. З.Н. Васильева. М.,2001.

История педагогики как учебный предмет / Под ред. К.И. Салимовой. М., 1996.

История среднего профессионального образования в России – М., 2000.

История физической культуры. – М., 1964.

Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М., 1993.

Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М., 1993.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. 2-е изд. – М.,2001.

Коджаспирова .Г..М. История и философия образования в таблицах и схемах. М.,1998.

Корнетов Г.Б.Введение в педагогику. Ч.1 – 2. М.,2006.

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

Корнетов Г.Б. История педагогики. М., 2002.

Корнетов Г.Б. Образование человека в истории и теории педагогики. М.,2006.

Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.

Латышина Д.И. История педагогики. М.,2003.

ЛушниковА.М.История педагогики.Екатеринбург,1994.

Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. М., 1991.

Мосолов В.А. Очерки истории образования и педагогической мысли. С.Пб., 2005.

Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.

Очерки истории российского образования ВЗтт.М.,2002.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-3. М., 1988-1991.

Педагогика народов мира. История и современность / автор проекта К.И.Салимова М.,2000.

Педагогический энциклопедический словарь.М.,2002.

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В.Давыдов Т.1. М.,1993. Т.2. М.,1999

Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1-3. М., 1994.

Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. М.,1986.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика / Пер. с нем. М.,1979.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и автор вводных очерков А.И.Пискунов. Изд. 2. – М, 1981.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. – Изд.2. – М., 1986.

Юдина Н.П. Гуманистическая метатрадиция в европейской и отечественной педагогике. Хабаровск, 2006.

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВАМ

Введение

Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики / Под ред. К.И.Салимовой. М., 1987.

Бим –Бад Б.М.Очерки по истории и теории педагогики. М.,2003.

Бобрышев С.В.Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. Ставрополь, 2006.

Бутов А.Ю.Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М., 2001.

Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б.Корнетова и В.Г. Безрогова. М.,1996.

Джуринский А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики. М.,2005.

История педагогики как учебный предмет /Под ред. К.И.Салимовой, М., 1996.

История педагогики на пороге ХХI века: историография, методология, теория. В 2 ч./Под.ред. Г.Б.Корнетова и В.Г. Безрогова. М.,2001.

Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М., 1993.

Копыл А.Н. Парадигмально - цивилизационный подход к осмыслению истории русской педагогики. Ростов—на – Дону, 2004.

Корнетов Г.Б.Педагогика: теория и история. М.,2003.

Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.

Образование: идеалы и ценности (Историко-теоретический аспект). М, 1995.

Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики ( конец Х1Х – 90-е годы ХХ века). В 2 – т.М., 2000.

Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. /Под. Ред. Б.М.Бим – Бада, О.И.Салимовой.М.,1986.

Юдина Н.П.Современные подходы к исследованию историко-педагогического процесса в свете тенденций постнеклассической рациональности. Хабаровск, 2001.

Глава 1. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в античном мире

Аристотель.Политика//Древнегреческая философия.М.–Харьков,1999. С.441-669.

Джуринский А.Н. История педагогики древнего и Средневекового мира. М., 2000.

Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч.1.-2. М.,1994.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIХ столетия. М.,2006.

Корнетов Г.Б.Становление воспитания как общественного явления.М.,1992.

Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С.Школа, воспитание и педагогика цивилизаций БлижнегоВостокаМ.,1993.

Платон. Государство. Книги 2-4 // Сочинения: В 3-х тт. т.3. Часть 1

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1. М., 1961.

Тейлор Э.Б. Первобытная культура. /Пер. с англ. – М., 1969.

От глиняной таблички к университету : Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья/ Под. Ред. Т.Н.Матулис.М.,1998.

Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. – М., 1974

Человек античности: Идеалы и реальность/Сост. В.И.Исаев.М.,1992.

Глава 2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2.т. / Сост.В.Г.Безрогов,

О.И.Варьяш .М.,1994.

Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч.1.-2. /Подред.В.Г.Безрогова. М.,1994.

Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. В.2ч./ Под ред.О.И.Салимовой, В.Г.Безрогова. М.,1989.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIХ столетия. М.,2006.

От глиняной таблички к университету : Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья / Под. Ред. Т.Н.Матулис.М.,1998.

Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах/Сост.В.Г.Безрогов. М,1996.

Традиции образования и воспитания в Европе ХI- ХVII.Иваново,1995.

Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и начала Нового времени. /Подред.В.Г.Безрогова.М., 1991

Глава 3. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2.т. / Сост.В.Г.Безрогов,

О.И.Варьяш .М.,1994.

Баткин Л.М. Гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. /Подред.В.Г.Безрогова.М., 1990.

Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч.1-2. /Подред.В.Г.Безрогова.М.,1987.

Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. В.2ч./ Под ред.О.И.Салимовой, В.Г.Безрогова. М.,1989.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIХ столетия. М.,2006.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / ч.1. Западная Европа. – М., 1996.

Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х книгах. М., 1979.

Мор Томас. Утопия / Пер. с лат. – М., 1953.

Образ человека в зеркале гуманизма./Сост.Н.В.Ревякина.М,1999.

От глиняной таблички к университету : Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья/ Под. Ред. Т.Н.Матулис.М.,1998.

Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах/Сост.В.Г.Безрогов. М,1996.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1961.

Роттердамский Эразм. Похвала глупости. – М., 1983.

Традиции образования и воспитания в Европе ХI- ХVII.Иваново,1995.

Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и начала Нового времени. /Подред.В.Г.Безрогова.М., 1991.

Глава 4. Становление педагогики как науки в Западной Европе и Северной Америке

( XVII – XVIII вв.)

Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. М., 1989.

Величие здравого смысла:Человек эпохи Просвещения/Сост.С.Я.Карп.М.,1992.

Гельвеций К.А. О человеке // Сочинения: В 2-х т. – Т.2. – М., 1974. ‑ С.5-568.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. /Подред.В.Г.Безрогова.М.,1990.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2-х т. – Т.2. – М., 1991. – С.342-506.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIХ столетия. М.,2006.

Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

Локк Д. Мысли о воспитании // Соч. – Т.3. – М., 1988. – С. 407-608.

Лордкипанидзе Д.О. Я.А.Коменский.М.,1970.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / ч.1. Западная Европа. – М., 1996.

Педагогические идеи Великой французской революции. Речи и доклады. – М., 1926.

Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р Оуэна. – М., 1940.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. – В 2-х т. – М., 1981.

Пискунов А.И. Очерки истории немецкой прогрессивной педагогики.М.,1960.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1981.

Традиции образования и воспитания в Европе ХI- ХVII.Иваново,1995.

Глава 5.Педагогическая мысль и школа в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в)

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв./ Сост.Ф.Д.Бабишин. М.,1985.

Богуславский М.В.Образование // Россия: Энциклопедический справочник. - М., 1998.

Бернштейн С. Б. Константин Философ и Мефодий. М., 1984.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х–XVII веков. М., 1990.

Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.,1987.

Князев Е.А Российская история XVII –XIX вв. М., 2006

Князев Е.А Русская история до XVII в. М., 2005

Князев Е.А. Родная старина. М.,1996.

Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (ХVI –XVII вв.). М.,2000.

Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления(VIII –ХVIIIвв.). М.,2002.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века.). М., 1998.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2, ч. 2 М.,1994.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца ХVII в. /Под ред. Э.Д.Днепрова. М., 1989.

Петров В.М.Семейно – школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России. Орехово – Зуево,1992.

Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М. 1983.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории, СПб., 1999.

Сказания о начале славянской письменности./ Вступ. статья, пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 2001.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.,1995.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1998.

Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. Ч.1./ Сост. О.Е.Кошелева,Л.В.Мошкова. М.,1992.

Глава 6. Школа и педагогическая мысль в России XVIII в

Антология педагогической мысли в России XVIII в. / Сост.А.И.Соловков М., 1985.

Блинов В.И.Развитие теории и практики образования в России ХVIII –ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания.М.,2001.

Богуславский М.В.Образование // Россия: Энциклопедический справочник. - М., 1998.

Богуславский М.В.Подвижники и реформаторы российского образования : Историко-биографические очерки. М., 2005.

История педагогики. С середины XVII в. до середины ХХ века. М., 1998.

Князев Е. А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII - XIX вв. М. 2001.

Князев Е. А. Российская история XVII – XIX вв. М. 2006.

Князев Е.А. Автономия и авторитарность (Исторический обзор реформ отечественного образования). М.,1991.

Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления(VIII –ХVIIIвв.). М.,2002.

Лебедев Е. Н. Ломоносов. М., 1990.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.,1991.

Ломоносов М.В.Антология гуманной педагогики/Сост С.Ф.Егоров.М.,1997.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2, ч. 2 М.,1994.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – первая половина XIX в. /Под ред.М.Ф.Шабаевой. М., 1973.

Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.,1978

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. М., 1988.

Глава 7. Педагогика и образование в странах Западной Европы

и США в XIX веке

Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. М.,1990.

Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии. О преподавании философии в гимназиях // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т. – Т.1. – М., 1970. – С. 395‑416, 563-574.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.,1998.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003, 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999, 2000.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.

Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М.,1978.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории: Религия в пределах только разума. Часть первая. IV; О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С.43-59, 110-124, 445-504.

Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х т. М., 1978.

Педагогика народов мира. История и современность/ автор проекта К.Салимова. М.,2000.

Пискунов А.И. Очерки истории немецкой прогрессивной педагогики.М.,1960.

Спенсер Г.Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.,2002.

Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России

первой половины XIX в

Антология педагогической мысли России первой половины XIХ в./ Сост. П.А. Лебедев. М.,1987.

Антология педагогической мысли: В 3-х т.: М., 1988 - 1989.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

Блинов В.И.Развитие теории и практики образования в России ХVIII –ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М.,2001.

Богуславский М.В.Образование // Россия: Энциклопедический справочник. - М., 1998.

Богуславский М.В.Педагогическая наука // Россия. - М., 2004.

Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.,1988.

Егоров С.Ф. История педагогики в России: хрестоматия. М.,1999.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1.Л.,1991.

История педагогики. С середины XVII в. до середины ХХ века. М., 1998.

История философской мысли в Московском университете. М., 1982.

Каменский З. А. Тимофей Николаевич Грановский. М., 1988.

Киреевский И. В. Избр. статьи. М., 1984.

Князев Е. А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII - XIX вв. М., 2001.

Князев Е.А. Автономия и авторитарность (Исторический обзор реформ отечественного образования). М.,1991.

Князев Е.А. Российская история XVII - XIX вв. М., 2006.

Левандовский А.А. Время Грановского. М., 1990;

Наши рекомендации