Глава 19. Школа и педагогика в СССР и России во второй половине ХХ века
19.1. Развитие общеобразовательной школы во второй половине 1940 – х -50 – е годы.
Годы Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства не могли не оказать влияния на обновление педагогической теории и практики. В первые послевоенные годы общеобразовательная школа работала по учебному плану, принятому в 1940/41 учебном году с некоторыми коррективами, продиктованными требованиями военного времени.
В связи с переходом школы к обучению детей с семилетнего возраста возникли трудности в усвоении учащимися III класса курсов истории, естествознания и географии, поэтому с 1945/46 учебного года эти предметы были сохранены как самостоятельные только в IV классе. С 1946 г. этой проблемой занимались преимущественно институты АПН РСФСР. В Научно-исследовательском институте методов обучения была создана программная комиссия, в которую вошли научные сотрудники академии, учителя, директора школ. Комиссия занималась разработкой теоретических основ содержания образования, усовершенствованием учебных планов и программ общеобразовательной школы.
В 1946/47 учебном году в связи с отменой военной подготовки учащихся V-VII классов и изменением характера допризывной подготовки юношей в VIII-X классах были внесены некоторые изменения в учебный план общеобразовательной школы всех регионов. В старших классах увеличивалось время на изучение родного языка и литературы, иностранного языка, физической культуры. При этом русский язык и литература как учебные предметы были переструктурированы и объединены.
Нашел отражение в учебном плане и кратковременный опыт преподавания некоторых предметов. Так, на основе постановления ЦК ВКП(б) 4 декабря 1946 г. «О преподавании логики и психологии в средней школе» в 1947—1951 гг. в старших классах средней школы (сначала в крупных городах, а затем повсеместно) преподавались логика (в IX классе — 2 ч в неделю) и психология (в X классе – 2 ч. в неделю). В 1955 г. было отменено преподавание курса логики, а в 1958 г. – психологии.
Улучшению учебно-воспитательного процесса в школах в значительной степени содействовала активно проводившаяся в послевоенные годы работа по совершенствованию действующих и созданию новых учебников.Начали практиковаться в эти годы открытые и закрытые конкурсы на составление школьных учебников, стали создаваться пробные учебники.
Вопрос о трудовом воспитании, политехническом обучении и о подготовке учащейся молодежи к практической деятельностирассматривался на сессии АПН РСФСР в июне 1949 г. Внимание участников сессии было сосредоточено на определении путей реализации политехнического принципа в учебной работе, в процессе изучения основ наук. Рассматривались вопросы отбора комплекса практических работ в учебных кабинетах и на пришкольных учебно-опытных участках, включения учащихся средних и старших классов в общественно полезный труд. В этом направлении развернулась исследовательская работа в институтах АПН РСФСР, институтах педагогики (школ) союзных республик, в педагогических институтах.
XIX съезд ВКП (б) (1952) поставил задачу приступить к осуществлению политехнического обучения в средней общеобразовательной школеи провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению. В этом документе подчеркивалась необходимость подготовки молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, к практической деятельности, к труду в сфере материального производства Решение этой задачи потребовало дальнейшего усовершенствования учебных планов и программ, однако реализация этой меры происходила уже в условиях меняющегося политического курса. В новых условиях учебные планы и программы, в первую очередь, должны были обеспечить политехническую направленность содержания школьного образования, определить в нем место трудового обучения и воспитания. Научно-исследовательские учреждения, опираясь на опыт передовых школ и учителей, призваны были работать над повышением научно-теоретического уровня программ и пересмотром учебной нагрузки учащихся.
На основе изучения опыта и научных исследований (включая экспериментальную проверку различных вариантов подготовки учащихся к практической деятельности), Академия педагогических наук РСФСР сформулировала два основных положения, на которых должна была строиться система политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ:
· политехническое обучение необходимо в целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы. Школа должна закладывать фундамент общей, трудовой и технической культуры работника производства;
· политехническое обучение не заменяет профессионального, но облегчает овладение профессиональными знаниями и навыками, создает условия для свободного выбора профессии.
Исходя из этих общих положений, ученые-педагоги начали разработку учебных планов и программ. В них предусматривались уроки ручного труда в начальных классах, практические занятия в школьных мастерских и на пришкольных учебно-опытных участках, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, механической и химической технологии, агрономии, которые должны были войти в содержание политехнического обучения в общеобразовательной школе.
Результатом этой деятельности стал новый учебный план, введенный в 1955/56 учебном году в массовой школе. Политехническое образование и трудовое обучение должны были осуществляться как в процессе изучения основ наук (физики, математики, химии, биологии и др.), так и путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда в I—IV классах; практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских в V—VII классах; практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в VIII—X классах. Это обусловило изменения в составе предметов в учебном плане и в количестве часов на их изучение.
После XX съезда КПСС была организована проверка эффективности новых (экспериментальных) учебных планов общеобразовательной школы (под руководством С. Г. Шаповаленко, М. Н. Скаткина, Э. И. Моносзона). Проект учебного плана предусматривал увеличение времени на труд в I — VII классах, введение нового предмета — основы производства — в VIII — X классах (элементы машиноведения, электротехники и промышленного производства в городской школе, основы растениеводства, животноводства, механизации и электрификации сельского хозяйства — в сельской). Специальное время отводилось на учебно-производственную практику в V— IX классах. Несколько сокращалось, соответственно, количество часов на изучение общеобразовательных дисциплин. Разработаны были новые программы по труду, основам производства и производственной практике. Предусматривалось время на факультативные практические курсы по выбору.
Министерство просвещения РСФСР разработало документацию о содержании и организации опытной работы, о методах производственного обучения, об особенностях учебной работы в опытных классах, об учебных планах и программах для этих классов.
Решение задач политехнического образования и трудовой подготовки учащихся было связано с серьезными трудностями. Выделение значительного количества учебных часов на трудовую подготовку без коренного пересмотра программ по общеобразовательным дисциплинам приводило к учебной перегрузке школьников. Продолжительность учебного года увеличилась с 32 до 34 недель. В каждом классе предусматривались обязательные экскурсии на природу, а в старших классах – на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы. Школьники включались в посильный общественно полезный труд. Все эти меры повлекли за собой сокращение времени на изучение основ наук, особенно гуманитарных.
В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В соответствии с этим Законом вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет. Кроме того, в школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, введена обязательная производственная подготовка. В большинстве школ обучение в XI классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из дефицитных рабочих специальностей.
Восьмилетняя школа, согласно постановлению, должна была обеспечить более основательную, чем семилетняя, подготовку своих выпускников, дать им соответствующие общеобразовательные и политехнические знания и воспитать психологическую готовность к труду. Средняя общеобразовательная школа призвана была дать молодежи общее политехническое образование и обеспечить профессиональную подготовку,дающие возможность как для поступления в высшие учебные заведения, так и для работы в той или иной отрасли народного хозяйства и культуры. С этой целью в учебных планах IX—XI классов одна треть времени отводилась на профессиональную подготовку и производительный труд. Профессиональная подготовка старшеклассников должна была проводиться в учебных мастерских и в производственных цехах предприятий, на стройках, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах и др. На промышленных предприятиях создавались учебные цехи, участки, пролеты для производственного обучения учащихся старших классов. Колхозы и совхозы выделяли в учебных целях сельскохозяйственные машины и комплекты машин, обслуживающих ученические производственные бригады.
Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Возникло даже особое название этого периода — «эпоха НТР» (научно-технической революции). Школьников стали знакомить с основами ядерной физики и атомной энергетики, химическими технологиями, существенно расширился круг математических знаний и т.д.
Увеличение количества часов в восьмилетней школе стало возможным в связи с продлением срока обучения на один год. Кроме того, для успешной реализации учебного плана продолжительность учебного года была увеличена с 32 до 38 недель (включая 2 недели на общественно-производственную практику) в V—VII классах, до 39 недель в средней школе. Изменение сроков обучения в школе потребовало и очередного изменения в учебных планах и в программах по ряду предметов. Работа по совершенствованию этих документов активно велась в последующие годы.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 2 июня 1959 г. «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях» учащиеся обязаны были дежурить в школе, сами убирать классы, выращивать деревья, цветы, работать в уголках живой природы, следить за чистотой и благоустройством школьного двора и спортивных площадок, ремонтировать и изготовлять учебно-наглядные пособия.
Был учрежден новый тип учебных заведений — профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет. Это дало возможность получить среднее образование многим людям, чье детство прошло в военные и послевоенные годы.
Следует отметить, что изменения, внесенные в структуру учебных планов и программ средней школы на основе Закона о школе 1958 г., были не достаточно обоснованы. Так, жесткое закрепление школ за предприятиями, находящимися на территории микрорайона школы, ограничивало свободу выбора учащимися профессии в соответствии с их интересами и склонностями; выделение большого числа часов на производственное обучение вело к снижению уровня общего образования, что наносило определенный ущерб делу подготовки кадров, обучения и воспитания молодого поколения.
Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых явных ее преимуществ обнаружено не было. Исходя из этого, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 10 августа 1964 г. приняли постановление о переводе средних школ снова на десятилетний срок обучения. Одиннадцатилетнее обучение было сохранено в вечерних (сменных) общеобразовательных школах страны, так как сокращение срока обучения в них могло отрицательно сказаться на качестве подготовки выпускников этих школ.
В конце 50-х — начале 60-х гг. в систему школьного образования вошли школы и группы продленного дня как важное средство дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем» предусматривалось открытие таких школ для учащихся I—VIII классов в городах, рабочих поселках и сельской местности по усмотрению местных органов управления при условии, что это не приведет к увеличению сменности занятий в школах данного города или села. Расходы на содержание школ с продленным днем предлагалось производить за счет бюджетов союзных республик. Колхозам рекомендовалось принимать участие в организации школ с продленным днем, в которых будут учиться дети членов колхоза, а также содержать за счет своих средств дополнительный обслуживающий персонал, участвовать в расходах на питание учащихся.
В осуществлении всеобщего обязательного восьмилетнего обучения и развития среднего образования на селе особое значение приобретало создание интернатов при восьмилетних и средних школах. Типовые здания для них указывалось строить за счет средств на жилищное строительство. Однако в начале 60-х гг. сельские интернаты могли вместить лишь половину нуждающихся в них учащихся.
При общем сокращении школьной сети, главным образом за счет свертывания малокомплектных начальных школ, число неполных средних школ значительно выросло, а средних — несколько сократилось за счет укрупнения и ликвидации малокомплектных и плохо оборудованных школ. Сеть сельских средних школ росла несколько быстрее, чем городских, что являлось отражением реализации политики «сближения города и села».
Следует отметить, что практиковавшиеся в 50-х гг. неоднократные реорганизации учебной работы, смена учебных планов и программ без достаточной фундаментальной подготовки к их реализации были проявлением известного субъективизма в решении вопросов народного образования. Это не могло существенно изменить основных направлений развития всей системы народного образования, но осложняло работу органов народного образования, учителей и учащихся, нарушало стабильность в деятельности школы.
Если в первые послевоенные годы при совершенствовании содержания школьного образования главное внимание уделялось повышению научно-теоретического уровня, то с конца 50-х гг., наряду с этой задачей, которая неизменно оставалась актуальной, все острее вставала проблема подготовки оканчивающих школу к жизни, к практической деятельности. Поиски ее оптимального решения нашли свое отражение в различных модернизациях учебных планов и программ. Однако радикальное преобразование средней школы в направлении профессионализации ее старшей ступени было недостаточно продуманным.
В целом, развитие педагогической теории и практики в 50-е гг. характеризовалось тенденцией реализации политехнического обучения в общеобразовательной школе, которое находило отражение в самых различных формах и направлениях. Например, путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда, практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских, основ сельского хозяйства, машиноведения и электротехники и др. Это вызвало пересмотр учебных планов и программ, увеличение срока обучения до 11 лет и годовой нагрузки до 38-39 недель. Произошло, как следствие, сокращение времени на изучение гуманитарных дисциплин и основ наук в целом. Мало этому содействовало и введение с 1959 г. обязательного дежурства в школе, уборки классных помещений, работы на пришкольном участке, самостоятельном ремонте учебных пособий и др.
К положительной стороне происходивших изменений можно отнести увеличение времени на факультативные практические курсы по выбору и введение обязательной производственной подготовки, ориентировавшей выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из дефицитных рабочих специальностей, что решало проблему нехватки кадров в сфере начального и среднего профессионального образования.