Глава 10. Общественно – педагогическая мысль и педагогическая наука в России второй половины ХIХ в.
Во второй половине XIX века происходил процесс становления и развития отечественной педагогической науки. Ее отличала центрация на важнейших проблемах воспитания и обучения, продуктивность предлагаемых решений, органичная связь с практикой. Педагогическая мысль объективно была нацелена на преодоление духовно-мировоззренческого кризиса возникшего после отмены крепостного права и связанного с утратой традиционных воспитательных ценностей.
Развитие педагогического знания предполагало разработку философии образования, теорию обучения и воспитания, содержания образования дидактики и частных методик. Предстояло создать основы новой образовательной среды, организации учебно-воспитательного процесса и многое другое. Естественно, важнейшей проблемой являлась подготовка учительства. Становление теории обучения и воспитания происходило в атмосфере идейной борьбы, столкновения альтернативных и вариативных концепций, что придавало процессу развития научно-педагогического знания полемичный и дискуссионный характер. В центре поисков, по сути, находился один центральный вопрос – какими могут быть русское национальное образование и русская народная школа.
10.1.Педагогические взгляды и деятельность Н.И.Пирогова. Родоначальником развития общественно-педагогической мысли второй половине Х1Х века, по праву,- считается выдающийся врач, член – корреспондент Российской Академии наук, педагог-гуманист и общественный деятель Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Рано почувствовав в себе признание, он уже в 18 лет заканчивает медицинский факультет Московского университета. Затем продолжает получать образование в Дерптском университете и за границей, работает профессором Дерптского университета. В 1841 году Н.И.Пирогов переезжает в Петербург, где в Медико-хирургической академии получает должность профессора. Министерство народного просвещения, отдавая дань заслугам, избирает его членом медицинского комитета по реорганизации медицинского образования в университетах.
Подвижническая деятельность Пирогова – хирурга в 1854-55 годах в Севастополе во время Крымской войны делает его имя известным всей передовой России. После окончания войны и возвращения в Петербург Н.И.Пирогов подает рапорт об уходе из Академии «по состоянию здоровья». Время увольнения (июль 1856) совпало с выходом в свет журнала «Морской сборник» со знаменитой статьей Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», где он остро поставил проблему соотношения воспитания и истинного смысла бытия человека.
В этой своей центральной работе, которая была написана еще в 1850 году, он со всей остротой выдвинул задачу создания в России общедоступной общеобразовательной внесословной школы. Не менее актуально прозвучит и следующий тезис Н.И.Пирогова - об общечеловеческом характере воспитания. В нем нашел свое воплощение высокий гуманизм мыслителя.
Вместе с тем в своей работе «Вопросы жизни» Н.И.Пирогов выдвинул и обосновал ещё ряд очень важных для того времени положений. Гуманист решительно выступил против ранней специализации школьников в учебной деятельности. Этому он противопоставил необходимость прохождения всеми ученикам единой, народной, общедоступной школы, построенной на принципах гуманизма, в которой и возникала возможность реализации принципиальных для мыслителя положений - воспитания « атлета жизненной борьбы», « истинного человека», который мог бы противостоять давлению окружающей жизни. Этот тезис органично совпадал с консервативными социальными взглядами мыслителя, убежденного, что «изменить направление общества есть дело Промысла и времени».
Связь школы с жизнью – тоже центральная для Н.И.Пирогова идея - во многом состояла в том, чтобы в школе воспитать человека с глубокими и гуманными убеждениями, которые затем не смогли бы сломать никакие внешние обстоятельства, « приготовить воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». То есть Пирогов выдвинул и обосновал новый тогда тип личности: человека-нонконформиста.
Вместе с тем воспитательная концепция Н.И.Пирогова была направлена на воспитание не просто « истинного человека», а, именно, « истинного христианина». Статья Пирогова вся насыщена обращением к Священному писанию, которое составляет мировоззренческую основу идей и взглядов мыслителя. Именно все эти сложные духовно- нравственные проблемы, тот вызов, который он бросил существующей системе воспитания, и привлекли столь пристальное внимание к статье Пирогова, которые современники сравнивали с «выстрелом в ночи».
На волне общественного признания и в атмосфере грядущих перемен Министерство народного просвещения назначает Пирогова попечителем сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов с «условием утверждения намеченной им программы деятельности». Эта деятельность в 1856-1861 годах поставила Н.И.Пирогова в центр внимания педагогической общественности, он искренне и целенаправленно стремился модернизировать и гуманизировать образовательный процесс в учебных заведениях, создать соответствующую этому правовую базу, более того изменить окружающую жизнь посредством школы. Важнейшим средством достижения таких целей он считал усиление общественного воздействия на школьное дело. Большая роль придавалась педагогическим советам, приобщению учительства к научной работе в сфере образования, участию в организованных им педагогических съездах.
Проблемы, поднятые в «Вопросах жизни» были в этот период развиты и во многом переосмыслены Н.И.Пироговым в таких работах, также вызвавших широкий общественный резонанс как « Быть и казаться», « Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?», «Образование и воспитание», «Чего мы желаем?», « Школа и жизнь». Эти статьи были написаны уже несколько другим Пироговым. В них отразился его опыт практической деятельности попечителя учебных округов. Педагог- гуманист обращает особое внимание на пристальное внимание учителя к возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям школьников, необходимости широкого использования наглядного обучения, применения способов активизации познавательной активности учащихся, стимулирования их самостоятельной учебной деятельности.
Однако попытки Пирогова, « высокого идеалиста», по определению А.И.Герцена, проводить достаточно независимый курс по гуманизации школьной жизни в образовательных учреждениях этих округов, вызвали недовольство начальства и в марте 1861 года он был уволен с поста попечителя Киевского учебного округа.
В 1862-1866 году Н. И. Пирогов был командирован за границу для руководства подготовкой молодых русских ученых к получению профессорского звания. В это время он активно и действенно участвует в обсуждении проектов реформы средней школы и университетов. Его предложения учитываются при подготовке устава гимназий и университетского устава. Однако, в апреле 1866 года в связи с переменой политического курса его отзывают в Россию и окончательно увольняют в отставку. Последующие 15 лет Н.И. Пирогов почти безвыездно живет в - своем имении в селе Вишня Подольской губернии (ныне Винницкая область), где занимается частной медицинской практикой.
В целом же главная заслуга Н.И.Пирогова состоит в том, что он первым сделал решительный шаг к соединению педагогики с жизнью, привлек к обсуждению проблем обучения и воспитания широкий общественный интерес, по выражения К.Д.Ушинского, пробудил «спавшую педагогическую мысль», ввел вопросы образования в контекст грядущих социальных изменений как важнейшего фактора их продуктивности, обеспечения прогрессивного развития российской цивилизации.