Просветительские реформы первой четверти XVIII в.
Многовековое противоборство азиатского начала и стремления к европейскому просвещению породило драматизм истории отечественной школы. Выключенная на несколько веков из контекста европейской истории, преодолевавшая традиции ордынского владычества Россия в XVIII в. была вынуждена создавать заново всю систему образования: не только академии и университеты, но и школы, училища и гимназии. Примечательно, что сам процесс создания первоначально мог проходить лишь в виде кардинальной модернизации.
Петр I (1672 -1725) произвел полномасштабную трансформацию практически всех сторон жизни страны: экономики, политики, социальной, культурной и, конечно же, образовательной сферы. Беспрецедентная в истории человечества кардинальная перемена в жизни страны отразилась на всем ходе дальнейшего развития России. Петр создавал новые имперские формы российской государственности, устремленной уже не на Восток, а на Запад. Эволюция образования в империи отличалась свойством «государесообразности», ибо уровень образования властителя прямо или опосредованно влияет на характер развития школ и университетов. Вестернизация продиктовала необходимость появления европейски образованных выпускников – «мейстеров», от них потребовалась способность выступить в качестве умелых проводников петровских реформ в стране, неготовой к переменам. Первоначально надеялись на успешный ввоз зарубежных ученых, а также подготовку русской молодежи в Европе. Однако вскоре выяснилось, что неэффективно отправлять за границу юношей, не только не знавших иностранных языков, но и в целом неподготовленных к получению высшего образования.
В связи с этим следовало создать отечественную школу, чтобы самим, по собственным образцам готовить специалистов. В период беспрестанных войн армия и флот нуждались в вышколенных офицерах, а бюрократический аппарат – в профессиональных чиновниках. Вместо наследственной аристократической иерархии «породы» и «отечества» царь решительно вводил военно-бюрократический принцип: «не по званию, а по знанию». Петр изменял саму логику прохождения службы: наиболее активным лицам из непривилегированных сословий был открыт доступ к государственным должностям через гражданскую и военную службу. Для простолюдинов открылась возможность сделать карьеру и дослужиться до дворянства. Чин давал право занимать ту или иную государственную должность, а также возможность, по достижении определенного ранга, получения дворянства, личного или потомственного. Табель о рангах, введенная Петром I в 1722 г. с целью замены местничества принципом выслуги лет, систематизировала иерархию бюрократии в государственном аппарате, в армии, на флоте и при дворе. Подразделявшая государственных, военных и гражданских служащих, на 14 «рангов» или классов табель о рангах с некоторыми изменениями действовала на всей территории Российской империи до декабря 1917 г. Каждый офицери гражданский чиновник восходилпоступеням этойиерархической «лестницы».
Бурно формировавшаяся в первой четверти XVIII в. российская государственность испытывала острую потребность в светской школе, однако общество не чувствовало особой нужды в образовании. Государь не слишком надеялся на добровольный характер подготовки и инициативу общества в деле обучения государственных служащих. Чтобы дворянство исправно служило государству, Петр фактически возложил на это сословие учебную повинность. Сотни молодых дворян были посланы учиться военному и морскому делу за границу. Поскольку отсутствовала выраженная общественная потребность в обучении в 1714 г. царь отдал приказание «учить грамоте, цифири (арифметике) и геометрии всех дворянских детей мужского пола», «и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сему не выучится».
Своим указом ввести обязательное обучение для сыновей дворян и приказных людей, Петр утвердил принципы принудительного светского просвещения для тех, кто не сумел еще сформировать потребности в обучении. Монарх полагал, что обучение должно стать для подростков школьной повинностью, так, чтобы приучить их к казарменному строю жизни «регулярного государства». Учеников стали набирать принудительно как рекрутов, однако, подневольные не испытывали особого счастья от обретения знаний, учиться не хотели, более того – стремились бежать от такого обучения. В.О. Ключевский приводит выдержки из инструкции Морской академии (1715 г): «Рано утром учащиеся собираются в зале на молитву, «прося Господа Бога о потребной милости и о здравии его царского величества и о благополучии его оружия, под наказанием». Затем каждый должен сесть на свое место «без всякой конфузии, не досадя друг другу, под наказанием». Ученики должны слушать, чему их будут учить профессора, и к оным надлежащее почтение иметь, под наказанием. Профессора должны обучать морскую гвардию со всяким прилежанием и лучшим вразумительным образом, под наказанием. И еще важное – профессора не должны ничего брать со своих учеников «прямым ниже посторонним образом», под опасением возврата взятого вчетверо, в случае повторения «оного прегрешения – под телесным наказанием».
Жестокость палочной педагогики вызывала протесты учеников. Муштровка в школе вызывала у них ярко выраженное стремление к побегу. Отметим, что в 1722 г. Сенат издал высочайший указ о том, чтобы 127 беглецов из Морской Академии были насильственно возвращены к учебе.
Петровские реформы осуществлялись с помощью принципиально новой системы светской школы, готовившей необходимый кадровый состав офицерства, инженеров и др. В начале XVIII в. положено только начало системе государственных школ: учреждено около полусотни начальных «цыфирных» школ, несколько «математических школ». Известный историк русской культуры П.Н. Милюков отмечал, что из 42-х цифирных провинциальных школ, открытых в 1716-22 гг., только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большею частью силой, учеников, действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию.
Светское обучение было ориентировано исключительно на нужды Северной войны. Именно в период длительной борьбы со Швецией открыты специальные училища: в Москве навигацкое и инженерное, хирургическая школа, в Петербурге морская академия и артиллерийское училище. Первой по указу Петра I в Москве открылась школа «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения» (1701 г.) для подготовки навигаторов, судостроителей, геодезистов и др. Эта школа - первое в России профессиональное учебное заведение - размешалось в Сухаревой башне. Большинство учеников составляли простолюдины, обучавшихся за «казенный кошт». В начальном классе обучали чтению, письму и счету, в арифметическом - арифметике, геометрии, тригонометрии. В навигаторском классе изучали высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и навигацию. Выпускники служили на флоте и строителями. По указу (1714) окончившие Навигацкую школу работали учителями в адмиралтейских, артиллерийских, инженерных и цифирных школах. После создания в Петербурге Морской академии (1715) Навигацкая школа оставалась в Москве до 1752, когда открыли Морской шляхетный кадетский корпус. Прославленные выпускники школы математических и навигацких наук: адмиралы Н.Ф. Головин и В.Я. Чичагов, путешественники и геодезисты М.С. Гвоздев, составившие карту Камчатки И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин.
Задуманная Петром I попытка учредить в Петербурге при Академии наук университет и гимназию в реальном ее воплощении встретилась с рядом значительных трудностей. После смерти Петра в них началось обучение (1726). Получив контракт на пять лет, в Петербург, чтобы преподавать приехали знаменитые немецкие профессора, однако, в университете не было студентов. Пришлось выписать 8 студентов из Германии. В связи с тем, что в данном учебном заведении сложилось критическое соотношение числа профессоров к студентам: 17 к 8, чтобы соблюдать устав, профессора стали посещать лекции друг друга. Так с первых дней существования высшего учебного заведения, оказалась очевидной его несвоевременность. Потребности в высшем образовании в обществе еще не возникло.
Педагогическая мысль.Эрнст Глюк (ум.1705) - ученый, просветитель и лютеранский проповедник из Саксонии, проживая в Лифляндии овладел русским языком, общаясь со староверами. В его семье жила служанкой Марта Скавронская, ставшая впоследствии императрицей Екатериной I. В 1703 г. Петр назначил его возглавить московскую школу на Покровке. В гимназии Глюка преподавали: латинский, греческий, еврейский, сирийский, ассирийский, немецкий и французский языки. Здесь изучали: «философию деятельную» и «философию картезианскую», политику, латинскую риторику, арифметику, географию. Обучали танцам и верховой езде. Глюк составил славяно-латино-греческий словарь, учебники по географии и русской грамматике, перевел лютеранский катехизис. Попытка создать фундамент для развития общего образования окончилась неудачей: основанная им гимназия, вскоре после смерти ее руководителя прекратила существование. Отсутствие общественной потребности в гимназическом обучении привело к фиаско столь нужное просветительское начинание.
Самым просвещенным из сподвижников Петра Великого современники по праву считали Якова Вилимовича Брюса (1670 - 1735) – астронома, математика, географа, военного инженера, ботаника и минералога. Брюс родился в России и, получив отменное домашнее образование, был записан в царский потешный полк. Затем Петр направил его на год в Лондон для занятий естественными науками.
В России этот ученый, работал над переводами и руководил всем издательским делом страны. В его непосредственном ведении в гражданской типографии изданы: книга Математика Навигаторской школы, Описание Иерусалима и Описание Афонской горы, изображение Глобуса земного и небесного и еще много книг. Большую известность приобрел Брюс, как составитель календаря, впервые изданного в 1709 г
Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) во время обучения в Московской Славяно-греко-латинской академии освоил латинский и греческий, а затем немецкий, голландский и итальянский языки. Самостоятельно изучая не преподававшиеся в академии предметы математического цикла, Магницкий достиг высокого уровня в арифметике, геометрии и астрономии.
Должность преподавателя арифметики, геометрии и тригонометрии в Навигацкой школе Л.Ф. Магницкий занимал всю жизнь, получая весьма скромный оклад жалования. Ему принадлежит прославленная в XVIII столетии учебная энциклопедия «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703), излагающая арифметику, элементарную алгебру, геометрию, практическую геометрию, тригонометрию, а также сведения из астрономии, геодезии и навигации. При составлении своего труда наряду с иностранными книгами Магницкий использовал «старопреводные славенския книги», древнерусские арифметические рукописи XVII в. Эта энциклопедия связывает отечественную математическую науку допетровской эпохи с новой западной. На протяжении более полувека, до середины XVIII в., наряду с иностранными пособиями во всех учебных заведениях Российской империи преподавание велось по учебнику Л. Магницкого. Позднее выпускник Навигацкой школы просветитель Н.Г. Курганов создал «Универсальную арифметику» (1757), которая заменила арифметику Магницкого.
Создатель первого многотомного обобщающего труда по русской истории «Истории Российской», географ и этнолог, крупный государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686-1750) был сподвижником Петра I. Обучившись в Германии математике, инженерному и артиллерийскому делу, Татищев изучал языки. Во время командировки в Швецию(1724-1726) он познакомился с историками, работал в местных архивах, изучал древнерусскую историю и собирал одну из лучших частных библиотек в России.
Татищев старательно штудировал философские рационалистические труды. В «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ»(1733) он подчеркивал, что освобожденное от схоластики обучение, должно согласоваться лишь с законами разума, оставаясь независимым от религиозных догматов. «Истинное благополучие» по Татищеву заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», которое можно достигнуть путем образования, развивая разум «полезною наукою». Татищев считал полезными: медицину, экономию, законоучение и философию.