Педагогическая мысль и школа в Московской Руси.
В XIII веке иноземное вторжение тяжелейшим образом сказалось на развитии Руси, народ заплатил тысячами жертв в период беспощадного ордынского ига. Были уничтожены 49 из 74 известных древнерусских городов – центры ремесла, торговли, культуры и просвещения, многие из них больше не возродились. Социокультурные последствия иноземного нашествия растянулись на несколько столетий: Русь из страны городов превратилась в страну деревень.
Ордынское иго в русском обществе вполне справедливо воспринималось как наказание Божие. Великие разорения, ожесточение, огрубление нравов и даже одичание в мирской жизни, уводило людей в русские пустыни – в девственные леса Севера. В годину тяжких испытаний страны, появился величайший подвижник Руси, преобразователь монашества, святой заступник Земли Русской преподобный Сергий Радонежский (1314 -1392) (в миру Варфоломей Кириллович). После его великого подвига, именно монастыри выступают в роль главных, а иногда и единственных, рассадников христианской веры, культуры, науки, просвещения и образованности.
В Житии преподобного Сергия есть рассказ, что отроком он увидел на поле молящегося черноризца. Старец он спросил у отрока: «Что хочешь, чадо?» Отрок попросил: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты».
Пустынножитель смиренный и трудолюбивый инок преподобный Сергий снискал величайшее почтение духовного учителя всего народа – игумена всей Земли Русской. Именно преп. Сергий своим высочайшим авторитетом духовного учителя народа способствовал объединению Русских земель. Не оставивший после себя ни одного письменного документа, Сергий своим собственным примером, «тихими и кроткими словами» мог воздействовать на ожесточенные сердца, примирял враждующих князей, смягчал нравы, учил русский народ терпению в годину ордынского ига.
Некоторые из учеников и последователей Сергия Радонежского по его благословению стали уходить и основывать обители: Симонов— в Москве, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Ученики преподобного основали около 40 монастырей – знаменитых центров Православной веры, культуры и образования. Подвиг преподобного Сергия означал появление на Руси феномена особого двоевластия: наряду со светской властью, возникла иная, не подверженная мирским соблазнам истинная власть святых людей, духовных учителей, прославленных в народе своим высочайшим авторитетом беспрестанных тружеников, абсолютных бессребреников и подвижников.
Нил Сорский (ок. 1433 –1508) (в миру Николай Майков) – выдающийся подвижник православной церкви, духовный главанестяжателей отрицавших земельные владения церкви. Николай Майков родился в знатной московской семье, принял постриг под именем Нила в Кирилло-Белозерском монастыре. Совершив паломничество в Святую Землю, и в Царьград, Нил длительное время проживал в монастырских обителях Греции, на Святой горе, на Афоне, где познакомился с утонченным аскетическим учением исихастов («исихия» – безмолвие). Показательны литературные источники, с которыми он познакомился во время пребывания своего на Святой горе: Нила Синайского, Исаака Сирина. В конце 1470-х годов возвратившись на Русь, Нил основал скит на р. Соре, отсюда происходит его прозвание Сорский.
Вокруг подвижника собрались около пятнадцати учеников, способных соответствовать созерцательному нраву смиренного учителя. Грамотность монаха – вот основное требование при поступлении в скит, которое предъявлял Нил к своим ученикам. Утонченный аскетизм, мистическое учение исихастов, повышенная требовательность духовной стороне жизни, особые практики воздержания, подвижничество, продолжительные молитвы и бдения, — таковы отличительные черты существования в том скиту.
Настоятель призывал монахов заниматься рукоделием – переписыванием священных книг. Погрузившись исключительно в молитвенный труд, изучая священные книги, Нил и его последователи вели замкнутую, весьма уединенную жизнь сосредоточенных ученых книжников. Нил Сорский стремился к сознательному изучению Священного Писания. Нилу Сорскому принадлежит несколько выдающихся духовно-учительских произведений «Предание ученикам, Устав», «Покаянная молитва», несколько посланий, и «Завещание», написанное им перед смертью. «Единственный из всех древних святых, он писал о духовной жизни, и в произведениях своих оставил точное и полное руководство духовного пути», – отмечал Г.П. Федотов.
Отрекаясь от распространенного обрядоверия, опытный наставник Нил Сорский проповедует своим ученикам внутреннюю воздержанность. Обучая духовному подвигу, состоящему отнюдь не только в трудах по умерщвлению плоти, Нил призывает своих учеников к глубокому внутреннему духовному совершенствованию. Отнюдь не только тело, но мысль и сердце, душа и дух – такова истинная почва и, одновременно, ценность просвещения в учении великого старца. Отмечая, что цель воздержанности – приготовление ученика к «деланию сердечному», «мысленному блюдению», «умному хранению», Нил считал воздержание лишь путем к «умной молитве».
Нил Сорский – один из первых в отечественном духовном образовании рассматривает сущностные проблемы обучения и воспитания. Старец отнюдь не одобряет у своих учеников намеренного умерщвления плоти, более того, он считает, телесная чахлость не может способствовать нравственному и духовному совершенствованию. Важно, чтобы в зависимости от возраста, физического состояния, недугов учащийся научился в трапезе довольствоваться малым, поддерживая тело «по потребе без мала», даже «упокоивать его в мале». Полностью осознавая смысл своих духовных действий, учащийся должен каждодневно разумно совершать подвиг нравственного совершенствования. Отнюдь не по внешнему принуждению и приказу игумена, но «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити», – так должно проходить ученичество. Требуя не внешнего формального повиновения начальнику, Нил призывает к осознанному личному послушанию учащегося, к самодисциплине, а не к показному порядку, основанному на приказах руководителя.
Вовсе не отрицая личной свободы монаха, Нил не поощряет «самочинников» и «самопретыкателей», для которых якобы не существовало общих правил. По Нилу Сорскому только «божественные писания» должны быть авторитетом для каждого инока и мирянина. Им, и только им, а не воле начальства, должны они подчиняться. Основной долг инока в изучении и копировании божественных писаний. В их «испытании», то есть в исследовании и правильном усвоении смысла – задача обитателей скита. Проведение исследования божественных писаний должно быть связано с вдумчивым анализом большей части текстов. Подвергая копируемые книги собственной текстологической критике, Нил, его ученики и сподвижники продолжают заниматься важнейшим для Руси просветительским делом – переписыванием и распространением священных книг. Глубокое понимание смысла произведения и проникновенный метод постижения духовной стороны «писаний», существенно отличали возвышенный характер просвещенной «книжности» Нила Сорского. Убежденные в правильности своей позиции он и его последователи учительствовали, передавали основы этого учения. Старцы придали глубокий внутренний смысл русскому православию и создали особый духовный полюс в идейной жизни Руси.
Иосиф Волоцкий (1439/40–1515) (в миру Иван Санин), основатель и игумен подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря, в идейной борьбе своих сторонников - иосифлян с нестяжателями отстаивал незыблемость церковно-монастырского землевладения. В обличении новгородско-московского вольномыслия он написал книгу «Просветитель» и многие публицистические послания.
Геннадий Гонзов (г. рожд. неизвестен — 1505), новгородский архиепископ в 1484–1504, публицист. Борясь с новгородско-московской ересью, Геннадий едва ли не первым обнаружил полное отсутствие должной богословской подготовки православного клира. Владыка выступил за просвещение и обучение духовенства. В послании к митрополиту Симону Геннадий просит его «печаловаться» пред великим князем Иваном III, чтобы велел училища учинити».
Мастера грамоты натаскивали учеников кандидатов в священники с голоса, минуя обучение грамоте. Вызубривая наизусть церковные службы, священники нередко оставались неграмотными, о чем с тревогой заявляет новгородский владыка: «Мой совет учить в училище, прежде всего, азбуке, словам под титлом да Псалтири: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А мужики-невежи учат ребят – только портят. Сперва научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну денег. То же полагается и за заутреню, а за часы – плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме усиленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера, – ничего, и не умеет, только бредет по книге». Стремясь искоренить вольнодумство в новгородских землях, Геннадий вместе с тем призывал духовенство открывать училища и изучать книжную премудрость. Владыка утверждал, что малограмотное неискушенное в книжной премудрости духовенство, способно лишь зазубрить молитвы и обряды, не в состоянии идейно противостоять хорошо начитанным и преуспевавшим в богословских спорах вольнодумцам. Ему принадлежал почин собрать первую на Руси Библию, названную в его честь Геннадиевской.
Во второй половине ХV в. в крупных торговых и промышленных центрах – Новгороде, Пскове, Твери, Москве, оживляется просветительская деятельность: открываются частные школы. Книжники переписывают и распространяют западные, арабские, еврейские философские рукописи. Из числа образованных лиц, – белого духовенства и горожан, – изучавших гуманистические и рационалистические произведения, складываются кружки вольнодумцев, оппозиционные ортодоксальной церковной иерархии. Вольнодумцы Новгорода и Москвы исповедовали идеологию, созвучную гуманизму западноевропейской мысли XV—XVI вв. Иван III использовал вольнодумцев Новгорода и Москвы в борьбе светской власти за обладание церковными имуществами.
Созданный невесткой Ивана III Еленой Стефановной московский кружок вольнодумцев возглавлял приближенный к великому князю Ивану дьяк Посольского приказа Федор Курицын (ум. не ранее 1500), автор первой русской антиутопии «Повесть о Дракуле». В «Написании о грамоте» Курицын сформулировал ряд новых на Руси идей, проникнутых духом рационализма и гуманизма. Отрицая формализм и обрядоверие, автор провозглашал «самовластие души» – свободу разума, достигнуть которого возможно лишь сознательным постижением премудрости. По мнению гуманиста лишь воля, а не механическое заучивание содержания книг, поможет овладеть знаниями, ибо: «Грамота есть самовластие». Премудрость – таков результат деятельности «самовластной души», свободного разума человека. Только «самовластие души», делает человека способным к постижению Всевышнего и всего мира его творений.
Выдающийся деятель русского просвещения св. Максим Грек (ок. 1480 -1556), – до приезда на Русь его звали Михаилом Триволисом, – родился в Албанском городе Арте. Его облеченный властью отец дал ему хорошее образование в Италии. Михаил постигал латынь и древнегреческий, богословие и философию. Около 1507 г. он принял постриг в Ватопедском монастыре на Святой горе. Афонская монастырская традиция стала для него религиозно-аскетическим идеалом, а богатейшая монастырская библиотека служила новым источником познаний.
В 1515 г. по просьбе великого князя Василия III Максим был направлен в Москву в качестве переводчика. Хотя русского языка инок не знал, это не помешало братии надеяться, что способный Максим «русскому языку борзо навыкнет». Великий князь и добросердечный митрополит Варлаам с большим почетом встретили греческого ученого. Вместе с русскими книжниками Дмитрием Герасимовым, Власием, М.Я. Медоварцевым, Селиваном он стал работать над переводом толковой Псалтири. Максим был награжден «сугубой мздой» великого князя и духовенство одобрило этот перевод. Тем не менее, по окончании трудов Василий воспрепятствовал возвращению Максима на Афон, приказав ему переводить и исправлять богослужебные книги — Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Максим не желал самоустраняться от насущных проблем московской жизни. Образованный и глубоко верующий человек неминуемо вступил в конфликт с мнимым начетничеством. Его современники видели в нем нравственный образец духовного учителя, искали и находили у него совет. По его влиянием воспитано немало последователей: Зиновий Отенский, архиепископа Казанский Герман и даже А.М. Курбский.
Выдающийся памятник общественно-педагогической мысли XVI в.«Домострой» предположительно был составлен протоиереем Московского Благовещенского собора Сильвестром. Направляя молодого Ивана на путь покаяния, Сильвестр знакомил его с примерами из библейской, византийской и русской истории. Впоследствии его властный ученик называл этот метод воспитания запугиванием «детскими страшилами». Суровый протопоп возглавил круг ближайших советников царя, – «Избранную раду», – всесильный совет приближенных, осуществлявший целый ряд важных преобразований.
«Домострой» – сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства и свод взглядов на воспитания детей в семье. Автор учил своих читателей, как «в правде жить и в кривде не жить». Композиция «Домостроя» включает три части. В первой – «О строении духовном» создается аскетическая система ценности «праведного жития», для достижения которой излагаются религиозные правила и наставления, которые регламентируют малейшие подробности духовной жизни. Во второй «О строении мирском» содержится ряд суровых правил устроения семейных отношений с женой, детьми, домочадцами. Жестокость нравов в целом в эпоху средневековья узаконила телесные наказания плетью как воспитательное средство по отношению к жене и «сокрушение ребер» младенцев. В третьей «О строении домовитом» собрано множество мелочных наставлений по части домашнего хозяйства.
Главы «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе Божием» и «Како дети учити и страхом спасати» содержат по советы воспитанию детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей заботиться о детях, их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).
Сильвестр написал также «Послание и наказание от отца к сыну», или т.н. «Малый Домострой». В нем автор старается внушить своему сыну житейскую мудрость, иногда доводя свой практицизм до крайних форм. Характерно, что С.М. Соловьев упрекал советы Сильвестра в «человекоугодничестве», ибо он прагматически трактовал все христианские достоинства.
В 1551 году на Стоглавом соборе иерархи рассмотрели вопросы централизации церковного управления, сведения воедино церковных обрядов. Особенно участники собора сетовали на отсутствие на Руси училищ: «Мы-де учимся у своих отцов или у своих мастеров, а инде де нам учиться негде, сколько отцы наши и мастера умеют, столько и нас учат». Труды этого собора составили книгу – «Стоглав», в его 26 Главе « О училищах книжных по всем градам» говорится»: « В царствующем граде Москве и по всем градом избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых и грамоте бы и чести и пета и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писата и пета и чести со всяким духовным наказанием». Начавшиеся вскоре Ливонская война, опричнина, а затем и Смута помешали осуществить решения Стоглавого собора.
Иван Федоров (ок. 1510 —1583) (наст. имя Иван Федорович Московитин),основатель книгопечатанияв России и на Украине. Иван Московитин закончил Краковской университет в 1532, получив степень бакалавра. По благословению митрополита Макария Иван организовал типографию возле Кремля, на Никольской улице. Первая русская печатная книга «Апостол» изготовлена Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Тираж этого издания составлял ок. 2 тыс. экз.
На следующий год Федоров и Мстиславец издают два издания «Часовника». Начавшаяся опричнина вынуждает книжников покинуть Московию и переселиться в г.Заблудув в Великое княжество Литовское под покровительство православного гетмана Г. А. Ходкевича. Первым на церковно-славянском языке напечатано «Учительное Евангелие» (1569). В 1570 г.опубликован «Псалтырь» с «Часословцем». Переселившись во Львов, Иван Федоров основал первую «друкарню» типографию на Украине и в 1574 выпустил «Апостол» и «Азбуку» — первый печатный русский учебник.
Православный князь Константин Острожский пригласил Ивана Федорова в г. Острог организовать типографию. Так называемая Острожская Академия – кружок ученых во главе с Герасимом Смотрицким, – занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Библия новгородского владыки Геннадия. В 1580 г. Федоров издал Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших». В 1581 г. вышла первая полная печатная славянская Библию. «Острожская Библия» – выдающийся памятник культуры и полиграфического искусства книгопечатника Ивана Федорова. В 1583 мастер скончался во Львове, в период создания новой «друкарни».