Педагогические идеи и проекты Французской Революции
Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, формирование полезного человека, который способен отдать полученные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить Французская революция (1789-1793).
Деятели революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему. Участники Французской революции видели в идеях Просвещения основу воспитания членов нового общества. Школьные проекты эпохи Французской революции несут печать этих идей. Ее радикальные представители особо выделяли руссоистскую программу обновления общества и воспитания, считая ее автора теоретиком “наилучшей педагогической системы ”. Автор педагогического проекта «План национального воспитания» Луи Мишель Лепелетье (1760 - 1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию. Почитатели Руссо давали имена героев “Эмиля” собственным детям и применяли рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении.
Вопросы образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В “Декларации прав человека и гражданина” (1789) провозглашалась задача организации “общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия”. В педагогических планах и проектах ставились, прежде всего, вопросы взаимоотношений государства и школы, создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования. С особым вниманием рассматривались принципы свободы, светскости образования, языкового единства обучения.
В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран (1754- 1838). Проект предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая - начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень - 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий язык, физику, естествознание. Третья ступень - специальные учебные заведения в главных городах департаментов (медицинские, военные, юридические, богословские). Вершиной системы становился институт. Первая ступень - бесплатная, остальные - платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание “принципов религии” объявлялось обязательным.
План Талейрана для того времени выглядел внушительно. Он не был созданием одного автора. При составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции. Но документ уже не отвечал духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение начальным женского образования, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект не был принят. Учредительное собрание ограничилось включением почерпнутого из него пункта в конституцию 1791 года, который гласил: “Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей”.
В октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился видный представитель Просвещения Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) . Проект предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом не менее 400 жителей, элементарные школы второй ступени - в каждом городе или округе с 4-5 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования - лицеи, а также учреждения высшего образования - институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Доклад Кондорсе для своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял места религиозному обучению, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования мужчин и женщин. Проект Кондорсе оказался более всеобъемлющим, гуманным, носящим более народный характер, нежели план Талейрана.
Комитет образования не согласился с предложениями Кондорсе, Однако поддержал другой документ, где интерпретировались идеи Кондорсе и намечались определенные меры по созданию светской школы и ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегаций.
Противоречивую позицию в вопросах образования заняли якобинцы. Под явным влиянием идей Руссо о внеконфессиональном воспитании они настояли на введении “культа верховного существа”. По инициативе якобинской фракции был принят новый текст “Декларации прав человека” (1793), где провозглашалось и “право общего образования”. По инициативе якобинцев были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светскости начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись “уроками революции”, на которых читали “Декларацию прав человека”. Но те же якобинцы не поддержали законодательные инициативы о создании общедоступной школы в виде интернатов - “домов национального воспитания”, об организации преемственной системы образования. После принятия декрета “ О культе верховного существа” якобинцы ослабили антицерковные мероприятия в школе. Больше того, якобинский Конвент принял план, который допускал участие духовенства в организации учебных заведений, оставлял без изменений систему дореволюционных коллежей.
Поражение Французской революции перекрыло путь планам широкой демократизации образования. В 1795 г. в качестве закона во Франции был принят проект, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ для обучения счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.
Социально – педагогические идеи американских просветителей. ВСеверной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели и просветители, прежде всего Б. Франклин и Т. Джефферсон. Они видели в просвещении важный путь преобразования общества. В их социально - педагогических идеях отразились идеалы совершенствования личности путем воспитания и образования. Эти идеи пронизаны верой в просвещение как самую надежную основу всеобщего благополучия. Американскими просветителями выдвинуты планы организации всеобщего обучения.
Бенджамину Франклину (1706-1790) принадлежали планы обеспечения регулярного посещения афроамериканцами школ, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Франклин советовал отказаться от попыток давать энциклопедическое образование, считая, что человеческая жизнь слишком коротка, и изучить все науки невозможно, так что следует ограничиться обучением наиболее полезным знаниям. Он говорил о преимуществах нового, практического образование, прежде всего обучения арифметике, английскому языку, геометрии, астрономии, а также истории, географии, естествознанию. Учебу в классе предлагалось сочетать с работой в саду, в поле, с экскурсиями. При изучении практических знаний юноши должны были узнать о новейших изобретениях, уметь читать географическую карту и пр.
Томас Джефферсон (1743-1826) полагал, что распространение просвещения служит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. В труде “Билль о всеобщем распространении знаний” Джефферсон подчеркивал, что образованность населения - важнейшая гарантия свободного и демократического общества. Джефферсон предлагал готовить лояльных к республиканскому строю учителей. Будучи сторонником светского обучения, он настаивал на мировоззренческом нейтралитете школы. Им подготовлены программы грамматических школ, куда включил наряду с древними языками и литературой английский язык, географию.
В Северной Америке в XVII–XVIII вв. система образования развивалась (особенно вначале) под сильным воздействием европейского, прежде всего английского, опыта. Первая городская школа была создана в Бостоне в 1635 г. Затем из появившихся аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине 1700-х гг. становятся ведущими среди общеобразовательных учреждений.
Во 2-ой половине 1700-х гг. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные заведения нового типа – академии. Первое такое заведение основал в Пенсильвании в 1749 г. Б. Франклин. Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования. Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце 1700-х гг. академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Например, в Новой Англии на 300 тыс. жителей приходилось 15 таких учреждений. Сеть академий расширялась одновременно с их интеграцией с грамматическими школами. Повсеместно возникали академии с современным и классическим отделениями.
4.6.Тенденции развития образования.
В XVII - XVIII вв. принцип сословности, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, становился все более ощутимым фактором снижения интеллектуального потенциала наций. Попытки реформировать образование на светских началах наталкивались на оппозицию церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела. Тем не менее, расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия. В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений. Основным видом учебного заведения в системе повышенного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений. Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла.
Устои феодальной школы постепенно разрушались. Увеличивался приток в учебные заведения детей третьего сословия (крестьян и горожан). Во Франции, например, такая категория составила к середине XVII в. половину учеников общеобразовательных заведений. Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ “мирских дисциплин”, успешном соперничестве общинных школ с церковными. Так, в 1672 г. в Париже насчитывалось свыше 160 муниципальных начальных (малых) школ и только 40 приходских заведений элементарного обучения.
Элементарное образование. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. Так, в Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей, ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. читать и писать умела чуть больше трети населения Германии; несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. При всех недостатках масштабы и эффективность начального обучения, тем не менее, неуклонно повышались.
Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и Северной Америке. Так, яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, – Готский школьный устав (1642). Он сделался каноном для многих учебных заведений в Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли “мирские предметы”: изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (почему молния видна раньше, чем слышится гром, и т.п.), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (что такое межа между частными владениями и др.). Преподавать “мирские предметы” надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в пять лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских – четырехнедельные. Всем предметам, кроме мирских, обучал один учитель – шульмейстер. “Мирские предметы” преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.
В Англии на протяжении XVII–XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке.
В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.
В XVII-XVIII вв. католические монархии и римская церковь заметно активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было продиктовано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики – начальная школа Франции. Под нажимом католиков во Франции было сорвано соблюдение Нантского эдикта 1508 г. (отменен в 1685), вследствие чего гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения. Одновременно королевские власти и католический клир насаждали католические начальные школы. Была основана упомянутая выше семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для школ бедняков. Появились и первые руководства, адресованные этим преподавателям: “Христианские нравственные мысли для образования детей” “Приходская школа или Способ обучать в малых школах” и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ. Эти документы пронизаны авторитарным и консервативным духом: запрещаются смешанные школы, подчеркивается необходимость телесных наказаний (“розга необходима, ибо рождает мудрость”). Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей (“дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно”).
Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698) провозглашалась необходимость для всех французов (для знати – обязательность) обучения. В документе регламентировались подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям – женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства.
Активную деятельность в сфере элементарного образования во Франции развернула католическая конгрегация “Братьев христианских школ”. Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя сорок лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях “Братьев...” насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального применялся метод фронтального обучения. Они овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу, поэтому тех школяров, которые овладевали искусством выводить буквы, награждали громким титулом “писателя”.
Состояние общего образования. Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в XVII–XVIII вв. полное общее образование. Главным видом такого образования становится учебное заведение классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Эти учреждения впитали идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Вместе с тем в их деятельности получила отражение и консервативная традиция. Они предназначались для имущих слоев общества. Нередко находились на содержании государства.
В Германии на протяжении 1600-х гг. было учреждено свыше 100 городских школ. Многие из них впоследствии были преобразованы в гимназии. В конце 1700-х гг. в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий. В программах этих заведений происходили заметные перемены. На первых порах основная часть учебного времени отводилась изучению античных языков и литературы. Но уже в первые десятилетия XVIII в. эти предметы занимали лишь половину учебных часов. Одновременно (хотя бегло и в малом объеме) преподавались история, география, математика и естественные науки.
Воспитание в городских школах было пропитано религией. Учащиеся тщательно и систематически изучали катехизис. Городские школы и гимназии нередко оказывались инструментом воспитания малоинициативного, законопослушного, богобоязненного поколения. Заявляя об этих задачах, представители церкви подчеркивали: “Тот лучший подданный, кто больше верует, и тот наихудший, кто больше рассуждает”.
Постепенно в городских школах и гимназиях расширялось светское образование. Так, в результате реформы в Пруссии (1787) произошли изменения программ городских школ и гимназий, приведшие к заметному возрастанию доли естественнонаучных дисциплин. Управление учебных заведений школ перешло от консистории в ведение светской королевской власти.
В Англии среди грамматических школ особо выделялись большие публичные школы, которые предназначались для аристократической элиты. Эти учебные заведения, в общем, насчитывали не более 3-х тыс. учащихся. По составу учеников, программам, предназначению публичные школы отличались друг от друга. Итонская школа, например, поддерживала традиционные связи с монархией, Вестминстерская - с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В относительно новой публичной школе Харроу (создана в XVIII в.) жил дух либерализма и симпатий к идеям Французской революции.
В классах публичных школ господствовала жесткая дисциплина. Но после учебных занятий юноши пользовались полной свободой. Им разрешалось выбирать из своей среды лидеров, общаться с местным населением. Бытовые условия и нравы питомцев публичных школ были столь непритязательны, что приводили в ужас некоторых чувствительных родителей. Считалось, однако, что подобная обстановка учит аристократов искусству выживания, умению постоять за себя.
Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, основанного, прежде всего, на программе древних языков и литературы. Но на исходе 1700-х гг. такая традиция была нарушена. Во второй половине XVII в. “Незримой коллегией” (позже “Королевское общество”) были созданы учебные заведения, где давали практически полезные знания и умения. Появляются так называемые новые школы. В этих учебных заведениях, а также в ряде частных грамматических школ, где учились дети торговцев, банкиров, духовенства, мелкопоместных дворян, было введено более обширное преподавание дисциплин естественнонаучного цикла, современных языков, истории, географии. Больше внимания стало уделяться изучению необходимых в коммерции знаний по математике и бухгалтерии. Публичных школ эта реформа не коснулась.
Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII–XVIII вв. становится коллеж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся. Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: Пор-Рояля и «Оратории».
Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же название. При реорганизации обучения были использованы мысли Р.Декарта. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин и др. Классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими – 5–6 учеников на одного - двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: “Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться.” Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формировать, прежде всего, рассудочного мышления. Вот почему считалось необходимым большую часть занятий направлять на развитие способности к суждениям. Но это не значило, что учителя пренебрегали упражнениями памяти учащихся. Школяры заучивали значительный объем учебного материала, но нагрузки были посильными, т.е. упражнения соответствовали умственным возможностям каждого. Школы давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Программа школ была шагом в модернизации образования. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне тогдашней практики школьного образования. Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали по более простому курсу: катехизису, чтению, письму. В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим послушания и воздержания.
Коллежи “Оратории” возникли одновременно с основанным в 1611 г. орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ “Оратории”. Особым влиянием они пользовались в 1760-х гг. В этих заведениях готовили по преимуществу приходских кюре. В центре программы были изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялось схоластическое обучение - “пустопорожние рассуждения”. Коллежи “Оратории” шли по пути реформы содержания образования. Отечественные язык, литература и история являлись основой обучения. Французский язык и литература были обязательными дисциплинами на протяжении всего курса преподавания. Более заметное место, чем в других коллежах, занимали дисциплины современного цикла: естественные науки, математика, история и география. В коллежах изучали труды Декарта и французского Просвещения. Одним из лучших учебных заведений слыл созданный “Ораторией” коллеж Жюйи, где помимо указанных новшеств, практиковались более короткие поурочные и ежедневные занятия. Циклу дисциплин обучал один преподаватель. Устраивались дополнительные занятия, вести которые приглашали специалистов. Опыт школ Пор-Рояля и “Оратории”, оставил заметный след и в дальнейшем был осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования.
Высшее образование. Университеты и другие высшие школы Запада в начале Нового времени вступают в важный этап развития. В Западной Европе и Северной Америке постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического греко-латинского образования к образованию, основанному на новом научном знании.
В Англии в русле подобных тенденций в высшем образовании усиливается противостояние традиционного и нового. О кризисе консерватизма свидетельствует устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом традиционного классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. В этих обстоятельствах открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где давали новое знание: современные языки, история, география и т.д.
Во Франции подобные перемены проявились в нараставшей критике консерватизма университетов (Сорбонны в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для гуманистических идей Просвещения. Новые педагогические веяния нашли поддержку в высших учебных заведениях католических конгрегаций и нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) (основан в 1530 г.). Так, в Королевском коллеже преподавались не только дисциплины классического образования, но также новая философия, медицина, математика, востоковедение. Соперничество Сорбонны и Королевского коллежа завершилось в 1773 г. временным успехом консерваторов: коллеж был присоединен к университету. Однако деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук ( создана в 1666 г.) и медицины ( создана в 1776 г.) покончила с монополией Парижского университета на высшее интеллектуальное образование, содействовала развитию и распространению научных знаний.
Новые веяния затронули и высшее образование в Северной Америке. По образцу Кембриджа в Северной Америке был учрежден Гарвардский колледж (1636), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма. Вместе с тем деятельность колледжа в духе новой образованности ориентировалась на научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, давали знания по навигации, растениеводству, метеорологии и пр.