Численность мужчин и женщин, занятых в экономике, по видам экономической деятельности на 2015 г.
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости)
Мужчины (тыс. чел.) | Женщины (тыс. чел.) | |
Добыча полезных ископаемых | 127,6 | 32,9 |
Обрабатывающие производства | 88,1 | 54,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 15,3 | 85,4 |
Образование | 12,6 | 95,5 |
Интересным представляется также рассмотрение динамики численности занятых мужчин и женщин в регионе. Изменения, происходящие в экономике страны, накладываются на специфику региона, тем самым влияя на данный показатель.
На графике видно, что на протяжении выбранного периода численность мужчин, занятых в экономике выше, также как и среди всей трудовой силы, несмотря на то, что в общей численности населения преобладают женщины. Примечательно, что в 2011-2012 гг. число мужчин, занятых в экономике заметно превышало число женщин. В 2013-2014 гг. этот показатель почти сравнялся. Стоит отметить также и законодательную базу трудового процесса. В России женщинам запрещено законодательно выполнять некоторые работы. В перечне тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда определены 39 сфер трудовой деятельности, всего 456 видов работ, которые не могут выполнять женщины.
Еще одним показателем, демонстрирующим гендерное неравенство, является уровень безработицы. Данный показатель среди мужского и женского населения различается от региона к региону. Уровень безработицы в Центральном федеральном округе для мужчин – 53,9%, а для женщин – 46,1%, данные показатели равны общероссийским, что говорит о достаточно однородном соотношении показателей. В Сибирском федеральном округе уровень безработицы также выше среди мужчин и составляет 55,3%, для женщин этот показатель составляет 44,7%. в Новосибирской области: уровень безработицы среди мужчин – 57,9%, женщин – 42,1%. Центральный федеральный округ, как один из самых быстро развивающихся регионов страны постоянно совершенствуется, являясь экономическим центром нашей страны. В связи с этим постоянно появляются запросы на различные виды трудовых ресурсов: от неквалифицированного труда, до высоквалифицированных кадров, востребованных в различных сферах. Относительно высокие заработки, возможность найти рабочее место – всё это способствует притоку специалистов из других регионов России.
Помимо дифференцирования мужчин и женщин по профессиональной принадлежности, уровню занятости, безработицы, также можно наблюдать существенные различия в доходах между полами, в том числе и в региональном аспекте
В Центральном федеральном округе отличается высоким процентом отношения заработной платы женщин к заработной плате мужчин – 78,3%, для России этот показатель - 72,6%, что схоже с показателем Сибирского федерального округа –70,3%. Заметим, что в Новосибирской области женщины получают 78,7% заработной платы от заработной платы мужчин. Примечательно, что показательно Новосибирской области превысил данные по России, но и показатель Центрального федерального округа. Заработная плата женщины Кемеровской области составляет всего 64,0% от заработной платы мужчин [3]. Причиной такого разрыва в заработке мужчин и женщин Кемеровской области может быть отмеченная ранее отраслевая специфика региона. Можно говорить о неравенстве в показателях заработной платы мужчин и женщин не только внутри регионов нашей страны, но и между ними.
Неравномерность распределения населения в регионах среди работающих/безработных появляется по объективным причинам, но и влечет за собой ряд изменений. Помимо экономической составляющей, важно рассмотреть и социальную структуру общества, которая испытывает резкие перемены в гендерном аспекте. В этом случае можно говорить и о неравномерное распределении женщин и мужчин на различных позициях. Руководящие должности по-прежнему в большинстве случаев занимают мужчины; даже находясь на одной должностной позиции, заработок мужчины выше, чем женщины, хотя этому не всегда есть объективные профессиональные причины. В вопросе поиска работы женщины оказываются быстрее, опять же можно говорить о том, что женщины несут так называемую социальную нагрузку (заботах о детях, пожилых родственников), и они не могут долго находится без средств к существованию.
Таким образом, не стоит оставлять без внимания проблему гендерного неравенства, проявляющуюся не только в отдельных сферах и социальных институтах общества, но и в рамках различных регионов России. Важным при рассмотрении данного вопроса, несомненно, является доступ к своевременно обновляющейся полной статистической информации, касающейся каждого региона России, и учитывающей гендреный вопрос. Всё это позволит своевременно реагировать на происходящие изменения, а также позволит принять меры по сглаживанию неравенства среди населения.
Литература и источники
1. Бобков В.Н. Неравенство в уровне жизни населения федеральных округов России. -М.: ИНФРА-М, 2014. –331 с.
2. Кранзеева Е.А. Гендерная сегрегация: реалии рынка труда // Институциональная трансформация экономики на постсоветском пространстве: барьеры и перспективы Материалы Второй Международной научной конференции. Министерство образования и науки РФ; Администрация Кемеровской области; Кемеровский государственный университет; ответственный редактор Левин С. Н.. Кемерово, 2011. С. 352-357.
3. (Федеральная служба государственной статистики России). http://gks.ru
Научный руководитель – к. социол. н., доцент Кранзеева Е.А., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 316.014-316.723
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СУБКУЛЬТУР
Иванова Е.Ю.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В настоящее время включенное наблюдение как качественный метод исследования довольно широко используется при изучении различных социальных объединений, микросообществ, групп и др. Использование данного метода является приоритетным, если в фокусе внимания исследователя находится культурное разнообразие, в частности субкультурные объединения. С каждым годом возникают все новые подобные объединения, воспринимающие окружающую действительность не с точки зрения культуры общества в целом, а с позиции своих внутренних мировоззренческих установок. В связи с этим, углубленное изучение таких образований «со стороны» является затруднительным. В этом случае следует изучать ее «изнутри». Для того, чтобы понять, причинно объяснить поведение человека М. Вебер предлагает поставить себя на его место.
Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей в определенной социальной группе.
При изучении конкретно взятой субкультуры исследователь, как правило, первым делом, согласно методике проведения включенного наблюдения, формулирует основную проблему своего исследования, попутно накапливая «снежный ком» интересующих вопросов. С нашей точки зрения, одна из наиболее распространенных проблем исследования конкретной субкультуры методом включенного наблюдения складывается из внутренней особенности данного субкультурного образования. Дело в том, что конкретно взятая субкультура по содержанию неоднородна, т. е. в ней существуют виды, подвиды и т. д. Потому изучить субкультуру, находясь всего в одной группе, иногда бывает недостаточно.
Следующая специфическая особенность изучения субкультур методом включенного наблюдения складывается, исходя из степени открытости или закрытости субкультуры. Получить доступ к осуществлению своей исследовательской деятельности в группе, принадлежащей к открытой субкультуре, не составит особого труда, однако при закрытой (замкнутой, огражденной от влияния внешнего мира) субкультуре возникнут некоторые трудности, поскольку попасть в группу легче через знакомых людей («проводников»), чем пробиваться самому. К тому же, обычно группы таких субкультур обмениваются информацией исключительно в ограниченном кругу (по иерархии) через каналы межличностной коммуникации, среди «своих», в отдельных случаях используя систему символов.
Одной из отличительных особенностей субкультуры является жаргон (сленг) – своеобразный диалект – как одно из средств выстраивания коммуникативной сети внутри субкультуры. При включенном наблюдении исследователю необходимо в кратчайшие сроки изучить все необходимые термины и понятия для того, чтобы понимать исходящую от членов группы информацию и правильно ее интерпретировать.
Исследователю необходимо придерживаться объективности и отстраненности на протяжении всего включенного наблюдения. Субъективность может выступать в качестве препятствия к постижению истинных знаний. Объективность же обеспечивает адекватную оценку происходящих событий и принятие рациональных, целесообразных решений в конкретной ситуации. Исследователь, в таком случае, минимально подвержен влияниям и манипуляциям окружающих, он не принимает чью-либо точку зрения, а находится «в стороне». Исследователь сам не должен вмешиваться в естественный ход событий, потому как любое движение «против течения» может привести к определенным последствиям, возможно, к дальнейшему изменению протекания исследования. Например, изучая правила и нормы поведения, ценностные установки группы, даже, если они покажутся исследователю безнравственными, он не должен в эмоционально окрашенной форме давать субъективную оценку этим правилам и нормам, т. к. это может вызвать реакцию со стороны группы, к тому же, данные правила не всегда в действительности могут отвечать общепринятым нормам нравственности и морали (например, в асоциальных и криминальных субкультурах), потому не стоит принимать их за истинные, находясь под влиянием социальной группы (или лидера группы), это может привести к смещению восприятия ситуации в русло субъективности. Минимизируя субъективность, можно добиться поставленных целей и задач, найти ответы на вопросы, а также проинтерпретировать полученные результаты без искажения действительности.
А. Н. Ильин в своей статье ссылается на замечание Э. Тоффлера, гласящее, что благодаря субкультурам, в которые мы – осознанно или нет – входим, формируются наши индивидуальности. Однако, по мнению автора статьи, данная фраза представляется весьма спорной, так как можно утверждать и обратное: благодаря субкультурам наши индивидуальности уничтожаются. Нельзя сказать, что какое-то из этих утверждений верно, а какое-то нет; скорее, они взаимодополняют друг друга, тем самым подразумевая наличие как положительно, так и отрицательно влияющих на индивидуальность субкультур [1, с. 71]. Определение положительных и отрицательных сторон конкретно взятой субкультуры становится для исследователя еще одной немаловажной задачей, причем эта оценка также не должна зависеть от личной точки зрения исследователя.
Апробация метода включенного наблюдения при исследовании субкультур проводилась нами на примере субкультуры вейперов в феврале-марте 2017 г. Вейперы – субкультура, которая зародилась относительно недавно. Она берет свое начало от создания первой электронной сигареты (вейпа) в 2003-2004-х гг. Вейперы – это люди, употребляющие электронную сигарету. Информацию о субкультуре вейперов можно получить в основном из таких источников, как СМИ и сеть Интернет и практически отсутствуют научные исследования по данной теме.
Подготовительная стадия исследования включала в себя отбор группы вейперов: выбор города (удобнее всего было проводить наблюдение в городе по месту проживания); выбор возрастной категории, в которую входит группа (исследование такого рода оптимально проводить среди сверстников, так как исключается недопонимание, основанное на «разрыве» между поколениями; к тому же, данная субкультура наиболее распространена среди молодежи).
В результате проведенной выборки определилась группа студентов ВУЗа г. Кемерово. Количество членов, входящих в данную группу составило 5 человек, среднего возраста 20 лет.
Полевая стадия изучения группы вейперов в соответствии с выполняемой роли наблюдателя поделилась на два этапа:
1. Включенное наблюдение в качестве «полного участника» с целью скрытого наблюдения за поведением группы в естественных условиях;
2. Включенное наблюдение в качестве «участника как наблюдателя» с целью получения дополнительной информации через интервью.
Записи исследования фиксировались в дневнике, затем анализировались.
На первом этапе включенного наблюдения были выявлены характерные для данной группы особенности. Участники группы расположены к общению, поддерживают дружеские отношения, выходя за рамки своей группы, имеют большое количество связей с представителями других субкультур. Они стараются следовать модным тенденциям, поэтому внешний вид для них имеет значение. При первой же беседе прослеживалось частое появление ранее незнакомых слов, что свидетельствует о наличии жаргона. В связи с этим, был составлен краткий словарь сленга вейперов для того, чтобы в дальнейшем понимать речь. Как правило, территория, на которой они собираются, находится неподалеку от учебного корпуса ВУЗа, в котором они проходят обучение, поскольку они проживают в разных районах города. Важно отметить, что совместное времяпрепровождение для них является ценностью.
Второй этап сопровождался проведением среди участников группы интервью. Были заданы вопросы с целью выявления субъективной оценки зависимости/независимости от употребления электронной сигареты и др. Подавляющее большинство представителей данной группы вейперов (4 из 5 человек) уверены в том, что у них нет зависимости, при этом 3 человека из 5 используют жидкое наполнение («жижку») с содержанием никотина, который, может вызывать зависимость. Затраты денежных ресурсов на приобретение товаров, связанных с электронной сигаретой, разнятся, в зависимости от частоты употребления и качества вейпа, а также правильности его использования. На сегодняшний день ведутся активные дискуссии по поводу того, помогают электронные сигареты отвыкнуть от обычных сигарет или нет? Что говорят по этому вопросу вейперы? Многие приводят примеры своих родственников и друзей, которые, по их словам, практически избавились от зависимости благодаря электронным сигаретам. Однако причиной таких перемен могут служить и психологические установки человека. Мы поинтересовались, какое влияние, по их мнению, оказывает употребление электронных сигарет? Парадоксально, но все информанты указали на то, что «парение» в той или иной степени, наносит ущерб организму человека, однако данный факт ни коем образом не мотивировал их на то, чтобы прекратить употребление. В интервью затрагивался вопрос о причинах употребления электронных сигарет. Оказалось, что в данной группе у каждого участника были свои причины: один молодой человек увидел у друга и попробовал, другой узнал, что это модно, третьему подарили вейп на день рождения, четвертый нацелился на то, чтобы бросить курить обычные сигареты, последний увидел ларек в супермаркете и решил приобрести данный товар. Участники группы изначально учились вместе, общались между собой и находились в приятельских отношениях, однако появление новых тем для разговоров, обмена опытом, совместное времяпрепровождение и др. повлияло на объединение этих людей в отдельную группу.
Таким образом, изучаемая группа как часть субкультуры вейперов имеет свои характерные особенности (сленг, атрибутика и др.). Причины на приобретение электронных сигарет у каждого участника были свои, но формирование такой социальной группы происходило на основе дружбы и по общему интересу.
Недавно возникшие субкультуры, на наш взгляд, требуют более глубокого изучения. Метод включенного наблюдения является адекватным для исследования субкультурных объединений, т. к. дает возможность изучать их непосредственно, проникая в сущность, для понимания действительности с точки зрения членов объединения. При использовании данного метода для исследователя возможны определенные риски. Заметим, что включенное наблюдение не исключает использование и других методов, например, интервью.
Литература и источники
1. Ильин, А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А. Н. Ильин // Социс. – 2010. – № 2. – C. 69-75.
Научный руководитель – кандидат социологических наук, доцент Маженина Е.А., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 316.7
ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФОТО
Киргизова Е. Г.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Глобализирующийся мир становится визуально более зрелищным, средства массовой информации насыщают образностью повседневную жизнь. Фотография становится средством оформления жизни, общения. В социологии фотография рассматривается в качестве документа эпохи. Работа с фотографией требует особых техник анализа и специфический инструментарий. Фото требует научной интерпретации – личного понимания и истолкования образов.
Визуальный анализ основан на интерпретации, предполагает наличие специальных методик и процедур, применение методов понимания и объяснения, включающих оценку сюжета, эмоциональный фон и культурный контекст. Он опирается на традиции понимающей социологии (М. Вебер, Г. Зиммель), драматургического подхода (И. Гофман). Социологи подчеркивают важность понимания субъективного смысла действующего индивидам. Наблюдая действия людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Фотография лукаво отрицает стремление человека произвести впечатление. Но задача визуального анализа увидеть это стремление, понять, интерпретировать, объяснить его.
П. Штомпка систематизировал виды интерпретаций. В визуальном анализе каждый вид интерпретации решает определенные методические задачи [1, 78]. В ходе герменевтической интерпретации можно получить ответы на вопросы: о социальном статусе автора фотографии; особенностях социальной ситуации; о намерениях, целях автора и героев снимка; определить аудиторию зрителей; выявить социальные стереотипы, предубеждения, эмоциональные настроения, запечатленные на снимке, личный опыт автора. Предметом семиотической интерпретации становится отделенный от автора фотографический образ, как визуальный факт. Образ представляет собой систему знаков, за которой скрываются культурные смыслы. Семиотика предполагает, что любой уровень восприятия знаков обусловлен культурой. Структурная интерпретация расшифровывает общественные и культурные значения, которые несет в себе образ. Проще всего структурной интерпретации поддаются снимки, на которых запечатлена человеческая деятельность. Зрительно можно отличить конфликт от дружеского общения, уличную толпу, компанию друзей от формализованного собрания. Достаточно легко анализируются снимки, фиксирующие общественные контрасты, имущественное неравенство. Сложнее проанализировать визуальное изображение социальных норм. Не сразу удается заметить подтекст (социальные или культурные запреты, идеи), но относительно легко считывать эмоции. Данный вид интерпретации нацелен на изучение «второго дна» изображения. Дискурсивная интерпретацияоказывает прямое влияние на адресата-зрителя, провоцирует на определенные действия. Фото-провокации, фото-призывы или творческие снимки несут художественную ценность, стимулируют зрителя на глубокое понимание образа, предполагающее размышление, расширение эмоциональной, эстетической сферы личности. Поверхностное понимание провоцирует возникновение необоснованных стереотипов. Отсутствие глубокого инструментария лишает возможности понять смысл, заложенный автором, провоцирует формирование дискурса вокруг контекста нравственности, а не содержания посыла фотографического образа. Примером может послужить скандал вокруг выставки фотографий Дж. Стерджеса. Работы художника «общественные деятели», не привлекая экспертов, провозгласили «детской порнографией», а выставку оценили как пропаганду педофилии [2].
В визуальном анализе мы определяем следующие процедуры и техники:
a) Изучение контекста фотографии предполагает понимание того, с какой целью было сделано фото (например, «на память»; в качестве акта искусства; для самолюбования). Исследуется адресат: родные, друзья, широкий круг зрителей.
b) Определение наличия «театрального снаряжения» (жесты, мимика, позировка, костюм). Изучается персональный «фасад» (возраст, пол, расовые или этнические черты, аксессуары и пр.), мизансцены, декорации, с помощью которых человек стремится преподнести себя в выгодном свете.
c) Понимание эффекта изображения. Формулируются гипотезы о том, как зрители восприняли и оценили фотографию. Умение выгодно представить себя проявляется гармоничном сочетании костюма, позы, мизансцен, декораций. В этом заключается степень социальной компетентности «модели», которая становится объектом визуального анализа.
d) Работа со смыслом (герменевтический анализ) предполагаетопределение вида фотографии (репортерский, пропагандистский, рекламный, портретный). В зависимости от того, к какому виду относится фотография, можно определить намерения и эмоции автора. Облегчают понимание подпись под фото, авторский комментарий, которые дополнительно интерпретируются.
e) Расшифровка символов (семиотический анализ). В состав символики могут входить: визуальные образы (фото, плакаты разной направленности); рекламные проекты, в которых тщательно продумываются образы главных героев (позировка, мизансцены).
f) Структурный анализ сюжета фотографий. П. Штомпка выделил четыре типа социальных структур, которые можно увидеть на фотографии: 1) структуру интеракций (деятельность человека, его взаимодействие с другими людьми); 2) нормативную структуру (нормы, правила, ритуалы, обычаи, законы, ценности); 3) идеальную структуру (распространенные убеждения, взгляды, мифы и идеологии); 4) структуру возможностей (доступ к различным социальным ресурсам). Одно и то же изображение может содержать в себе несколько типов структур [3, 23].
j) Драматургический анализ фотографии. Центральное место в процессе анализа отводится действующему лицу, действию и взаимодействию. Действия людей в общественной жизни, как и сценическое действие, происходят в рамках определенного пространства. Драматургический анализ рассматривает расположение индивидов в этом пространстве во время «спектакля». По мнению И. Гофмана, Во всяком социальном взаимодействии есть передний план, который соответствует авансцене в театральном представлении. Для действующих лиц, как на сцене, так и в общественной жизни имеют значение внешний вид, костюмы, реквизит. Кроме того, существует задний план – место, куда действующие лица могут удалиться, чтобы приготовиться к исполнению. Социальный статус героя фото схож с ролью в пьесе. Роль прописана в сценарии, подсказывая персонажам реплики и действия. «Представление» каждого индивида И. Гофман называет саморепрезентацией или управлением впечатлениями [4, 54].
Снимки журналистов, становящиеся визуальными документами эпохи, несут политический смысл и художественные достоинства, свойственные удачному репортерскому кадру. К таким снимкам относится фото Бурхана Озбилиджи – победителя конкурса World Press Photo 2017. На фотографии запечатлен убийца российского посла в Турции. Это молодой мужчина в деловом костюме. Виден его агрессивный настрой, на лице устрашающая гримаса, в одной руке держит пистолет, другая – направлена вверх с поднятым указательным пальцем. Создается впечатление, что он провозглашает победу и утверждает свое превосходство. Рядом с ним тело дипломата, к которому никто не может подойти из-за страха за собственную жизнь. Снимок занял первое место на конкурсе в категории «Горячие новости. Серия фотографий» [5].
Фотограф, запечатлев момент из жизни, хочет вызвать определенные чувства аудитории, но из-за разницы в восприятии фото может стать предметом жарких обсуждений и повлечь за собой общественный резонанс. Примером такого дискурсивного анализа может служить обсуждения серии снимков Кевина Картера «Девочка и стервятник», повлекшего самоубийство репортера [6].
Эдди Адамс – американский журналист, фотокорреспондент, прославившийся фотографиями «Казнь в Сайгоне», сделанными во время Вьетнамской войны. Во время боев за Сайгон он запечатлел убийство пленного вьетконговца начальником полиции Сайгона [7]. Это еще один пример фотографии на «грани добра и зла», сделанной при выполнении профессиональных обязанностей по всем правилам публицистического фото. Его основная функция – привлечь внимание общественности к социальному явлению, сформировать политический дискурс. Запечатлев противоречивую ситуацию, фотограф выполняет свою социальную миссию, – фиксировать документальный образ эпохи.
Изучая эти фото, мы применяли структурный анализ сюжета. Например, фото «Казнь в Сайгоне» построено на системе интеракций (взаимодействие между генералом и пленным). Анализу подвергается нормативная структура (пленный понесет наказание за расстрел полицейских семей), структура возможностей (наличие у генерала власти и полномочий распоряжаться жизнью человека). Снимок «Убийство российского посла в Турции» несет информацию о структуре интеракций (атака убийцей посетителей выставки), о нормативной структуре (грех убийства человека), об идеальной структуре (акт мести убийцы «за Алеппо»).
Дискурсный анализ предполагает сбор материалов обсуждения и общественного резонанса вокруг фотографии. Исследуются публикации в печати о нормах, правилах и ценностях общества; о том, где начинаются и заканчиваются власть и полномочия людей; о социальных и культурных запретах и идеях общества. Так, снимок «Казнь в Сайгоне» потряс миллионы людей в мире, радикальные студенты распечатывали его и несли как плакат на антивоенных демонстрациях [8]. Вне зависимости от того, какие события остались «за кадром», фотография помогла закончить войну во Вьетнаме.
Б. Озбилиджи оказался среди фотокорреспондентов, освещавших открытие выставки. Когда началась стрельба, он спрятался в укрытии, продолжая снимать. Эти фото попали во все ведущие мировые СМИ, вызвав широкий резонанс вокруг проблемы терроризма [9].
Согласно герменевтическому анализу, определяющему жанр фотографии, снимки Э. Адамса, К. Картера, Б. Озбилиджи репортерские. Намерением фотографов было желание запечатлеть моменты истины нашей жизни. Фото сдланы не только для современников, но и для потомков. В интервью Б. Озбилиджи рассказывает о чувствах, испытанных им, как очевидцем события и делится гордостью за сделанную работу [10]. Э. Адамс испытал смятение чувств, утверждая, что «генерал убил вьетконговца, а я убил генерала своим фотоаппаратом; фотоаппарат является наиболее мощным оружием в мире». К. Картер не смог перенести тяжести ответственности за свою профессию и тяжелого опыта свидетеля голода в странах Африки.
Применяя семиотический анализ, мы расшифровывали культурные и художественные символы. На фото «Казнь» видно, что герои (полицейские) чувствуют себя уверенными хозяевами ситуации: у них в руках орудия демонстрации превосходства (оружие, форма). У жертв нет шансов избежать смерти. Пленный осознает свою участь. Люди, смотрящие на снимок, проникаются состраданием и жалостью к обезоруженному, плененному человеку. Смерть настигнет его прямо посреди улицы, и никто не вступится за него. Солдат, стоящий рядом с генералом, который готовится выстрелить, не проявляет никакого сочувствия, по его взгляду можно сказать, что он ждет команды стрелять.
В ситуации с гибелью посла, убийца, замаскировавшийся под обычного посетителя выставки, не привлекал к себе внимания. Выстрелы последовали, когда Карлов произносил речь. Несмотря на то, что террорист стрелял в спину, позу он принял геройскую. Работы Э. Адамса, Б. Озбилиджи, К. Картера эмоциональны, точно документируют трагические ситуации жизни нашего мира. Фотографам удалось сохранить баланс между профессиональным долгом и гражданской ответственностью, документалистикой и гуманизмом. Рискуя жизнью, они стали авторами «документов эпохи».
Визуальный анализ – новый метод социологии, который сделал визуальный образ средством познания общественной жизни. Его применяют с междисциплинарных исследованиях на стыке дисциплин, например с социологии культуры и политологии. С развитием технологий повышается значение визуального анализа в исследовании мира людей.
Литература и источники
1. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / П. Штомпка. – М.: Логос, 2010. – 152. с.
2. Vesti.ru, 2016. – http://www.vesti.ru/doc.html?id=2802984 (дата обращения: 28.03.17)
3. Вдовина, Т. В. Визуальные исследования: основные методологические подходы / Т. В. Вдовина // Вестник РУДН. Серия: Социология, 2012. № 1. – 62. с.
4. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М.: «Канон-пресс-ц», 2000. – 251. с.
5. Фото убийства российского посла в Турции победило на конкурсе World Press Photo / forumdaily.com, 2017. – http://www.forumdaily.com/foto-ubijstva-rossijskogo-posla-v-turcii-pobedilo-na-konkurse-world-press-photo/ (дата обращения: 26.03.17)
6. Кевин Картер / takefoto.ru, 2016. –http://www.takefoto.ru/ articles/fotografyi/1099_fotograf_kevin_karter_Kevin_Carter (дата обращения: 22. 03. 17)
7. Кузнецова, Л. Казнь в Сайгоне / Л. Кузнецова. –http://katoga.livejournal.com/949366.html (дата обращения: 20. 03. 17)
8. Фотографии, которые лгут: Казнь в Сайгоне / atz-box.ru, 2017. – http://atz-box.ru/stati/ rasskazyistorii/2776-fotografii-kotorye-lgut-kazn-v-sajgone.html (дата обращения: 26.03.17)
9. Бессмысленно и подло / gazeta.ru, 2017. –https://www.gazeta.ru/politics/ 2016/12/20_a_10439147.shtml#page1 (дата обращения: 26.03.17)
10. «Я снимал его, пока он запугивал отчаявшихся пленников». Рассказ фотографа A. P. Бурхана Озбилиджи, сделавшего самые известные снимки убийцы Андрея Карлова / meduza.io, 2017. – https://meduza.io/feature/2016/12/20/ya-snimal-ego-poka-on-zapugival-otchayavshihsya-plennikov (дата обращения: 22.03.17)
Научный руководитель - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социологических наук, Логунова Л. Ю., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 316.46
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Красноперова А. Ю.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Интернет сегодня выполняет одну из важнейших для общества функций – коммуникативную. Стремление к общению консолидируют широкую аудиторию на определенном ресурсе. Определение реального рейтинга политического лидера в современном обществе через опросы общественного мнения не всегда может оказаться точными, достаточным и показывать полную картину развития конкретной ситуации. Более точную картину позволяет определить информация, получаемая на основе запросов и данных из Интернета, т. к. в современном обществе разнообразные социальные сети, всевозможные сайты предлагают множество информации и большую палитру мнений людей и могут помочь выявить более реальную, четкую и полную картину популярности того или иного политического деятеля. Мы отмечаем необходимость дополнять статистические методы качественным интернет анализом. Опросы через Интернет позволяют охватит наиболее широкую аудиторию, потому что позволяет получить информацию в любое время от респондентов всех возрастов, любого пола, положения, из любого поселения, города или страны, т. к. нет необходимости лично опрашивать на местности. По данным, полученным из Интернета, мы можем попытаться определить наиболее достоверную информацию о рейтингах и других разнообразных измерителей популярности политических лидеров.
Рейтинг популярности политического деятеля зависит от множества критериев, индексов, анализа деятельности, на которые влияют личностные качеств лидеров и т. д.
Одним из важных составляющих для определения популярности служит такой критерий как количество упоминаний в Интернете политического лидера. То насколько часто появляется тот или иной запрос говорит об интересе пользователей к данной информации. Упоминание, размещение информации о деятельности лидера на различных сайтах, в различных социальных сетях создает положительный или отрицательный имидж, влияет на формирование взглядов общества на данную личность. Это случается в результате того, что в современном обществе люди в большей своей части привыкли искать информацию в Интернете из-за ее быстроты и оперативной доступности.
Также для понимания насколько высок рейтинг политического лидера необходимо проанализировать различные индексы, которые составлялись на основе опросов через разнообразные интернет-ресурсы. Так, например, индекс доверия, помогающий понять отношение общества к определенному политику, составляется на основе ответов респондентов на вопрос о том, какому политическому деятелю вы доверяете решение государственных вопросов.
По данным ВЦИОМ индекс доверия политикам в России на 2 апреля 2017 года составляет: Путин В. В. – 47, Шойгу С. К. – 17, Лавров С. В. – 12, Медведев Д. А. – 4, Навальный А. А. – (-1), Миронов С. М. – (-2), Зюганов Г. А. – (-5), Жириновский В. В. – (-10) [1]. Смеем предположить, что в скором будущим интернет сможет продлевать «политическую жизнь» той или иной государственной или политической персоны.
Доверие формируется на основе действий лидера, действия же лидера зависят от его личностных качеств. Стоит сказать о том, что личностные качества влияют не только на уровень доверие, но и на множество других факторов, критериев и индексов. Данную аналогию можно увидеть в зависимости количества положительно воспринимаемых и одобряемых качеств лидера обществом и уровнем его популярности.
«Удачный лидер» имеет такие качества: решительность, ум, эрудиция, энергия, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность, чувство юмора, тактичность, способность привлекать к себе внимание, сильный характер, патриотизм. Данные качества помогают выдвигать лидера на центральную позицию [1].
Но стоит отметить, что, хотя и существуют качества, определяющие во многом успех лидера, но нельзя выделить идеального набора качеств, которые бы помогли завоевать доверие и гарантировать успех.
Анализ разнообразных интернет опросов общественного мнения о зависимости наличия конкретных личностных качеств и популярности также показал большое влияние вышеперечисленных качеств. А также выявил некоторую тенденцию личностных качеств, которые будут оказывать более важное значение при выборе лидера. Если раньше более значимыми являлись те, что связаны со специальными знаниями, то сейчас все более значимыми становятся такие, которые показывают изначально решительность, ответственность, коммуникабельность и стратегическое мышление.
В связи с тем, что в нашей стране Интернетом ежедневно пользуются более 70 % людей от 18 лет и старше, т. е. граждане, обладающие активным избирательным правом и являющиеся решающим звеном, эти данные помогают наиболее полно показывать действительно то, что является актуальным. В Интернете реакция на все действия происходит практически молниеносно, что позволяет быстро реагировать и подстраиваться под разнообразные ситуации. Это пространство, которое помогает политическому лидеру повлиять на свой рейтинг, обратившей к своей аудитории, подобрав для каждой группы нужный мотиватор. Выполнить данную задачу и помогают опросы через социальные сети или другие сайты.
Среди опасений можно отметить опасность применения участниками политической коммуникации манипулятивных технологий и различных «фейковых» приемов. Сопровождение виртуальных политических проектов партиями и лидерами и даже государственной политической машиной будет занимать значительное количество ресурсов.
Интернет открывает принципиально новые возможност