Причины выбора профессии учителя в зависимости от стажа работы

(Опрос апрель 2017, всего – 34 чел.)

Причины Стаж работы (лет) Итого
1-5 6-10 11-15 16-20 Св. 20
Достойная зарплата
Гарантии занятости
Социальные гарантии
Длительный оплачиваемый отпуск
Имею педагогический талант
Работаю по полученной специальности
Не было возможности другого трудоустройства
Возможность саморазвития
Другое
Всего

На вопрос «Что могло бы способствовать повышению Вашей трудовой активности?» большинство ответов было связано с «повышением заработной платы» – 10 чел. и «уменьшением нагрузки» – 12 чел., также были ответы о «карьерном росте» – 2 чел., «уважении к труду» – 2 чел. и «микроклимате в организации» – 1 чел..

На вопрос «Нравится ли Вам работать учителем?» больше половины педагогов ответили «да, нравится» - 19 чел.; 13 респондентов выбрали вариант ответа «скорее нравится, чем не нравится». Вариант ответа «нет, не нравится» выбран не был. В целом педагогам нравится их работа.

Что касается удовлетворенностью размером заработной платы, то большинство учителей выбрали вариант ответа «удовлетворен(а) в полной степени» – 15 чел., «не удовлетворен(а)» – 10 чел. и «удовлетворен(а) в средней степени» – 8 чел..

Независимо от того, что оплата труда педагогов достаточно невелика, большинство из них удовлетворены своим материальным вознаграждением.

Главной ценностью работников в своей профессии является «чувство полезности и нужности» – 20 чел., следующим по значимости идет вариант ответа «возможность проявить свои навыки и умения» – 12 чел. Но такая ценность как «заработная плата» выбранной не была.

На вопрос «Каковы Ваши планы ближайшее будущее?» 27 чел. выбрали вариант ответа «работать на прежней должности», «перейти на другую должность» – 4 чел. и «не работать» – 3 чел.

Таким образом, проведенное нами исследование дает возможность говорить о том, что спецификой трудовой мотивации учителей в данной школе является наличие социальных гараний, возможность реализации педагогического таланта и работы по специальности. Меньшее значение придается материальным стимулам, возможно, поэтому педагоги удовлетворены своей работой и многие из них имеют большой стаж. Но для более эффективного выполнения обязанностей и развития образования в целом, образовательным организациям необходимо грамотно прорабатывать систему трудовой мотивации, которая должна сочетать в себе и материальное и моральное стимулирование работников.

Литература и источники

1. Данилюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А. А. Данилюк. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – 304 с.

Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент Маженина Е. А.

УДК 316.462

АВТОРИТЕТ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
Григорик Н. Н.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

В современном мире власть является важнейшим элементом политической жизни любого государства. Это неотъемлемая часть человеческой жизни, поскольку там, где есть какие-нибудь отношения и взаимодействия между людьми, всегда возникают властные отношения. Власть является ключевым элементом в управлении государством, так как позволяет принимать и осуществлять властные решения, которые касаются всей страны. Кроме того, это важная часть социальной сферы общества, поскольку она позволяет регулировать взаимоотношения и конфликты между гражданами, согласовывать потребности различных слоев населения, выступать гарантом культурных норм и образцов поведения. Все это позволяет взглянуть на власть как очень мощный инструмент влияния людей, на общество. Именно поэтому необходимо, чтобы властные полномочия находились в руках тех людей, которые будут достойно выполнять возложенную на них задачу.

Важным звеном в управлении любого государства является местная или муниципальная власть, поскольку решения принимаются непосредственно на местах, учитываются интересы и потребности именно данного региона, и кроме того, эта власть рассматривается как наиболее близкое для непосредственного населения, которое может оказывать реальное воздействие на процессы управления именно на этом уровне. Местная или муниципальная власть еще может рассматриваться как любая власть, существующая на местах. Она может существовать в самых различных формах и в территориальных образованиях.

Существуют три известных вида муниципальной власти:

· Административная власть. Ее можно понимать как власть, при которой должностные лица, занимающие места в системе управления, назначаются государством.

· Полное местное самоуправление. Оно проявляется в том, что жители определенной территории самостоятельно решают вопросы, связанные с управлением этой территорией. Данный вид власти – это наиболее идеальная форма реализации демократического устройства государства. При таком управлении государство практически не вмешивается в «жизнь» данного объединения, предоставляя полное право самостоятельно формировать свою систему управления, основанную на принципах голосования и выборности большинства должностей.

· Смешанная форма, при которой наблюдаются два этих вида власти. Они перемешаны между собой и представляют некую форму двоевластия, когда территория управляется одновременно и органами местного самоуправления и государством. Данный вид власти является самым неустойчивым из всех остальных, поскольку имеет склонность смещаться в какую-либо сторону.

Какой бы вид местной власти не существовал на определенной территории, эта власть обязана заботиться о том, чтобы все необходимые потребности граждан были полностью исполнены. Т. е. власть должна заботиться об исполнение своих функций и функционального предназначения. В случае, когда власть не заботится об исполнении своих функций, происходит нарушение протекания процессов, касающихся жизни всего территориального объединения. И тогда может произойти либо постепенное «угасание» и «загнивание» этого объединения, либо произойти восстание и свержение существующей власти.

Очень важным элементом властных отношений является авторитет. Власть и авторитет являются довольно близкими и связанными понятиями. Они оба обозначают возможность осуществления управления и оказания влияния на подчиненных. Но по своей сути это очень разные явления. Власть характеризуется тем, что происходит навязывание и подчинение своей воли даже вопреки желанию другого человека. Авторитет подразумевает, что руководитель должен добиться расположения своих подчиненных для того, чтобы иметь возможность вилять на них, это деятельность, одобряемая и разрешаемая другими. Подчиненные сами признают руководителя и его влияние, это добровольное подчинение. Власть же есть принуждение к исполнению указов руководителя. Идеальной ситуацией управления будет их совмещение. Таким образом, государство, в котором власть является непререкаемым авторитетом, избежит многих конфликтных ситуаций, а данное сочетание будет способствовать процветанию и гармоничному развитию.

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что местная власть, как наиболее приближенная к непосредственному населению страны, обязана обладать авторитетом в глазах граждан, чтобы наиболее эффективно осуществлять политику государства в отдельно взятом городе, регионе. Нами было проведено пилотажное исследование на тему «Авторитет местной власти среди населения», чтобы узнать реальное положение дел города Кемерово. Объектом исследования стали жители города Кемерово, а предметом – авторитет муниципальной администрации и главы города Кемерово среди населения. Целью нашего исследования стало выявление реального отношения населения к местной власти, а также изучение авторитета и степени доверия местным властям. В исследовании приняло участие 100 человек, из них 52 женщины и 48 мужчин.

В результате опроса мы получили следующие данные. 10 % опрошенных сказали, что местная администрация заслуживает полного доверия. Скорее заслуживает доверия, чем не заслуживает администрация для 33 % опрошенных, скорее не заслуживает, чем заслуживает – для 22 % опрошенных. Совсем не заслуживает доверия администрация для 10 % респондентов, остальные 25 % затруднялись ответить. Администрации больше доверяют те респонденты, которые давали высокую оценку деятельности. Мы увидели, что местная администрация города Кемерово не является абсолютно авторитетным и одобряемым органом власти. Большинство опрошенных людей имеют претензии по поводу принимаемых администрацией решений, многие очень низко оценивают общую работу. Все это снижает значимость администрации у обычных жителей города, а также подрывает авторитет данного муниципального образования.

С отношением к главе города дела обстоят несколько лучше. 14 % людей отметили, что их глава полностью заслуживает доверия. Скорее заслуживает доверия, чем не заслуживает глава города для 36 % опрошенных. Еще 20 % отметили, что мэр скорее не заслуживает доверия, чем заслуживает. Для 6 % глава совсем не заслуживает доверия. Остальные 24 % затруднились ответить. У женщин мэр пользуется большим доверием, чем у мужчин. Люди с высшим образованием чаще остальных отмечали, что действующий глава города заслуживает их доверия. Кроме того, было замечено, что мэр действительно заслуживает доверия для тех респондентов, которые оценили его работу выше среднего. Соответственно те, кто оценил его работу на низкую оценку, были не довольны его работой, а, значит, доверия он не заслуживал. В целом, можно отметить, что большинство, мэру довериет. Несмотря на существующие недовольства в оценке эффективности его работы в целом, претензии к принимаемым им решениям, люди считают, что этому человеку можно доверить управление городом.

Если сравнивать между собой муниципальную администрацию и главу города, то мы можем увидеть, что существует значительный разрыв представлений о значимости и авторитетности этих двух субъектов местного уровня власти. Данная ситуация является очень серьезной, поскольку существующее рассогласование оказывает значительное влияние на проводимую политику в городе, а значит невозможно эффективно реализовывать какие-либо программы, внедрять новые идеи, осуществлять решения. Необходимо разрешить сложившуюся ситуацию как можно скорее, чтобы минимизировать возможные последствия и наладить действенное управление.

Литература и источники

1. Воеводина, Н. А. Социология и психология управления. Учебное пособие / Н. А. Воеводина, И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. – М.: Омега-Л, 2010. – 199 с.

2. Ефремов, И. Проблема авторитета в социальной философии / И. Ефремов –http://www/cyberleninka.ru/article/n/problema-avtoriteta-v-sotsialnoy-filosofii (дата обращения 1.03.2017).

3. Карасев, А. Местная власть в Российской Федерации: особенности организации и реализации / А. Карасев. – http://www.cyberleninka.ru/article/n/mestnaya-vlast-v-rossiyskoy-federatsii-osobennosti-organizatsii-i-realizatsii (дата обращения 17.03.2017).

4. Колесников, В. А. Муниципальные интересы в современной России: монография / В. А. Колесников. – Волгоград: ВАГС, 2005. – 432 с.

5. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. А. Морозова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Российское юридическое образование, 2010. – 384 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

7. Ромашев, Р. А. Теория государства и права. Краткий курс / Р. А. Ромашев. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.

8. Чиркин, В. Е. Российская конституция и публичная власть народа / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2008. – № 8. – С. 24-34.

Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент Орлова А. В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».

УДК 316.34

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Зиннатова А. Р.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

На сегодняшний день всё чаще поднимаются вопросы о развитии городов и регионов, продолжают оставаться актуальными вопросы неравенства территорий. Рассмотрение проблемы неравенства отдельных территорий раскрывает еще один аспект изучения данной тематики – гендерное неравенство регионов, которое выражается в таких значениях, как уровень занятости/безработицы, уровень заработной платы, уровень образования, доступ к власти и другим ресурсам среди мужчин и женщин. Различия в развитии регионов могут быть обусловлены природными особенностями, географическим положением территории, хозяйственными навыками населения, особенностями участия в международном разделении труда. Неоднородность развития российского общества в территориальном аспекте выражается в разнообразных формах: показатели развития городов-мегаполисов, моногородов, провинции и сельских территорий различаются не только в экономическом соотношении, но также и в демографических, культурных и иных признаках.

При рассмотрении гендерного неравенства в региональном аспекте, важно также учитывать и специфику самих регионов. Специфические виды производств, наличие монорегионов порождают спрос на определенный вид трудовых ресурсов. Например, в Кемеровской области ведущими отраслями являются угольная, добывающая, металлургическая, что ведет к распространению так называемых «мужских» профессий. По данным на 2015 год численность Кемеровской области составляла 2725,0 тыс. ел., из них мужчин –1250,1 тыс. чел., женщин –1474,9 тыс. чел[3].

Таблица 1

Наши рекомендации