Сравнение показателей в двух группах до начала занятий
Показатель | Среднее 1 группа | Среднее 2 группа | p |
Общая тревожность | 10,90000 | 7,066667 | 0,000824 |
Соц. стресс | 6,10000 | 4,633333 | 0,069621 |
Фрустрация потребности в достижение успеха | 4,00000 | 5,400000 | 0,036780 |
Страх самовыражения | 2,73333 | 2,366667 | 0,421972 |
Страх ситуации проверки знаний | 3,70000 | 3,400000 | 0,439976 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2,56667 | 2,466667 | 0,820170 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 4,76667 | 5,000000 | 0,627793 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 0,96667 | 0,666667 | 0,240321 |
Анализируя полученные данные, мы видим, что показатели имеют примерно одинаковое значение, за исключением общей тревожности (во второй группе показатель выше), а стремление к достижению успеха наоборот выше у учеников первой группы.
На втором этапе данная выборка была поделена на две группы – экспериментальную, в составе 30 человек и контрольную с аналогичным количеством детей.
С представителями первой группы в течение 2 и 3 четверти проводились занятия по внеурочной деятельности по программе «Познай себя». С детьми из второй группы занятия не проводились.
В дальнейшем, по окончанию курса занятий, в четвертой четверти был проведен повторный замер по тем же методикам. Полученные результаты мы можем видеть в Таблице 2.
Таблица 2
Сравнение показателей в экспериментальной группе до и после проведения занятий
Показатель | До начала занятий | После окончания занятий | p |
Общая тревожность | 10,90000 | 7,200000 | 0,000000 |
Соц. стресс | 6,10000 | 3,600000 | 0,000000 |
Фрустрация потребности в достижение успеха | 4,00000 | 2,500000 | 0,000000 |
Страх самовыражения | 2,73333 | 1,600000 | 0,000045 |
Страх ситуации проверки знаний | 3,70000 | 1,666667 | 0,000000 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2,56667 | 1,200000 | 0,000021 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 4,76667 | 1,933333 | 0,000000 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 0,96667 | 0,600000 | 0,000122 |
После проведенного курса внеурочной деятельности с учениками первой (экспериментальной) группы, мы можем наблюдать изменения всех показателей. Показатели детей, с которыми проводились занятия, снижены, соответственно мы можем сделать вывод, что подобные занятия благоприятно влияют на эмоционально-волевую саморегуляцию младших подростков, и способствуют лучшей адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено.
Литература и источники
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М.: Генезис, 2008. – 112 с.
Научный руководитель – к. психол. н., доцент Белогай К. Н., ФГБОУ ВО «Кемеровский Государственный Университет»
УДК 159.947.5
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Аргентова Л.В., Голохвастова Н.В.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Проблема изучения мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения по сравнению с детьми, проживающими в семьях; из-за проблемы их социализации после выхода из стен детского дома, получения ими образования и вхождения в социум [1].
Проблема мотивации учебной деятельности подростков-воспитанников детских домов является сложной и малоизученной.
Предметомнашего исследованияявились особенности мотивации подростков-воспитанников детского дома к учебной деятельности.
Гипотеза исследования:наблюдения за реалиями жизни позволяют предположить наличие особенностей мотивации подростков-воспитанников детского дома к учебной деятельности по сравнению с подростками, проживающими в семьях.
Методологической основой исследования мотивационных аспектов учебной деятельности воспитанников детского дома служат работы: А.К. Марковой, Н.В. Афанасьевой, М.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной, Л.П. Кичатинова, В.И. Махновской, О.А Чуваковой, В.С. Юркевич, А.Г. Лидерса и В. Хеннинга и др.
Для проверки гипотезы были использованы следующие методикиисследования:тест-опросник мотивации учащихся М.В. Матюхиной; методика «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.
Исследование проводилось на базе муниципального казенного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №7 «Дружба», который относится к образцовым детским воспитательным учреждениям подобного типа, где проводится большая работа педагогов и психологов по коррекции поведения детей-сирот. В исследовании приняли участие 16 подростков-сирот 12 лет из детского дома, которые находятся в детском доме уже 3 года. Они и составили экспериментальную группу. И 16 учащихся также 6 класса общеобразовательной школы № 35 города Прокопьевска, составивших контрольную группу.
В своем исследовании мы опирались на идеи В. Хеннинга, который выделил виды мотивов учебной деятельности в соответствии с ценностными притязаниями, где ценности социальной идентификации с родителями и притязание на некий залог в будущем, создающий базу для достойной материальной жизни, занимают значительное место [4].
В изучении особенностей мотивации к учебной деятельности необходимо иметь в виду и возраст исследуемых.В подростковом возрасте активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, наиболее остро стоят задачи определения жизненных целей, принятия решений по выбору будущей профессии, в формировании которых огромная роль принадлежит семье [3].
Воспитанники детского дома имеют ограниченный, а часто и негативный опыт семейного воспитания. Самыми значимыми агентами социализации для них выступают воспитатели детского дома, сверстники, коллектив. А будущее для них неопределенно в силу отсутствия ощущения поддержки, которое есть у детей, живущих в семьях [1; 2].
Исследование мотивации учебной деятельности респондентов осуществлялось с помощью тест-опросника М.В. Матюхиной. Результаты исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1