Распределение учащихся в разных интеллектуальны группах по развитию

Антиципации

Компонент антиципации Низкий уровень интеллекта Средний уровень интеллекта Высокий уровень интеллекта Итого
Кол. чел. % Кол. чел. % Кол. чел. % Кол. чел. %
Ситуативно-личностный компонент Несостоятельность 42,86 35,71 21,43 38,89
Состоятельность 18,18 40,91 40,91 61,11
Пространственный компонент Несостоятельность 30,43 43,48 26,09 63,88
Состоятельность 23,08 30,77 45,15 36,11
Временной компонент Несостоятельность 29,63 44,44 25,93
Состоятельность 22,22 22,22 55,56
Общая антиципация Несостоятельность 33,33
Состоятельность 19,23 42,31 38,46 66,67

Из приведенной выше таблицы следует, что большинство учащихся являются антиципационно-состоятельными, 61,11% характеризуется ситуативно-личностной состоятельностью, способностью предвидеть поступки других людей.

Временной компонент антиципации высоко развит примерно у одной третьей, в то время как две третьих (63,88%) испытывают трудности в восприятии и предвосхищении времени. Данный факт можно объяснить тем, что современное общество, характеризующееся апатией, стремлением к гедонистическому образу существования, оказывает непосредственное воздействие на подростков, приводя к их пассивному поведению в обществе и несформированности временной перспективы. Многие учащиеся имеют кратковременную жизненную перспективу, ограничивающуюся сдачей экзаменов и поступлением в какое-либо учебное заведение, что сказывается на уровне развития временного компонента антиципации.

Три четвери всех испытуемых продемонстрировали несостоятельность по пространственному компоненту антиципации, что можно объяснить происходящими физиологическими изменениями в данном возрасте.

В ходе исследования также установлено, что в группах с высоким и средним уровнем развития интеллекта наблюдается наибольшее количество антиципационно- состоятельных учащихся по ситуативно-личностному компоненту. Временной компонент антиципации, выражающийся в способности планирования своего времени и в управлении им, и пространственный компонент в большей степени развиты у лиц с высокими умственными способностями. Наиболее высокий уровень общей антиципации (42,31%) продемонстрировали учащиеся со средним уровнем интеллекта. Наибольший процент антиципационно-несостоятельных учеников по пространственному (43,48%) и временному компоненту (44,44%) наблюдается в группе лиц со средне выраженным интеллектом.

С помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп удалось выявить статистически достоверные различия в группах с низким и высоким уровнем интеллекта по развитию ситуативно-личностной антиципации (р=0,02), пространственной антиципации (р=0,04) и по общему уровню антиципации (р=0,01). Достоверных отличий по уровню развития временного аспекта антиципации в группах с разными интеллектуальными способностями выявить не удалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о неравномерности развития компонентов антиципации в старшем подростковом возрасте в сторону преимущественного развития ситуативно-личностного компонента. Подростки с разными интеллектуальными способностями демонстрируют разные способности к прогнозированию.

Полученные результаты позволяют задуматься о необходимости создания дифференцированных программ, направленных на развитие прогностических способностей, выражающихся в умении эффективно действовать в окружающем мире, принимая решения с временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий в будущем.

Литература и источники

1. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационно-прогностической системы в подростковом возрасте / А. И. Ахметзянова. – Научные ведомости. – 2015. – №12. – С.129-136.

2. Громова, Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: дис. канд. психол. наук / Ч.Р. Громова. – Казань, 2003. – 109 с.

3. Лебедева, С.Е. Особенности взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов: дис. канд. психол. наук / С.Е. Лебедева. – Сургут, 2008 – 175 с.

4. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевии. – Психологический журнал. – 1996. – том 17. – № 4. – С. 107–115

Научный руководитель – к.псих.н., доцент Горбатова М.М.., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 37.041:159.923.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Юдин С.А, Серый А.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Главным и невосполнимым ресурсом для человека является время. Умение его рассчитывать и рационально распределять приобретает все большее значение, в современном обществе, определяющие эффективность его деятельности. Поступая в высшее учебное заведение, студент попадает в совершенно новую среду, где ответственность за выполнение заданий, написание курсовых работ и подготовку к экзаменам лежит полностью на студенте. За исключением насыщенной учебной деятельности, обучение в вузе не редко сопровождается, трудовой деятельностью и участием в научных и студенческих сообществах. Такая активность требует высокого уровня развития умений распределять время, анализировать свои возможности и расставлять приоритеты. Тот уровень самоорганизации, с которым студент поступает на первый курс недостаточен для мобилизации внутренних ресурсов, выстраивание приоритетов и планирование своей активности. Поскольку для построения плана собственной деятельности необходимо осознание собственного будущего, то немало важную роль в процессе самоорганизации должна отводиться временной перспективе личности, являющейся существенным компонентом образа «Я» человека и во многом определяющей его способность идентифицировать себя как субъекта деятельности [1].

В качестве рабочей дефиниции в исследовании было принято следующее определение самоорганизации учебной деятельности – целенаправленный процесс, осознания и постановки цели, оценки ситуации, формирование плана действий и его реализации, без внешнего вмешательства. Самоорганизация – это процесс, который воплощает в себе волевые, ценностно – смысловые, мотивационные компоненты, а также способность правильно воспринимать, оценивать и распределять время. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личность, обладающая высоким уровнем самоорганизации – это личность которая осознавая ценность времени на основе специально сформированных, знаний и компетенций в области самоорганизации самостоятельно ставит цели, планирует и рационально организует свое время, а также контролирует, анализирует и корректирует свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Под объективным восприятием и оценкой времени мы подразумеваем способность, позволяющая правильно определить количество времени, которое необходимо затратить на выполнение того или иного задания, а также на сколько близки сроки его выполнения. Объективная оценка собственных сил – это способность, позволяющая определить насколько сложным для личности будет задание, а также сколько внутренних ресурсов потребуется на его выполнение, напрямую зависящая от уровня рефлексии личности и самооценки. Оценка приоритетов – позволяет личности оценить значимость той или иной деятельности, и распределить свою активность и время между важными и предпочитаемыми заданиями. оценка приоритетов выстраивается на основе ценностно смысловой сферы личности. Мы полагаем, что уровень развития самоорганизации зависит от особенностей восприятия времени, а именно от адекватного соотношения объективного настоящего и субъективного времени и того, насколько личность положительно оценивает свое время, и присутствие во временном поле когнитивной значимости, целей и надеж [2].

Для проверки данного положения было проведено исследование. Общая выборка составила 106 человек в которую вошли студенты социально – психологического института. В качестве стимульного материала были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал времени» (СДВ) [3], «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) [4], «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) [5]. Основная выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли студенты с низким уровнем развития самоорганизации, а во вторую студенты с высоким уровнем развития самоорганизации.

Проведенный сравнительный анализ выявил у испытуемых с в первой группе низкие показатели факторов величины времени и структуры настоящего времени (Таблица 1) в отличие от второй группы. Это свидетельствует о том, что испытуемые с низким уровнем самоорганизации воспринимают свое настоящее, как мгновенное, непонятное, неритмичное и необратимое, что отражает низкий мотивационный потенциал и преимущественно негативное эмоциональное состояние испытуемых. В результате у испытуемых отсутствуют точные представления о происходящих событиях, они видят в своем настоящем трудно преодолимые препятствия, что приводит к потере смысловой наполненности и личной значимости происходящего. Это порождает чувство внутренней скованности и блокированию позитивных побуждений личности.

Таблица 1

Наши рекомендации