Распределение учащихся в разных интеллектуальны группах по развитию
Антиципации
Компонент антиципации | Низкий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Высокий уровень интеллекта | Итого | |||||
Кол. чел. | % | Кол. чел. | % | Кол. чел. | % | Кол. чел. | % | ||
Ситуативно-личностный компонент | Несостоятельность | 42,86 | 35,71 | 21,43 | 38,89 | ||||
Состоятельность | 18,18 | 40,91 | 40,91 | 61,11 | |||||
Пространственный компонент | Несостоятельность | 30,43 | 43,48 | 26,09 | 63,88 | ||||
Состоятельность | 23,08 | 30,77 | 45,15 | 36,11 | |||||
Временной компонент | Несостоятельность | 29,63 | 44,44 | 25,93 | |||||
Состоятельность | 22,22 | 22,22 | 55,56 | ||||||
Общая антиципация | Несостоятельность | 33,33 | |||||||
Состоятельность | 19,23 | 42,31 | 38,46 | 66,67 |
Из приведенной выше таблицы следует, что большинство учащихся являются антиципационно-состоятельными, 61,11% характеризуется ситуативно-личностной состоятельностью, способностью предвидеть поступки других людей.
Временной компонент антиципации высоко развит примерно у одной третьей, в то время как две третьих (63,88%) испытывают трудности в восприятии и предвосхищении времени. Данный факт можно объяснить тем, что современное общество, характеризующееся апатией, стремлением к гедонистическому образу существования, оказывает непосредственное воздействие на подростков, приводя к их пассивному поведению в обществе и несформированности временной перспективы. Многие учащиеся имеют кратковременную жизненную перспективу, ограничивающуюся сдачей экзаменов и поступлением в какое-либо учебное заведение, что сказывается на уровне развития временного компонента антиципации.
Три четвери всех испытуемых продемонстрировали несостоятельность по пространственному компоненту антиципации, что можно объяснить происходящими физиологическими изменениями в данном возрасте.
В ходе исследования также установлено, что в группах с высоким и средним уровнем развития интеллекта наблюдается наибольшее количество антиципационно- состоятельных учащихся по ситуативно-личностному компоненту. Временной компонент антиципации, выражающийся в способности планирования своего времени и в управлении им, и пространственный компонент в большей степени развиты у лиц с высокими умственными способностями. Наиболее высокий уровень общей антиципации (42,31%) продемонстрировали учащиеся со средним уровнем интеллекта. Наибольший процент антиципационно-несостоятельных учеников по пространственному (43,48%) и временному компоненту (44,44%) наблюдается в группе лиц со средне выраженным интеллектом.
С помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп удалось выявить статистически достоверные различия в группах с низким и высоким уровнем интеллекта по развитию ситуативно-личностной антиципации (р=0,02), пространственной антиципации (р=0,04) и по общему уровню антиципации (р=0,01). Достоверных отличий по уровню развития временного аспекта антиципации в группах с разными интеллектуальными способностями выявить не удалось.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о неравномерности развития компонентов антиципации в старшем подростковом возрасте в сторону преимущественного развития ситуативно-личностного компонента. Подростки с разными интеллектуальными способностями демонстрируют разные способности к прогнозированию.
Полученные результаты позволяют задуматься о необходимости создания дифференцированных программ, направленных на развитие прогностических способностей, выражающихся в умении эффективно действовать в окружающем мире, принимая решения с временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий в будущем.
Литература и источники
1. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационно-прогностической системы в подростковом возрасте / А. И. Ахметзянова. – Научные ведомости. – 2015. – №12. – С.129-136.
2. Громова, Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: дис. канд. психол. наук / Ч.Р. Громова. – Казань, 2003. – 109 с.
3. Лебедева, С.Е. Особенности взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов: дис. канд. психол. наук / С.Е. Лебедева. – Сургут, 2008 – 175 с.
4. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевии. – Психологический журнал. – 1996. – том 17. – № 4. – С. 107–115
Научный руководитель – к.псих.н., доцент Горбатова М.М.., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
УДК 37.041:159.923.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Юдин С.А, Серый А.В.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Главным и невосполнимым ресурсом для человека является время. Умение его рассчитывать и рационально распределять приобретает все большее значение, в современном обществе, определяющие эффективность его деятельности. Поступая в высшее учебное заведение, студент попадает в совершенно новую среду, где ответственность за выполнение заданий, написание курсовых работ и подготовку к экзаменам лежит полностью на студенте. За исключением насыщенной учебной деятельности, обучение в вузе не редко сопровождается, трудовой деятельностью и участием в научных и студенческих сообществах. Такая активность требует высокого уровня развития умений распределять время, анализировать свои возможности и расставлять приоритеты. Тот уровень самоорганизации, с которым студент поступает на первый курс недостаточен для мобилизации внутренних ресурсов, выстраивание приоритетов и планирование своей активности. Поскольку для построения плана собственной деятельности необходимо осознание собственного будущего, то немало важную роль в процессе самоорганизации должна отводиться временной перспективе личности, являющейся существенным компонентом образа «Я» человека и во многом определяющей его способность идентифицировать себя как субъекта деятельности [1].
В качестве рабочей дефиниции в исследовании было принято следующее определение самоорганизации учебной деятельности – целенаправленный процесс, осознания и постановки цели, оценки ситуации, формирование плана действий и его реализации, без внешнего вмешательства. Самоорганизация – это процесс, который воплощает в себе волевые, ценностно – смысловые, мотивационные компоненты, а также способность правильно воспринимать, оценивать и распределять время. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личность, обладающая высоким уровнем самоорганизации – это личность которая осознавая ценность времени на основе специально сформированных, знаний и компетенций в области самоорганизации самостоятельно ставит цели, планирует и рационально организует свое время, а также контролирует, анализирует и корректирует свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Под объективным восприятием и оценкой времени мы подразумеваем способность, позволяющая правильно определить количество времени, которое необходимо затратить на выполнение того или иного задания, а также на сколько близки сроки его выполнения. Объективная оценка собственных сил – это способность, позволяющая определить насколько сложным для личности будет задание, а также сколько внутренних ресурсов потребуется на его выполнение, напрямую зависящая от уровня рефлексии личности и самооценки. Оценка приоритетов – позволяет личности оценить значимость той или иной деятельности, и распределить свою активность и время между важными и предпочитаемыми заданиями. оценка приоритетов выстраивается на основе ценностно смысловой сферы личности. Мы полагаем, что уровень развития самоорганизации зависит от особенностей восприятия времени, а именно от адекватного соотношения объективного настоящего и субъективного времени и того, насколько личность положительно оценивает свое время, и присутствие во временном поле когнитивной значимости, целей и надеж [2].
Для проверки данного положения было проведено исследование. Общая выборка составила 106 человек в которую вошли студенты социально – психологического института. В качестве стимульного материала были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал времени» (СДВ) [3], «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) [4], «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) [5]. Основная выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли студенты с низким уровнем развития самоорганизации, а во вторую студенты с высоким уровнем развития самоорганизации.
Проведенный сравнительный анализ выявил у испытуемых с в первой группе низкие показатели факторов величины времени и структуры настоящего времени (Таблица 1) в отличие от второй группы. Это свидетельствует о том, что испытуемые с низким уровнем самоорганизации воспринимают свое настоящее, как мгновенное, непонятное, неритмичное и необратимое, что отражает низкий мотивационный потенциал и преимущественно негативное эмоциональное состояние испытуемых. В результате у испытуемых отсутствуют точные представления о происходящих событиях, они видят в своем настоящем трудно преодолимые препятствия, что приводит к потере смысловой наполненности и личной значимости происходящего. Это порождает чувство внутренней скованности и блокированию позитивных побуждений личности.
Таблица 1