Результаты исследования суицидального поведения осужденных по тесту смысложизненных ориентаций
Параметры (Шкалы теста СЖО) | Первая группа | Вторая группа |
Цели в жизни | 23.8 | |
Процесс жизни | 21.3 | 25.8 |
Результативность жизни | 12.1 | 16.2 |
Локус контроля - я | 20.2 | |
Локус контроля - жизнь | 21.8 | 22.8 |
Осмысленность жизни | 85.5 | 90.4 |
По результатам исследования, в целях снижения суицидального поведения осужденных, нами предлагаются следующие профилактические методы:
1. Клинико-психологический мониторинг состояний на предмет депрессивных и тревожно-депрессивных состояний, уровня эмоциональной напряженности, фрустрации.
2. Выделение групп риска по суицидальному поведению, усиление оперативного контроля за их поведением, разработка рекомендаций по взаимодействию персонала и осужденных этой категории.
3. Внедрение в практику работы с заключенными клинико-психологических и терапевтических методов, направленных на снижение риска суицида.
Из конкретных методик можно уже сейчас рекомендовать тренинги на повышение стрессоустойчивости, личностного роста, совладение с гневом, что должно снизить количество осужденных, совершающих аутоагрессивные действия.
В дальнейшем, нами предполагается более полное и детальное исследование заявленной проблемы с выходом на широкомасштабное исследование в рамках системы исполнения и наказания в Кемеровский области.
Литература и источники
1. Димитров, А. В., Сафронов, В.П. Основы пенитенциарной психологии [Электронный ресурс] // Юридическая психология и не только… – URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/penit/penit.htm дата обращения: 15.03.2017
2. Землин, Д. Н. Психология демонстративно-шантажного поведения осужденных [Электронный ресурс] // Психологическая литература – URL: https://psibook.com/articles/21/ дата обращения: 10.03.2017
3. Cерый, А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика (монография) [Электронный ресурс] // Сайт экзистенциальной и гуманистической психологии. – URL: http://hpsy.ru/public/x2427.htm дата обращения: 10.03.2017
Научный руководитель – к. псих. наук, доцент Янко Е.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
УДК 159.944.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Звягинцева С.П., Борисенко Ю.В.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
[email protected], [email protected]
Увеличение экстремальных факторов в жизни современного человека, порождает потребность быть готовым к рациональным действиям в этих условиях, а для работы по профессии спасатель, психологическая готовность к действиям является обязательной. В статье рассматриваются результаты методик, использовавшихся для анализа и уточнения компонентов психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных ситуациях [1].
Для определения психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации были проведены исследования в группах слушателей, обучающихся по программе первоначальной подготовки спасателей в Кемеровском объединенном учебно-методическом центре по ГО и ЧС. Выборка включала 60 человек (30 –контрольная группа, 30 – экспериментальная группа), 49 человек - мужского пола, 11 человек - женского, возраст от 17 до 59 лет.
Группе слушателей, обучающихся по программе первоначальной подготовки спасателей, для сбора первичной информации были предложены следующие методики: методы наблюдения и анкетирования (методика определения направленности личности Б. Басса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса); Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла; методика «Прогноз»; методика «Интеллектуальная лабильность»; опросник САМОАЛ; тест агрессивности опросник Л.Г. Почебут. Во избежание упущений при этом мы взяли за основу теоретическую модель психологической готовности к профессиональной деятельности спасателей, уточнено наличие и развитие следующих компонентов: мотивационного, эмоционально-волевого, когнитивного и организационно-деятельностного [2]. Затем две группы были поделены по признаку прохождения дополнительной психологической подготовки в процессе общего для обеих групп обучения.
Сравнение двух групп по критерию Стьюдента для независимых выборок показало отсутствие значимых различий в обеих группах до воздействия.
Изучая мотивационный компонент готовности, мы рассмотрели результаты по методике определения направленности личности Б.Басса. Средние показатели направленности на себя, на взаимодействие, на задачу в группах не имеют статистически значимых различий. Направленность на задачу в обеих группах выше, чем на взаимодействие и на себя, отражают большую направленность, преобладание мотивов, говорят об увлечении процессом деятельности, проявлении повышенного внимания в решении возникающих проблем, ориентация на совместную деятельность, для достижения общих целей. По методикам диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избегания неудач Т. Элерса, средний уровень достижения успеха и избегания неудач в обеих группах, свидетельствует о предпочтении среднего уровня риска. Необходимо отметить, мотивации избегания неудач во второй группе ниже, чем в первой, что свидетельствует о более высоком уровне защиты, и беспокойство по поводу несчастных случаев, но не смотря на статистически значимые различия, все показатели в пределах среднего уровня.
При изучении эмоционально-волевого компонента также не найдено различий между группами.
Учитывая, что показатели искренности в обеих группах выше 5 баллов, результаты, можно считать недостоверными, указывает на желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Показатели нервно-психической устойчивости удовлетворительные, однако, можно говорить о том, что в экстремальных ситуациях и при значительных физических и психических нагрузках вероятны нервные срывы
По Шестнадцатифакторному опроснику Р. Кеттелла (форма А) показатели в группах не имеют статистически значимых различий. В целом показатели имеют среднее значения и выше. Для профессии спасатель, это достаточно неплохие значения эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения своих обязанностей.
Когнитивно-оиентационный компонент в обеих группах не различается статистически. Хорошие способности к обучению, умение быстро решать задачи, хорошо развита способность быстрого переключения внимания, как необходимое условие в работе спасателя, при ликвидации ЧС. Значения в методике 16-факторный опросник Кеттелла, фактор С, Q1, также свидетельствует о хорошо развитом абстрактном мышлении, сообразительности и обучаемости, но консервативны, непринятие новых идей и принципов, сопротивление переменам, ориентированы на конкретную реальную деятельность, узость интеллектуальных интересов.
В рамках деятельностно-операционального компонента во второй группе значения по шкалам самоактуализации, времени, взгляд на природу человека, познание, автономность, самопонимание, аутосимпатия, контактность выше, чем в первой группе, но не имеют статистически значимых различий. По шкалам спонтанности и общения показатели в первой группе, выше, чем во второй, но также статистически не различаются. Статистически значимые различия произошли по шкалам: ценности, что говорит о стремлении к здоровым отношениям с людьми, отсутствие желания манипулировать ими, гармоничное сосуществование, во второй группе показатели статистически выше, чем в первой и шкала креативность средний бал, во второй группе показатели статистически выше, чем в первой, более выражены творческие способности. Показатели по 16-факторному опроснику Кеттелла, фактор А, также средние показатели общительности, показывают некоторые затруднения в естественном и непринужденном общении и готовности к сотрудничеству и излишней предвзятости в оценке людей. Недостаточная утонченность и дипломатичность, простота и грубоватость в общении фактор N. В целом средние показатели в шкалах определяют некоторые проблемы в развитии коммуникативных способностей и требуют в подготовке спасателей определенного внимания.
В развитии коммуникативных способностей в профессии спасатель, не должна присутствовать агрессивность, конфликтность. Для определения уровня агрессивности была проведена методика тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут. Уровень вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и самоагрессии интерпретируется, как средней степени агрессии и адаптированности, в экспериментальной группе уровень эмоциональной агрессии значительно ниже, но в целом уровень агрессивности во второй группе выше, чем в первой, но также соответствует среднему уровню.
Таким образом, в контрольной и экспериментальной группах, составляющие психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, имеют несущественные различия.
После проведения занятий было проведено повторное исследование испытуемых по тем же методикам, выявившее значимые различия между группами.
Это справедливо, как в случае сравнения двух групп испытуемых по методу t-критерия Стьюдента для независимых выборок между собой, так и при сравнении экспериментальной группы до и после воздействия.
Таблица