Сравнительный анализ по t-критерию для независимых выборок

Показатели психологического благополучия Возраст испытуемых  
  Пожилой Старческий t-значение p
Позитивные отношения 56,7308 54,3571 0,811250 0,422274
Автономия 53,4615 52,1429 0,480896 0,633348
Управление средой 59,0385 58,0000 0,377201 0,708123
Личностный рост 54,4615 52,7143 0,695679 0,490863
Цель в жизни 55,0000 51,9286 1,269880 0,211849
Самопринятие 51,2692 51,0000 0,073490 0,941802
Психологическое благополучие 329,9231 320,1429 0,799635 0,428893

Нормативные показатели психологического благополучия для пожилого и старческого возраста не предусмотрены, однако мы сравнили их с показателями для возрастной группы от 35 до 55 лет, которые приведены в работе Фесенко и Шевеленковой [1].

Таблица 2

Сравнительный анализ по t-критерию в периоде пожилого возраста

Показатели психологического благополучия Мужчины Женщины
Позитивные отношения 56,96
Автономия 53,6
Управление средой 58,76
Личностный рост 54,4
Цель в жизни
Самопринятие 51,28
Психологическое благополучие 329,9

Сравнение полученных результатов по полу с нормативными показателями предложенными в работе Фесенко позволяют сделать вывод о том, что большинство показателей психологического благополучия у мужчин и женщин находится в пределах нормы. Однако в период пожилого возраста показатель «Личностного роста» у женщин находится ниже уровня нормы, что говорит о том, что они не испытывают ощущения самореализации, улучшения, возможно испытывают скуку и не имеют интереса к жизни. В период старческого возраста показатель «Личностного роста» у женщин еще больше снижается, а так же к нижним границам нормы приближается показатель «Цель в жизни». К потере интереса к жизни присоединяется ощущение отсутствия перспективы в будущем, утрата смысла жизни.

Таблица 3

Сравнительный анализ по t-критерию в периоде старческого возраста

Показатели психологического благополучия Мужчины Женщины
Позитивные отношения 54,5
Автономия 52,2
Управление средой 58,8
Личностный рост
Цель в жизни
Самопринятие 51,15
Психологическое благополучие 321,8

В целом психологическое благополучие на данном возрастном этапе у женщин находится ниже границы нормы. У мужчин на данном возрастном этапе к нижней границе нормы приближается показатель «Управление средой», что характеризует возникновение у них беспокойства, что они уже не способны контролировать свое окружающее пространство на должном уровне. Как и у женщин, показатель «Личностного роста» переходит нижнюю границу нормы. Психологическое благополучие в целом так же находится ниже показателей нормы. В дальнейшем мы планируем проанализировать как предоставляемый в Отделении Дневного Пребывания комплекс социально-бытовых, медицинских, культурных и психологических услуг сказывается на субъективном и объективном представлении людей пожилого и старческого возраста о своем психологическом благополучии.

Полученные на данный момент результаты указывают на возможные формы психологического сопровождения клиентов Отделения Дневного Пребывания, имеющих представление о себе как о недостаточно благополучных.

Литература и источники

1. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – C. 95-121.

2. Ryff, C.D., Keyes, C.M. Thes tructure of psychological well-being revisited: [Text] / C. D. Ryff, C. M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – V 69. – P. 719-727.

Научный руководитель: д.п.н., профессор Яницкий М.С., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159.928.23-057.875

СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Венедиктова М.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются различные структуры коммуникативных способностей, способствующих успешной реализации студентов высших учебных заведений и позволяющих пройти социальную адаптацию. В качестве основополагающих элементов в работе были выделены следующие: коммуникативные коммуникативные знания, умения, навыки; личностные особенности; а также индивидные свойства личности.

Ключевые слова: коммуникативные способности, структура способностей, студент, вуз, коммуникативные навыки.

В настоящее время отмечается рост уровня требований к социально значимым компетенциям среди специалистов, к числу которых можно отнести ответственность, готовность к творческой деятельности, автономность, стремление к успешному существованию, социальная и коммуникативная мобильность, гибкость, умение принимать решения в нестандартных условиях, умение оперативно реагировать на изменения рыночной системы продаж.

Перед выпускниками современных высших учебных заведений стоит задача не только в овладении своей профессией и нюансами ее функционирования и деятельности, но и развитии творческих, коммуникативных и мыслительных способностей для того, чтобы стать полноценным и успешным членом трудового коллектива, личностью, готовой брать ответственность за свои действия и поступки.

Раскрытие способностей личности и определение пути их развития подтверждает необходимость рассмотрения структуры способностей. По словам С.Л. Рубинштейна, «в результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется – на основе его задатков – его индивидуальный склад способностей».

В своих трудах В.Д Шадриков представлял коммуникативные способности в виде сложной иерархической системы, которая может быть рассмотрена с двух сторон: как включенность в общую структуру способностей человека и как часть структуры личности, что позволяет назвать данную характеристику пронизывающей структуру личности полностью.

Исходя из проведенного анализа психолого-педагогической литературы, становится возможным заключить, что, в зависимости от первоэлемента, являющегося основой, можно выделить несколько способов построения коммуникативных способностей.

Соответственно, в основе данных структур можно выделить следующие основные элементы:

– коммуникативные знания, умения, навыки;

– личностные особенности;

– индивидные свойства личности.

Г.М. Андреева, Ю.В, Касаткина, Ю.С. Кочкаров, Л.Я. Лозован, А.В. Бартышев рассматривали структуры коммуникативных способностей, определяя в них коммуникативные знания, умения, навыки, как первоэлемент. Но структура, предложенная Г.М. Андреевой, может быть определена как общепризнанная.

В ее работах структура коммуникативных способностей состоит из трех блоков, включающих коммуникативные знания: перцептивные, интерактивные и коммуникативные.

Перцептивный блок включает в себя умение активного восприятия. В наиболее общем плане можно сказать, что восприятие внешних признаков другого субъекта коммуникации предполагает соотнесение их с личностными характеристиками этого индивида и уже на этой основе совершается интерпретация его поступков.

Интерактивные знания подразумевают навыки и умения активного взаимодействия и воздействия. В отличие от коммуникативного процесса, зарождаемого на основе совместной деятельности, взаимопонимание достигается благодаря новым попыткам организации и развития этой деятельности.

Коммуникативный блок затрагивает вербальное и невербальное общение, подразумевающее как минимум активный обмен информацией.

Рассматривая личностные особенности, Ж.З. Глозман делает акцент на индивидуальной особенности их выражения. Мотивация к коммуникативной деятельности, тревожность личности в коммуникативной деятельности и самооценка, по мнению Ж.З. Глозмана, являются структурными компонентами коммуникативных способностей. Отличительной особенностью данных компонентов будет являться их способность выступать как в качестве барьеров, так и в качестве стимулов коммуникативной деятельности.

Говоря о модели, предлагаемой Р.А. Максимовым, в структуру входят следующие индивидуальные особенности: наличие положительной установки на коммуникативный процесс; уровень потребности в общении; особенности эмоциональной обратной связи; коммуникативная инициативность и активность.

Также, особый интерес представляют структуры, включающие в себя индивидные свойства человека.

Подходящей структурой для рассмотрения в рамках данной работы может быть структура коммуникативных потребностей Э.А. Голубевой, основой которой являются психофизиологические обусловленные задатки, левополушарность-правополушарность, безусловно-рефлекторные составляющие с генетической обусловленностью. По мнению Э.А. Голубевой, успешность коммуникативной деятельности может зависеть от динамики решения задач, тип стратегии деятельности, общительность, а также темп деятельности. Кроме этого, она предлагает рассмотреть в своей структуре следующие уровни.

На первом выделяется структурные компоненты, включающие в себя отзывчивость, коммуникабельность, умение оценивать эмоциональное состояние человека, чувствительность;

На втором – физиологические факторы такие, как доминирование правополушарных первосигнальных функций, реактивность;

На третьем уровне представлен параметр «вербальность – невербальность».

Подводя итог, можно сказать, что анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть и выделить отличающиеся особенности различных структур коммуникативных способностей. Выделенные первоэлементы позволили распределить представленные структурные элементы по трем вышеупомянутым критериям, благодаря развитию которых студенты высших учебных заведений, в дальнейшем могут быть рассмотрены как субъекты коммуникативного процесса, успешно прошедшие социальную адаптацию и посредством своей деятельности отражающие приоритеты, занимающие главенствующее место в их жизни.

Литература и источники

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. − М.: МГУ, 2005. – 375 с.

2. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж.М. Глозман. – М.: Юрайт, 2017. – 230 с.

3. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 2006. – 306 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2013. – 712 с.

5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. − М.: Логос, 2012. – 425 с.

Научный руководитель – д. психол. н., профессор Серый А.В., ФГОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159

ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ
Гордеев Д.Н., Обухова Е.С., Белоусова Н.П., Чооду Ч.А.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Введение. XXI век характеризуется интенсивным развитием человечества и бурным нарастанием изменений во всех сферах жизни. Тенденции современного общества связаны с возрастанием потребности личности в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении современных видов деятельности. В последние годы в научной литературе уделяется повышенное внимание разнообразным особенностям организации когнитивной сферы.

Термин «когнитивный» является научным и нечасто встречается в повседневной речи. Однако данный термин указывает на хорошо знакомые каждому человеку способности – то, что связывает нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем. Прежде всего, к когнитивным функциям относят: внимание, восприятие, гнозис, память, мышление, речь, праксис.

В психологической науке традиционно достаточно много исследований посвященных изучению особенностей когнитивных функций не только по полоролевому и гендерному признаку, но и с учетом транскультуральных особенностей. Данная статья представляет результаты проведенного скринингового исследования лиц молодого возраста с целью анализа организации когнитивных функций у представителей разных этнических групп.

Цель исследования– провести сравнительный анализ отдельных особенностей когнитивных функций у представителей русского и тувинского этносов.

Материалы и методы исследования. В исследовании, проведенном на основании квотной выборки, принимали участие 50 испытуемых, учащиеся высших учебных заведений (КемГУ и КемГМУ): 28 (56%) – мужчин и 22 (44%) женщины. Средний возраст испытуемых – 21 год (min = 19 лет, max = 27 лет). На основании этнической принадлежности были выделены 2 группы исследуемых. В первую группу (группа №1) включены респонденты русского происхождения, выбраны на основе самоидентификации (36 человек), во вторую группу (группа №2) – респонденты тувинского этноса (14 человек). Для исследования когнитивных функций были проведены следующие методики: методика заучивания 10 слов по А.Р. Лурия, таблицы Шульте, краткая шкала оценки психического статуса (MMSE). Статистическая обработка полученных данных были использованы методы сравнительного анализа.

Результаты и их обсуждение. По результатам исследования когнитивного статуса испытуемых было проведено разделение на три подгруппы в каждой группе: в первую подгруппу вошли испытуемые, имеющие максимальное количество баллов по всем трем методикам, во вторую – испытуемые со снижением баллов в одной из методик, в треть – испытуемые со снижением баллов в двух или трех методиках.

Исходя из этого, среди представителей русского происхождения распределение выглядит следующим образом: в 1 подгруппе 5 представителей (14% всех обследованных русских), во 2 подгруппе – 11 представителей (30.5%), в 3 подгруппе – 20 представителей (55.5%). Тип распределения признака в данной статистической совокупности – асимметричный левосторонний (повышение количества представителей с повышением уровня когнитивного дефицита).

Среди представителей тувинского этноса распределение выглядит иным образом: в 1 подгруппе 4 представителя тувинского этноса (28% всех обследованных тувинцев), во 2 подгруппе – 5 представителей (36%), в 3 подгруппе – 5 представителей (36%). Тип распределения признака в данной статистической совокупности – асимметричный правосторонний (снижение количества представителей с повышением уровня когнитивного дефицита).

Сравнительный анализ по t-критерию для независимых выборок - student2.ru

Рис. 1. Распределение подгрупп в соответствии с оценкой когнитивного статуса

Выводы. В результате проведенного скринингового исследования лиц молодого возраста в сопоставлении русского и тувинского этносов установлено следующее:

1. Умеренное снижение когнитивных функций выявлено у 86% испытуемых русского происхождения и 72% испытуемых тувинского этноса.

2. Использованные в исследовании методики разработаны и валидизированы на выборках с учетом нормы, что говорит об общем снижении когнитивного потенциала испытуемых.

3. Особый интерес представляет экстраполяция полученных результатов на более широкие выборки для подтверждения тенденции снижения когнитивных функций у испытуемых лиц молодого возраста.

4. Трудности обучения представителей тувинского этноса связаны не столько с когнитивными функциями, сколько с проблемами коммуникации, культуры и обычаев, однако показатель умеренного снижения когнитивных функций (72% от всех респондентов тувинского этноса) является очень высоким.

В дальнейшем требуется расширение базы исследования для верификации полученных результатов и повышения прогностической ценности исследования.

Литература и источники

1. Когнитивные функции и когнитивные нарушения [Электронный ресурс] // Психологическая литература – URL – http://memini.ru/glossary/183 (дата обращения: 15.04.2017).

2. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) // Альманах психологических тестов. – М., 1995 – с.92-94.

3. Методика «Таблицы Шульте» // Альманах психологических тестов. – М., 1995 – С.112-116.

4. Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) [Электронный ресурс] // // Психологическая литература – URL – https://memini.ru/tests/23789 (дата обращения: 15.04.2017).

5. Белоусова, Н.П. Патогенетические аспекты начальных проявлений когнитивных дисфункций/ Н.П. Белоусова, Д.Н. Гордеев, Е.С. Обухова, Ч.А. Чооду// Международный научный периодический журнал “The Unity of Science” – 2017 – c. 92-94.

Научный руководитель – к.психол.н., доцент Янко Е.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159

ОТДЕЛЬНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУЖАЩИХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР С РАЗНЫМ НЕВРОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Гордеев Д.Н.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

За последние годы заболевания нервной системы представляют собой наиболее разнообразную область патологий различной симптоматики и этиологии. Нервная система отвечает за корреляцию и обеспечение функционирования всех систем организма. Она консолидирует центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и периферическую нервную систему, состоящую из нервов, отходящих из головного и спинного мозга. Нервные окончания обеспечивают двигательную активность и чувствительность всех участков организма. Отдельная автономная вегетативная нервная система регулирует сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную и другие системы жизнеобеспечения.

Заболевания нервной системы можно распределить на следующие категории: сосудистые, инфекционные, хронически прогрессирующие, наследственные и травматические патологии.

Наиболее значимыми для нашего исследования являются цереброваскулярные заболевания. В эту категорию входят расстройства мозгового кровообращения острого характера (инсульты) и хронически текущая сосудистая недостаточность мозга. Сосудистые заболевания нервной системы отражаются головными болями, тошнотой и рвотой, снижением чувствительности, нарушением двигательной активности.

Наиболее часто негативный прогноз при цереброваскулярной патологии связан с последствиями гипертонической болезни, церебрального атеросклероза, хроническими состояниями стресса. При поражении сосудов отдельные участки мозга не обеспечиваются необходимым уровнем кислорода (хроническая ишемия головного мозга) для оптимальной мозговой активности, происходят в той или иной степени необратимые функциональные, а в конечном счете и органические патологические процессы, что в различной степени тяжести проявляется в расстройстве когнитивных функций и познавательной деятельности в целом. Наиболее неблагоприятным исходом цереброваскулярных заболеваний являются грубые тотальные изменения мозгового вещества, снижение нейродинамических процессов, расстройство когнитивных функций и мышления, распад личности по органическому типу – деменция сосудистого генеза.

Исходя из современных подходов, обозначенных в Преамбуле к Международной классификации болезней десятого пересмотра в профилактике и лечении сосудистой патологии недостаточно ограничиваться только медико-биологической парадигмой. Соответственно в данном исследовании нами были использованы подходы на основе биопсихосоциального видения этиопатогенеза расстройств здоровья и реализованы конкретно в рамках нейропсихологического исследования, направленные на клиническую характеристику «широкого поля факторов». Данные методы состоят из блока методик для изучения механизмом и способов диагностики высших психических процессов, нарушенных вследствие сосудистой патологии.

Цель исследования – изучение отдельных нейропсихологических характеристик на представителях силовых структур с разным неврологическим статусом.

Материалы и методы исследования.Для оценки психологических аспектов неврологического статуса нами было проведено скрининговое исследование 75 служащих силовых структур с атеросклерозом брациоцефальных артерий и стенозом внутренних сонных артерий, согласившихся принять участие в исследовании: 41 (73,5%) испытуемых составили женщины, 43 (26,5%) – мужчины. Средний возраст испытуемых – 52 года (min = 40 лет, max = 63 года). Для исследования когнитивных функций были проведены следующие методики: краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), методика заучивания 10 слов по А.Р. Лурия, таблицы Шульте. Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью методов статистического анализа.

Результаты и их обсуждение.

Среди всех исследуемых, имеющих максимальное количество баллов по всем трем методикам или со снижением баллов в одной из методик, число респондентов составило 8 (11%), число респондентов со снижением баллов в двух или трех методиках составило 67 (89%).

У подавляющего большинства испытуемых отмечен повышенный уровень психической устойчивости - 51 человек (68%), 24 человека (32%) находятся на уровне хорошей психической устойчивости.

По шкале MMSE у 30 респондентов нарушений когнитивных функций не выявлено, у 40 респондентов (53%) отмечены преддементные когнитивные нарушения, у 5 (7%) выявлена деменция легкой степени выраженности.

Выводы. В результате проведенного скринингового исследования возрастной категории от 40 до 63 лет с сосудистой деменцией установлено следующее:

1. Умеренное снижение когнитивных функций выявлено у 89% обследованных респондентов.

2. По половой и возрастной характеристикам значительных расхождений обнаружено не было.

3. У 68% испытуемых отмечен повышенный показатель ригидности психической деятельности, что указывает на вовлечение в процесс не только корковых, но и корко-подкорковых звеньев обеспечения деятельности головного мозга.

Для установления статистически более значимой верификации полученных результатов и повышения прогностической ценности исследования в дальнейшем требуется расширение базы исследования.

Литература и источники

1. Причины и симптомы заболеваний нервной системы [Электронный ресурс] // Психологическая литература – URL – http://www.ayzdorov.ru/lechenie_zabolebaniya_nervnoii_sistemii_chto.php. (дата обращения: 15.03.2017).

2. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) // Альманах психологических тестов. – М., 1995 – с. 92-94.

3. Методика «Таблицы Шульте» // Альманах психологических тестов. – М., 1995 – с.112-116.

4. Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) [Электронный ресурс] // Психологическая литература – URL – https://memini.ru/tests/23789.

Научный руководитель – к.психол.н., доцент Янко Е.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159.9.072.432

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Дамченко А.С., Хакимова Н.Р.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Устойчивое эмоциональное состояние является одним из показателей психического благополучия личности [1]. Умение регулировать собственные эмоциональные состояния оказывает влияние на различные стороны жизни человека, в том числе и на успешность его учебной и профессиональной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется яркостью и разнообразием эмоциональных переживаний, и является наиболее успешным периодом для формирования навыков саморегуляции эмоциональных состояний. В данной работе мы рассмотрим причины, влияющие на формирование негативных эмоциональных состояний у студентов, а также возможные методы их регуляции.

В ходе исследования была проведена психодиагностика студентов по методике на определение учебного стресса Ю. В. Щербатых [4]. В опросе участвовали студенты 2 и 3 курса социально-психологического института КемГУ.

В результате проведенной работы были выделены факторы, в наибольшей степени влияющие на эмоциональные состояния студентов во время обучения в вузе:

1. Большая учебная нагрузка (19 %);

2. Неумение организовать режим дня (15,3%);

3. Страх перед будущим (17,9%);

4. Неумение распоряжаться финансами (15,3%);

5. Нерегулярное питание (16%);

6. Разочарование в профессии (10,2%);

7. Конфликты с родителями, сверстниками (6,4%).

Данные факторы были объединены в несколько групп:

1.Организационные факторы, которые включают необходимость планирования собственного труда, отдыха, питания и финансов;

2.Личностные факторы, связанные с субъективным восприятием внешних событий;

3.Коммуникативные факторы, связанные с навыками общения студентов, способности к конструктивному взаимодействию.

В результате обработки результатов сдачи экзаменационной сессии и показателей по методике оценки доминирующего состояния Л.В. Куликова, была обнаружена взаимосвязь эмоциональных состояний студентов и уровня успеваемости, в том числе выявлена прямая корреляционная зависимость успехов в учебе и уровня фрустрации, положительной оценки студентом своих сил и возможностей, положительным образом себя, удовлетворенностью жизнью в целом.

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что взаимосвязь эмоциональных состояний и уровня успеваемости выявлена у студентов разных курсов и направлений подготовки, а предэкзаменационному стрессу, как одному из видов эмоционального психического состояния, подвержены все студенты, независимо от успеваемости, периода обучения и направления подготовки будущего специалиста.

Для преодоления негативных эмоциональных состояний студенты, по результатам опроса, применяют различные приемы, в том числе общение с друзьями и родственниками, легкие успокоительные средства, дыхательные техники, однако, как отмечают студенты, уровень стресса, в том числе предэкзаменационного, за последние месяцы обучения в вузе остается на высоком уровне. Таким образом, эмоциональные состояния студентов характеризуются слабой регуляцией, что определяет необходимость нашей дальнейшей работы по формированию программы тренинга, включающего обучение системе методов саморегуляции эмоциональных состояний студентов.

Данная система методов, в соответствии с полученными результатами диагностики, будет включать:

1. Техники тайм-менеджмента и планирования,

2. Техники саморегуляции (в том числе дыхательные, медитативные),

3. Техники безопасного общения,

4. Эффективные техники поведения в стрессовых ситуациях,

5. Техники самомотивации (рефрейминг, преодоление ситуаций демотивации),

6. Техники, принципы и методы тренировки уверенности в себе и самопрезентации

[2, 3].

Проведение данного тренинга позволит студентам обучиться саморегуляции собственных эмоциональных состояний, снизить их негативное влияние на здоровье, а также повысить психическое благополучие личности в целом.

Литература и источники

1. Григоренко, Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е. Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – С. 48.

2. Каменюкин, А. Г. Антистресс-тренинг/А.Г. Кменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб: Питер, 2008. – 224 c.

3. Ньюджент, Р. Пятьдесят способов повысить самооценку/ Р. Ньюджент. – Эксмо, 2015. – 304 с.

4. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб: Питер, 2006. – 256 c.

Научный руководитель - к. психол.н., доцент Хакимова Н.Р., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159.942.5

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Демьянова А. О., Маркина Т.Ю

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]; [email protected]

Феномен одиночества в пожилом и старческом возрасте интересует философов, психологов, педагогов и социологов. Их, прежде всего, интересуют вопросы отчуждения, потеря личностной, социально-психологической идентичности, то есть те трансформации, которые происходят с человеком в период кризиса старческого возраста. Конечно, переживание чувства одиночества возможно во всех возрастных периодах, но только в пожилом и старческом возрасте оно приобретает особую актуальность и значимость для личности.

Одиночество – это одно из тягостных ощущений человека. Оно связанно не только с увеличивающейся дистанцией общения с окружающими людьми, но и с боязнью последствий одинокого образа жизни и с тяжелыми переживаниями по поводу утраты экзистенциональных ценностей и с физической немощью человека. То есть, сегодня, как и много веков назад проблема одиночества рассматривается как многосложная и многогранная проблема.

Представление о том, что со вступлением в период старости человек более подвержен переживанию одиночества, не совсем верно. Как показывают психологические исследования [4] переживания одиночества человека в юношеском возрасте не менее эмоционально насыщены, чем в более поздних возрастах.

В случае пожилого и старческого возраста, переживание одиночества наблюдается не отчетливо или резко снижается, если человек занимается любимым делом; если он способен хоть в какой-то мере контролировать себя в межличностных отношениях; способен хоть в минимальной степени критично относиться к естественно возникающим возрастным страхам и к своим поведенческим и эмоциональным проявлениям; способен поддерживать бесконфликтное отношение с другими людьми, собственной семьей и обществом в целом и, конечно, если у человека есть способность поддерживать необходимый уровень здоровья и справляться с физическими недугами. Весь этот перечень условий обеспечивается, в конечном счете, самоконтролем и степенью осознанности [3] поступков, эмоций и, главное своих мыслей, которое собственно и становится часто проблематичным в рассматриваемых возрастах. В еще более обобщенном виде представленный перечень условий обеспечивается смыслом собственного существования, идеей, которая правит человеком, заставляя его проявлять «чудеса» терпения, оптимизма, прозорливости и мудрости в разных жизненных ситуациях. То есть в пожилом и старческом возрасте как никогда оживает вопрос З. Фрейда, изложенный нами как «так кто же хозяин в твоем доме? Сознательное или бессознательное?».

Некоторые авторы выделяют и положительные аспекты одиночества: такой подход наблюдается в философских трудах М. Монтеня [2], А. Шопенгауэра [7] и других философов. В психологической науке такой позиции придерживается К. Мустакас, называя переживание одиночества творческим, ресурсным состоянием, способным вдохновить человека на смену привычной жизнедеятельности [5]. И. С. Кон также не считает переживание одиночества в данном возрасте негативным фактором, если при этом человек активно занимается устройством собственной жизни или сохранением своего здоровья.

Некоторые авторы, например, Н. Ф. Шахматов, отрицают вообще возможность продуктивного переживания одиночества в пожилом и старческом возрастных периодах. Они указывают на то, что переживание одиночества в данном возрасте по определению «болезненно». Шахматов отмечает менее существенное влияние физического одиночества, или физической изоляции, чем эмоциональной изоляции на переживание чувства одиночества в старости. Ограничение социальных контактов в старости происходит по объективным причинам, как внешним, так и внутренним. Важным фактором в развитии переживания одиночества в данном возрастном периоде является субъективное ощущение непонимания и безразличия со стороны окружающих людей. Как правило, оно ассоциируется с некой стрессовой ситуацией. Кроме того, подчеркивает он, катализатором одиночества в старости действительно могут стать объективно стрессогенные ситуации – от смерти родственников до смены социальных ролей, связанной с выходом на пенсию. При этом наиболее сильное влияние на человека оказывает смерть родственников. Шахматов также отмечал, что имеются различия в переживании одиночества по гендерному признаку. Так, например, в экспериментальных исследованиях он установил, что женщины могут легче переживать смерть супруга или отдельное проживание от детей, кроме того, женщины в пожилом возрасте чаще идут на установление новых знакомств и легче заводят дружеские отношения [6].

М. Ермолаева предлагает различать добровольное уединение и вынужденную физическую изоляцию человека в пожилом и старческом возрасте. Добровольно проведенное время в продуктивной созерцательности и разрешении экзистенциальных вопросов, саморазвитии – это скорее осознанное решение человека относительно устоев своей жизни, безоговорочное принятие сложившейся жизненной ситуации. Вынужденная изоляция человека, его физическое одиночество, возможно, приведет к дисгармоническому разладу личности, кризису «Я» [1].

Как мы уже отмечали, одним из важнейших факторов, помогающих ослабить переживания одиночества в пожилом и старческом возрасте, является самоконтроль. При наличии самоконтроля окружающая человека действительность воспринимается как предсказуемая, изменяемая и контролируемая реальность. Чем лучше у пожилого и старого человека получается сохранить самоконтроль, тем легче он переживает ситуации стресса. И наоборот, чем хуже у него это получается, тем острее происходит восприятие себя как человека беспомощного и безнадежного. Самоконтроль может ослабляться под влиянием таких событий, как выход на пенсию, смерть друзей и близких, ухудшение собственного здоровья.

Психологу, социальному работнику, да и детям пожилого человека желательно знать, что чем больше человеку в пожилом и старческом возрасте предоставляется возможность проявлять ответственность за лично принятое им решение, самостоятельно распоряжаться имеющимися денежными средствами, тем сильнее он ощущает себя причастным к общественной жизни, воспринимает свое положение как более-менее благополучное. Недостаточность стремления со стороны человека преклонного проявлять контроль над ситуацией в жизни, побуждает его к более частому уединению, даже при наличии субъективного желания общаться.

Способность контролировать ситуацию, но неумение терпеливо относиться к окружающем порою проявляется в таких ситуациях, когда общение с друзьями в пожилом и старческом возрасте может показаться более предпочтительным, чем общение с родственниками. Ведь в случае общения с друзьями человек способен самостоятельно определить условия этого общения, к тому же, само это общение основано на общих интересах и совпадающих стилях жизни; в то время как общение с родственниками, как правило, регулируется и определяется представителями младших поколений. Как уже упоминалось, это может вызвать у старого человека ощущение собственной зависимости и беспомощности.

К другим факторам переживания одиночества М. В. Ермолаева относит ухудшение состояния здоровья, ухудшение финансового состояния человека, возможная утрата материального благополучия, ограничение физических возможностей, смерть супруга или супруги, статусное одиночество, отношения с детьми, наличие доверительных и близких дружеских отношений, положительных социальных контактов в целом, прекращение трудовой деятельности и личностные особенности. Но при этом подчеркивает, что осознание своей способности контролировать ситуацию способствует уверенности старых людей в последующих положительных отношениях с окружающими [1].

Литература и источники

1. Ермолаева, М. Практическая психология старости / М. Ерм

Наши рекомендации