Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. По мнению В. В. Давыдова: младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией [35].

Б. С. Волков отмечает, что границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9 -11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. По определению Л.С. Выготского «Учебная деятельность - это один из ведущих видов деятельности учащихся начальных классов, направленный на усвоение ими теоретических знаний, умений и навыков. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [35].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. [14, c.52].

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения [14, с. 19].

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости

Помимо этого есть и другие мотивы:

1) познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи.

3)внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается

Из выше изложенного можно сделать вывод, возрастное развитие ребенка в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как на урочной, и, тем более, во внеурочной деятельности. Ведь от правильного развития в младшем возрасте зависит характер, поведение, положение ребенка в обществе в дальнейшем.

Выводы по первой главе

Из всего вышесказанного следует, что внеурочная деятельность очень актуальна в наше время. Так как то, что она предлагает детям и их родителям это очень разнообразные виды и формы работы, которые позволяю расширить способности детей и воспитать многие важные человеческие качества. Цель внеурочной деятельности по технологии воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

По мере изменения системы образования в нашей стране изменяется и дополнительное образование, которое сначала понималось как бесконечный процесс личностного развития, затем как процесс и результат социокультурного опыта, как целесообразный досуг. Впоследствии, появилось новое представление о дополнительном образовании, как об институте необходимом для удовлетворения, прежде всего, образовательных потребностей в различных направлениях. Дополнительное образование детей позволяет «дополнить» систему общего образования, улучшить ее и развить, обеспечив познавательную мотивацию, предоставив возможность свободного выбора образовательной траектории личностного развития и сформировать умение «учиться на протяжении всей жизни». Высокие требования система дополнительного образования детей предъявляет к наличию в программах направленности, формам подведения итогов реализации программы, современным технологиям образования, структуре оформления в целом, к результатам обучения. Все это необходимо соблюдать при написании программы кружка. При этом к школе предъявляются требования, в соответствии с которыми она должна создать оптимальные условия для реализации дополнительного обучения детей во внеурочное время.

Одной из форм организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО является кружок, в том числе и кружок «Подвижная игрушка». Игрушки находят применение в быту, используются в художественном оформлении детской, над детскими кроватками и т.д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам игрушки, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.

Наиболее полно и системно научить младших школьников изготовлению подвижных игрушек из разных материалов, можно на занятиях кружка во внеурочное время. Внеурочная деятельность дополняет систему общего образования и предоставляет возможность выбора траектории линии развития каждому ребенку, при этом учитывает и психологические особенности развития младших школьников.

Необходимо отметить, что кружковая работа отличается большим разнообразием форм и методов. При организации любого кружка, в том числе и кружка по изготовлению подвижной игрушки, необходимо учитывать психологические особенности детей.

Немаловажное значение в организации кружка имеет его учебно-методическое обеспечение, в состав которого входят: учебные, учебно-методические, раздаточные, наглядные, аудио-, видео- и мультимедийные материалы,в том числе: образовательная программа; конспекты занятий; образцы изделий; дополнительный наглядный материал, сопровождающий занятия; оборудование (дидактические средства, технические средства, мебель). Разработке УМК кружка «Подвижная игрушка» посвящена вторая глава нашей дипломной работы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ПОДВИЖНАЯ ИГРУШКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Содержание учено-методических конспектов для организованнее кружка

Образовательная программа кружка «Подвижная игрушка» для младших

Школьников

Дети, в том числе и учащиеся начальных классов, проявляют большой интерес к изготовлению подвижной игрушки. На уроках учащиеся получают лишь основные знания и умения. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации и умений в данной области и организован наш кружок.

Программа кружка «Подвижная игрушка» для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885) [8], требований к программ дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города Санкт- Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации в 2010г.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требовани­ям федерального компонента ФГОС НОО, а также направлению деятельности кружка (изготовление подвижных игрушек), возрасту учащихся – кружковцев и месторасположению школы.

Образовательная программа кружка «Подвижная игрушка» для тех обучающихся, у которых есть наклонности в области художественно-технического творчества, моделирования и конструирования, а также желание изготовлять игрушки своими руками и применять их для организации игр с друзьями или в качестве подарка детям детского сада. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение программы, список использованных источников. Полностью оформленная программа кружка «Подвижная игрушка» представлена в приложении 1 дипломной работы.

Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталями из различных материалов.

Наши рекомендации