Особенности организации кружка «Подвижная игрушка» для младших школьников
Наиболее распространенными типами объединений в школах сегодня являются кружки - самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера и клубы. Формально кружок отличается тем, что по количественному составу он, как правило, небольшой; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления [28].
Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, объединение детей при этом происходит по интересам с учетом уровня подготовки и возраста. Одним из таких кружков является кружок «Подвижная игрушка», одной из главных тем которого является игрушка.
Отличительной особенностью кружка «Подвижная игрушка» является то, что кружковцы научатся выполнять изделие из разных материалов (бумага, картон, картон из коробок, проволокой, клепками и т.д.) и разные виды игрушек(подвижная картина, игрушка – дергунчик, игрушки с подвижными деталями, игрушки забава и т. д.)
В программе кружка сделан уклон на комплексный подход к содержанию:
- объединение известных и малоизвестных техник, способов при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
- формирование у обучающихся специальных знаний в области разных видов крепления и соединения, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно-прикладном творчестве;
- в организации внеурочного процесса осуществляется творческая работа, формируются универсальные учебные действия у обучающихся.
Кружок позволит реализовывать индивидуальные потребности детей в обучении конкретному ремеслу, на нем дети смогут попробовать себя в роли мастеров, изготавливать различные изделия и получать хороший результат для себя.
Для организации занятий на кружке используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, схем, изделий);
- репродуктивный(выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий);
- продуктивный (выполнение творческих работ, проектов, самостоятельная работа);
- метод поощрения ( моральная поддержка ребенка, одобрение);
- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.) [28].
При организации кружка учитываются психологические особенности поведения младшего школьника. Занятия по выполнению игрушек проводятся в непринужденной обстановке, для полного раскрытия потенциала ребенка. Помня об этом, мы на нашем кружке придерживаемся без оценочной формы работы, а это значит, что каждый ребенок видит результат, все работы имеют практическое значение и применяемы в жизни. Каждая работа кружковца имеет положительный отклик со стороны руководителя.
В ходе работы на занятиях кружка создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс деятельности кружковцев направлен на реализацию их знаний, умений, опыта при изготовлении полезных и интересных игрушек. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми - кружковцами и руководителем, при этом у всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к формированию практических умений, мотивации познания, творчеству, к развитию фантазии профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Самодельные игрушки, изготовленные на кружке, не просто могут украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, что, в свою очередь, способствуют развитию самых добрых, теплых чувств к родным и близким, друзьям и детям детского сада, дома ребенка, интерната и т.п. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач, помогают детям проявить себя с разных сторон, игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление подвижных игрушек их оформление и декор, выполнение графических зарисовок, шаблонов и т.п. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, иногда и, по желанию учащихся [28].
Для эффективной организации работы кружка нами в рамках дипломной работы разработан учебно-методический комплекс школьного кружка (УМК) – совокупность учебно-методических материалов по конкретному направлению деятельности кружка. Учебно-методический комплекс не обходим для организации кружковых занятий, методически верного их проведения, плодотворной и эффективной деятельности учащихся и руководителя кружка, для создания мотивационной, творческой обстановки и т.п. В состав УМК кружка входят: учебные, учебно-методические, раздаточные, наглядные, аудио-, видео- и мультимедийные материалы,в том числе: образовательная программа; конспекты занятий; образцы изделий; дополнительный наглядный материал, сопровождающий занятия; оборудование (дидактические средства, технические средства, мебель); средства контроля; нормативные документы [28].
Таким образом, организация кружка по изготовления игрушки имеет свои особенности, например такие как: кружковцы научатся выполнять изделие из разных материалов (бумага, картон, картон из коробок, проволокой, клепками и т.д.) и разные виды игрушек (подвижная картина, игрушка – дергунчик, игрушки с подвижными деталями, игрушки забава и т. д.) Каждый член кружка не только учится сам, но может научить и других, а изделия, выполненные на кружке, найдут широкое применение в играх с детьми и младшими школьниками. Программа требует учета психологических особенностей детей, их возможностей в ручном труде, а также предъявляет высокие моральные требования к руководителю кружка.