Устройство электронной системы управления двигателем ВАЗ-21114
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера лада калина, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств. Контроллер системы впрыска является центральным устройством системы управления двигателем.
Для того чтобы человек мог реагировать на окружающую обстановку и, к примеру, уклоняться от приближающейся опасности, он должен воспринимать («сканировать») окружающее его пространство. Для этого он использует свои органы чувств. Оптические датчики (глаза), акустические датчики и датчики равновесия (уши), датчики, реагирующие на химические вещества (обоняние и вкус). Слух представляет собой своего рода «блок датчиков», т. е. комплекс из нескольких датчиков, поскольку он регистрирует не только шумы, но и ускорение.
Проще говоря, в ЭСУД имеется ряд датчиков, которые регистрируют определенные параметры работы двигателя. Они ничего не изменяют в его работе, а просто отправляют данные в контроллер. Контроллер, в свою очередь обрабатывает эти данные, как мозг человека обрабатывает информацию, полученную от ушей, глаз и так далее. Кроме того электронная система управления двигателем имеет исполнительные механизмы, такие как бензонасос, форсунки. По аналогии человек имеет ноги и руки. Наглядно это изображено на рисунке 17.
Рисунок 17 – принципиальная схема системы управления
Соответственно, ЭСУД ВАЗ-21114 состоит из контроллера, датчиков положения коленчатого вала, фаз, температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки, расхода воздуха, детонации, концентрации кислорода, скорости, неровной дороги. Исполнительными механизмами являются модуль электробензонасоса, модуль зажигания, свечи зажигания, регулятор холостого хода, форсунки, электронная дроссельная заслонка (на последних моделях с нормами токсичности Евро-4).
Схема ЭСУД представлена на рисунке 18.
На Рисунке 2 представлены следующие элементы:
1 — аккумуляторная батарея;2 — главное реле;3 — замок зажигания;
4— блок управления иммобилайзера;5 — датчик скорости;6* — диагностический датчик кислорода;7 — датчик положения коленчатого вала;8 — катколлектор;9 — управляющий датчик кислорода;10 — воздушный фильтр;11 — диагностический разъем (колодка диагностики);12 — тахометр;13 — датчик массового расхода воздуха;14 — спидометр;15 — датчик положения дроссельной заслонки;16 — регулятор холостого хода;17 — сигнализатор неисправности системы управления двигателем;18 — топливная рампа;19 — форсунка; 20 — датчик неровной дороги;21 — катушка зажигания;22 — контроллер;23 — датчик температуры охлаждающей жидкости;24 — датчик фаз;25 — свеча зажигания;26 — датчик детонации;27 — электровентилятор системы охлаждения;28 — реле электровентилятора системы охлаждения;29 — топливный фильтр;30 — реле электробензонасоса;31 — топливный модуль
Рисунок 18 – Схема ЭСУД ВАЗ-21114
Расположение элементов ЭСУД под капотом автомобиля представлено на рисунке 19.
Рисунок 19 - Расположение элементов ЭСУД
На Рисунке 3 представлены следующие элементы:
1 — свеча зажигания; 2 — датчик положения коленчатого вала; 3 — датчик концентрации кислорода;4 — датчик детонации; 5 — контроллер и блок реле системы управления; 6 — диагностический разъем и блок предохранителей; 7 — сигнализатор неисправности;8 — датчик положения дроссельной заслонки;9 — датчик фаз;10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — датчик скорости;12 — датчик массового расхода воздуха;13 — катушка зажигания
На двигателе ВАЗ-21114 применена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы двигателя.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств. Контроллер системы впрыска является центральным устройством системы управления двигателем. Контроллер изображен на рисунке 20.