Процесс сгорания с направленной струёй топлива
Процесс сгорания с направленной струёй топлива характеризуется тем, что топливо впрыскивается в зону непосредственной близости к свече зажигания, где происходит его испарение (рис. 10а). Для того чтобы обеспечить воспламенение топливовоздушной смеси в определённый момент времени (точка воспламенения), необходимо, чтобы свеча зажигания и форсунка были точно взаимно расположены и чтобы факел распыливания топлива был точно направлен.
В таком процессе свеча зажигания подвергается значительным термическим напряжениям, поскольку при определённых условиях горячая свеча может оказаться в непосредственном контакте с относительно холодной струёй впрыскиваемого топлива.
Процесс сгорания с отклоняющими стенками
В таком процессе возможно образование двух разных потоков воздуха, которые являются результатом специальной конструкции впускного канала и поршня. Форсунка впрыскивает топливо в поток воздуха, который переносит образующиеся пары топливовоздушной смеси к свече зажигания.
Закрученный поток воздуха Воздух, засасываемый поршнем в цилиндр через открытый впускной клапан, начинает вращаться, генерируя высокий уровень турбулентности вдоль стенок цилиндра (рис. 10Ь). Этот процесс называется также «процесс сгорания в закрученном потоке».
Вертикальный воздушный вихрь В таком процессе образуется цилиндрический воздушный вихрь (tumble), который сверху донизу отражается выемкой (углублением) в поршне таким образом, что движется вверх, к свече зажигания.
Образование топливовоздушной смеси
Назначение
Процесс образования горючей топливовоздушной смеси должен протекать таким образом, чтобы обеспечивалась максимально возможная её гомогенизация.
Технические требования
В режиме работы на гомогенной богатой (X < 1) и гомогенной бедной топливовоздушной смеси такая смесь равномерно распределяется по всему объёму камеры сгорания. С другой стороны, во время работы на послойном заряде топливовоздушная смесь является гомогенной только в ограниченной области, в то время как остальные зоны камеры сгорания заполнены негорючим газом или свежим воздухом. Для того чтобы топливовоздушная смесь стала гомогенной, топливо перед смешением с воздухом должно испариться. На этот процесс влияют следующие факторы:
• Температура в камере сгорания;
• Размер камель в спектре распыливания топлива;
• Время, имеющееся для испарения топлива.
Факторы влияния
Влияние температуры. В зависимости от температуры, давления и геометрии камеры сгорания топливовоздушная смесь (воздух/бензин) является горючей в диапазоне значений коэффициента избытка воздуха X = 0,6... 1,6. Поскольку при низких температурах бензин полностью не испаряется, это означает, что в таких условиях, чтобы получить горючую топливовоздушную смесь, должно впрыскиваться больше топлива.
Образование топливовоздушной смеси при гомогенном распределении по камере сгорания
Для того чтобы получить достаточно длительный период времени для образования топливовоздушной смеси, топливо должно впрыскиваться с опережением. Поэтому при работе на гомогенной смеси топливо впрыскивается во время такта впуска. Поступающий в камеру сгорания воздух способствует достижению быстрого испарения топлива и эффективной гомогенизации топливовоздушной смеси.
Образование топливовоздушной смеси при послойном сгорании Решающим фактором послойного сгорания является образование горючего газа топливовоздушной смеси вблизи свечи зажигания в момент воспламенения (проскакивания искры). Именно поэтому топливо впрыскивается во время такта сжатия таким образом, чтобы «облако» топливовоздушной смеси подводилось к свече зажигания потоком воздуха в камере сгорания и поршнем при его движении вверх (к ВМТ). Момент воспламенения есть функция частоты вращения и крутящего момента двигателя.
Глубина проникновения струи топлива Размер капель в факеле распыливания топлива зависит от давления впрыска топлива и от давления в камере сгорания. Чем больше давление впрыска, тем меньше размер капель, которые быстрее испаряются. При постоянном давлении сгорания глубина проникновения факела струи топлива увеличивается при повышении давления впрыска. Глубина проникновения определяется как расстояние, проходимое индивидуальной каплей топлива до полного её испарения.
Если расстояние, необходимое для полного испарения капель, превышает расстояние от форсунки до стенки камеры сгорания, то стенки цилиндра и поверхность поршня будут смачиваться топливом. Если топливо на стенках цилиндра и на поршне не испаряется до момента зажигания, то будет иметь место либо пропуск воспламенения, либо неполное сгорание смеси.