Обзор систем впрыска бензина
Система впрыска бензина (или карбюраторная система) служит для дозирования состава топливовоздушной смеси, оптимального для каждого режима работы двигателя
Системы впрыска топлива, особенно системы с электронным управлением, значительно превосходят карбюраторные системы в соответствии жёстким ограничениям, накладываемым на формирование состава топливовоздушной смеси. Кроме того, они значительно эффективнее с точки зрения топливной экономичности, ходовых качеств автомобиля и мощности двигателя. Требования, предъявляемые жёсткими законодательными нормами к автомобилям, привели к практически полному вытеснению карбюраторов системами электронного впрыска топлива.
В настоящее время в большинстве систем впрыска топливовоздушная смесь формируется вне камеры сгорания (впрыск топлива во впускной коллектор). Однако системы внутреннего смесеобразования, то есть при впрыске топлива непосредственно в цилиндр (непосредственный впрыск бензина) всё больше и больше выходят на передний план, поскольку доказали, что они больше всего подходят для никогда не кончающихся попыток уменьшить расход топлива.
Рис.1
1-Топливо 2-Воздух 3-Дроссельная заслонка 4-Впускной коллектор 5-Форсунки
6-Блок цилиндров двигателя
Внешнее образование топливовоздушной смеси
Внешнее образование топливовоздушной смеси в системах впрыска бензина происходит во впускном коллекторе, то есть вне камеры сгорания. Создание и совершенствование таких систем обусловливалось необходимостью соответствия жёстким требованиям, предъявляемым к ДВС. В настоящее время наибольшее применение находят только системы многоточечного впрыска с электронным управлением.
Системы многоточечного впрыска топлива В системах многоточечного впрыска топлива каждый цилиндр оснащается своей собственной форсункой, которая впрыскивает топливо непосредственно перед впускным клапаном (рис. 1). Такие системы впрыска идеально соответствуют требованиям, предъявляемым к образованию топливовоздушной смеси.
Механическая система впрыска топливаСистема впрыска топлива K-Jetronic работает без привода от двигателя, и впрыскивает топливо постоянно. Масса впрыскиваемого топлива определяется не форсункой, а дозирующим распределителем.
Комбинированная электронно-механическая система впрыска топлива Система впрыска топлива KE-Jetronic создана на базе механической системы, используемой для K-Jetronic. Благодаря дополнительным устройствам эта система может выполнять дополнительные функции с электронным управлением, что позволяет обеспечивать более точное дозирование впрыскиваемого топлива в соответствии с режимом работы двигателя.
Электронные системы впрыска топлива Электронные системы впрыска обеспечивают периодический впрыск топлива через форсунки с электромагнитным управлением. Количество впрыскиваемого топлива определяется временем открытия форсунки (для данного перепада давлений на форсунке).
Примеры: L-Jetronic, LH-Jetronic и Motronic как интегрированная система управления работой двигателя (М и ME-Motronic).
Одноточечный впрыск топливаСистема одноточечного впрыска топлива (известная также как впрыск в корпусе дроссельной заслонки - TBI) включает в себя форсунку с электромагнитным управлением, расположенную в центральной точке непосредственно над дроссельной заслонкой. В такой системе топливо периодически впрыскивается во впускной коллектор (рис. 2). Системы одноточечного впрыска фирмы Bosch обозначаются как Mono-Jetronic и Mono-Motronic.
Внутреннее образование топливовоздушной смеси
В системах непосредственного впрыска (DI) топливо впрыскивается прямо в камеру сгорания форсунками с электромагнитным управлением в каждом цилиндре двигателя (рис. 3). Следовательно, образование топливовоздушной смеси происходит внутри камеры сгорания.
Это позволяет получать две совершенно разные рабочие модели состава топливо-воздушной смеси - гомогенную смесь и послойное распределение смеси. Образование гомогенной топливовоздушной смеси подобно внешнему смесеобразованию. В этом случае гомогенная смесь распределяется по всему объёму камеры сгорания, и весь свежий воздух участвует в процессе сгорания. Такой рабочий процесс используется, когда необходимо получить высокий уровень крутящего момента двигателя. При послойном распределении заряда топливовоздушной смеси воспламеняемую (горючую) смесь нужно иметь только вокруг свечи зажигания. Остальной объём камеры сгорания заполнен только свежим зарядом и остаточнымигазами практически без содержания топлива. В результате обеспечивается работа на очень бедной смеси на режимах минимальной частоты вращения холостого хода и малых нагрузок с соответствующим уменьшениемрасхода топлива.
Управление двигателем с непосредственным впрыском бензина осуществляется системой MED-Motronic.
Рис.2
1-Топливо 2-Воздух 3-Дроссельная заслонка 4-Впускной коллектор 5-Форсунка
6-Блок цилиндров двигателя
Рис.3
1-Топливо 2-Воздух 3-Дроссельная заслонка (ETC) 4-Впускной коллектор 5-Форсунки
6-Блок цилиндров двигателя
Подача топлива
Форсунки в системе впрыска бензина впрыскивают топливо во впускной коллектор или непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск бензина). В обоих способах топливо должно подаваться к форсункам под определённым давлением.
В этой главе описываются компоненты системы топливоподачи, участвующие в подаче топлива от топливного бака к форсункам или, при непосредственном впрыске бензина, от топливного бака к топливному насосу высокого давления (ТНВД).
Обзор
В системе подачи топлива главным образом участвуют следующие компоненты системы (рис. 1):
• Топливный бак 1;
• Электрический топливоподкачивающий насос 2;
• Топливный фильтр 3;
• Регулятор давления топлива 4;
• Топливные линии 6 и 7.
При впрыске топлива во впускной коллектор топливоподкачивающий насос подаёт топливо к форсунке 8 через топливный коллектор 5. В двигателях с непосредственным впрыском бензина топливо подаётся в контур высокого давления ТНВД.
В старых системах электрический топливоподкачивающий насос располагался снаружи топливного бака непосредственно в линии подачи топлива (так называемый «встроенный» насос - «in-line» pump). В современных системах топливоподкачивающий насос устанавливается внутри топливного бака и может комбинироваться с другими компонентами (например, с предварительным фильтром, датчиком уровня топлива) в одном блоке («in-tank» unit).
Электрический топливоподкачивающий насос постоянно подаёт топливо из бака к двигателю через топливный фильтр. Регулятор давления поддерживает заданную величину давления в контуре в зависимости от типа топливной системы. Для того чтобы требуемое давление топлива поддерживалось на всех эксплуатационных режимах, топливоподкачивающий насос подаёт большее количество топлива, чем это действительно требует двигатель. Избыточное топливо возвращается обратно в топливный бак.
Для того чтобы необходимое давление топлива обеспечивалось при пуске двигателя, электрический топливоподкачивающий насос начинает работать сразу после включения зажигания. Если двигатель не запускается, то насос приблизительно через одну секунду после этого останавливается.
Давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом, в значительной степени служит для предотвращения образования пузырьков пара в топливе. Топливная система оснащается встроенным обратным клапаном, который разъединяет её с топливным баком, препятствуя возврату в него топлива. После выключения топливоподкачивающего насоса обратный клапан в течение некоторого времени поддерживает давление в системе. Это предотвращает образование пузырьков пара в системе при нагреве топлива после остановки двигателя.