Система рециркуляции отработавших газов при непосредственном впрыске бензина
Система рециркуляции отработавших газов используется также для снижения эмиссии оксидов азота и расхода топлива в двигателях с непосредственным впрыском бензина. Действительно, использование этой системы совершенно необходимо, поскольку эмиссия NOx при работе на бедной смеси может быть снижена в такой степени, что можно обойтись без других способов снижения токсичности выбросов (например, применение каталитического нейтрализатора аккумуляторного типа для снижения эмиссии оксидов азота при работе на богатой гомогенной смеси). Использование системы рециркуляции отработавших газов благоприятно влияет также на уменьшение расхода топлива.
Рис.6
1-Впуск свежего воздуха 2-Дроссельная заслонка 3-Рециркуляция части отработавших газов 4-Электронный блок управления двигателя 5-Клапан системы рециркуляции 6-Отработавшие газы 7-Частота вращения двигателя 8-Относительный заряд воздуха
Для того чтобы отработавший газ через клапан системы рециркуляции мог поступать во впускной коллектор, между ним и выпускным трубопроводом должен быть перепад давлений. Однако двигатели с непосредственным впрыском бензина на режимах частичных нагрузок работают с практически полным открытием дросселя. Более того, при работе на бедных смесях через клапан EGR во впускной коллектор поступает значительное количество кислорода. Работа двигателя практически без дросселирования и поступление кислорода во впускной коллектор через клапан системы рециркуляции требует определённой стратегии управления, которая могла бы координировать работу дроссельной заслонки и клапана системы рециркуляции. Это предъявляет жёсткие требования к системе рециркуляции отработавших газов в отношении точности и надёжности работы. Система должна быть достаточно устойчивой, чтобы противостоять отложениям, которые накапливаются в компонентах системы выпуска при низких температурах отработавших газов.
Динамический наддув
Величина крутящего момента двигателя приблизительно пропорциональна содержанию свежей смеси в заряде цилиндров. Это означает, что максимальный крутящий момент может быть в некоторой степени увеличен сжатием воздуха перед поступлением его в цилиндры. На процессы газообмена влияют не только фазы газораспределения, но также конструкция трубопроводов(каналов) впуска и выпуска. Работа поршня на такте впуска при открытом впускном клапане вызывает обратную волну давления. На открытом конце впускного коллектора волна давления встречается с неподвижным воздухом окружающей среды, отражается от него и снова направляется к впускному клапану. Возникающие в результате колебания давления у впускного клапана могут быть использованы для увеличения свежего воздушного заряда и, следовательно, достижения максимально возможного крутящего момента.
Такой эффект наддува определяется динамической характеристикой воздуха на впуске. Во впускном коллекторе динамический эффект зависит от геометрических соотношений и частоты вращения двигателя.
Для равномерного распределения топливовоздушной смеси впускные коллекторы карбюраторных двигателей и двигателей с одноточечным впрыском топлива (TBI) должны иметь короткие впускные патрубки, которые, насколько это возможно, должны быть одинаковой длины для всех цилиндров. В системах многоточечного впрыска (MPI) топливо впрыскивается или во впускной коллектор вблизи впускного клапана, или непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск бензина). В системах многоточечного впрыска, поскольку во впускном коллекторе движется только воздух, и на его стенках практически не оседает топливо, обеспечивается широкий диапазон конструктивных решений для впускного коллектора. По этой причине в системах многоточечного впрыска отсутствуют проблемы с равномерным распределением топлива.
Инерционный наддув
Впускные коллекторы в системах многоточечного впрыска топлива включают в себя индивидуальные впускные патрубки и общую камеру (ресивер).
Рис.7
1-Цилиндр 2-Индивидуальный впускной патрубок 3-Камера впускного коллектора
4-Дроссельная заслонка
В случае инерционного наддува (рис. 7) каждый цилиндр имеет свой собственный пусковой патрубок 2 определенной длины который обычно соединяется с камерой впускного коллектора 3. В такой конструкции волны сжатия могут независимо распространяться по индивидуальным впускным патрубкам.
Эффект наддува зависит от геометрии впускного коллектора и частоты вращения двигателя. По этой причине длина и диаметр индивидуальных впускных патрубков согласуются с фазами газораспределения таким образом, чтобы в данном диапазоне частоты вращения волна давления, отражённая на конце патрубка, могла входить в цилиндр 1 через открытый впускной клапан, обеспечивая тем самым лучшее наполнение цилиндра. Длинные и узкие впускные патрубки дают заметный эффект наддува на низкой частоте вращения. С другой стороны, короткие, большого диаметра впускные патрубки, обеспечивают улучшение характеристики крутящего момента при высоких значениях частоты вращения двигателя.
Резонансный наддув
При определённой частоте вращения двигателя возвратно-поступательное движение поршня вызывает резонансные колебания воздушного столба во впускном коллекторе, что приводит к повышению давления и дополнительному эффекту наддува. При настройке впускной системы (рис. 9) группы цилиндров 1 с одинаковыми углами опережения зажигания и короткими патрубками 2 соединяются с резонансными камерами 3, которые в свою очередь через настроенные впускные патрубки 4 соединяются или с атмосферой, или с камерой 5 впускного коллектора. В результате они действуют как резонаторы Гельм-гольца.
Рис.8
1-Цилиндры 2-Короткий впускной патрубок 3-Резонансная камера 4-Резонансный впускной патрубок 5-Камера впускного коллектора 6-Дроссельная заслонка
А -Группа цилиндров А, В-Группа цилиндров В
Подразделение на две группы цилиндров, каждая из которых со своей настройкой впускных патрубков, предотвращает перекрытие потоков двух соседних по порядку работы (зажигания) цилиндров. Длина настроенных (резонансных) впускных патрубков и объём резонансной камеры являются функциями диапазона частоты вращения, в котором эффект резонансного наддува должен быть максимальным. Однако эффект аккумулирования в камерах с большими объёмами, которые иногда требуются, в некоторых случаях при резких изменениях нагрузки может приводить к динамическим сбоям.