Переменные фазы газораспределения
Кроме использования дроссельной заслонки для регулирования расхода поступающего в двигатель воздуха имеются также несколько других возможностей влияния на величину заряда цилиндров. На количество свежего заряда и на долю остаточных газов можно также влиять путём применения переменных фаз газораспределения. Большое значение для установки фаз газораспределения имеет тот факт, что величина заряда, поступающего в цилиндры двигателя, и выходящих из них отработавших газов существенно зависят от частоты вращения двигателя и открытия дроссельной заслонки. Следовательно, при неизменных фазах газораспределения это означает, что цикл газообмена может быть оптимальным только для одного рабочего режима двигателя. Вто же время переменные фазы газораспределения позволяют адаптировать наполнение цилиндров к различным значениям частоты вращения двигателя. Это даёт следующие преимущества:
• Увеличение мощности двигателя;
• Оптимальная характеристика крутящего момента в широком диапазоне скоростных режимов двигателя;
• Снижение эмиссии вредных веществ;
• Уменьшение расхода топлива;
• Снижение уровня шума двигателя.
Рис.3
1-Запаздывание фазы впуска 2-Нормальное положение
3- Опережение фазы впуска 4-Перекрытие клапанов
Регулирование фаз газораспределения поворотом распределительного вала. В обычных ДВС распределительный и коленчатый валы механически связаны зубчатым ремнём или цепью. Это соединение является неизменным. В двигателях с переменными фазами газораспределения, по крайней мере, распределительный вал впускных клапанов, но все чаще и распределительный вал выпускных клапанов, могут поворачиваться относительно коленчатого вала, в результате чего изменяется фаза перекрытия клапанов Период открытия и величина подъёма клапана во время регулирования положения распределительного вала не изменяются то есть фазы открытия и закрытия впускных клапанов по отношению одна к другой остаются неизменными. Регулирование положения распределительного вала осуществляется посредством электрических или электрогидравлических приводов. Простые устройства обеспечивают только два регулировочных положения распределительного вала. В более сложных системах в пределах определённого диапазона осуществляется плавное регулирование положения распределительного вала относительно коленчатого вала двигателя.
На рис. 3 показано изменение фазы подъёма впускного клапана по отношению к ВМТ при регулировании положения распределительного вала.
Запаздывание фазы впуска при регулировании положения распределительного вала Запаздывание распределительного вала и, соответственно, более позднее открытие впускного клапана приводит к уменьшению фазы перекрытия клапанов или даже к полному её закрытию. При малых значениях частоты вращения (меньше 2000 мин1) результатом этого является только перетекание небольшого количества отработавших газов через впускной клапан во впускной коллектор. Таким образом, при малых значениях частоты вращения небольшое содержание остаточных газов в топливовоздушной смеси позволяет улучшить процесс сгорания и повысить плавность работы двигателя на режиме минимального холостого хода. Это позволяет снизить частоту вращения холостого хода и, соответственно, уменьшить расход топлива. При высоких значениях частоты вращения двигателя (больше 5000 мин1) распределительный вал также может устанавливаться в положение запаздывания. Значительно более позднее закрытие впускного клапана после НМТ приводит к лучшему наполнению цилиндров свежей смесью. Эффект дозаряда является результатом высокой скорости прохождения свежей смеси через впускной клапан, которое продолжается даже после того как поршень начинает двигаться вверх, сжимая топливовоздушную смесь. По этой причине впускной клапан закрывается значительно позднее времени прохождения НМТ.
Опережение фазы впуска при регулировании положения распределительного вала В диапазоне средних скоростных режимов скорость прохождения потока свежей топливовоздушной смеси через впускной канал значительно меньше, и поэтому эффект до заряда, имеющий место при больших скоростях, на этих режимах не происходит. Раннее закрытие впускного клапана на средних скоростных режимах, вскоре после НМТ, предотвращает выталкивание вошедшей свежей смеси поднимающимся поршнем обратно во впускной коллектор. На таких скоростных режимах поворот распределительного вала в сторону опережения обеспечивает лучшее наполнение цилиндров и, следовательно, оптимальную характеристику крутящего момента. Поворот распределительного вала на опережение фазы впуска приводит к увеличению периода перекрытия клапанов. Раннее открытие впускного клапана, непосредственно перед ВМТ, означает, что остаточные отработавшие газы, которые уже не вышли из цилиндра, выталкиваются поднимающимся поршнем через открытый впускной клапан во впускной коллектор. Эти отработавшие газы затем снова поступают в цилиндр и увеличивают долю содержания остаточных газов в свежем заряде. Повышенное содержание остаточных газов в свежем заряде топливовоздушной смеси, вызванное регулировкой распределительного вала на опережение впуска, влияет на протекание процесса сгорания, что приводит к снижению максимальной температуры сгорания и уменьшению образования оксидов азота. Более высокое содержание «инертного» газа в заряде цилиндра делает необходимым большее открытие дроссельной заслонки, которое в свою очередь, приводит к уменьшению потерь при дросселировании потока. Это означает, что при соответствующем перекрытии клапанов может быть снижен расход топлива.
Регулирование положения распределительного вала выпускных клапанов. В системах газораспределения с регулированием положения распределительных валов впускных и выпускных клапанов для изменения содержания остаточных газов используется соответствующий поворот обоих распределительных валов. В этом случае можно осуществлять независимое регулирование как общего наполнения цилиндров (определяется закрытием впускного клапана), так и доли содержания остаточных газов (определяется открытием впускного и закрытием выпускного клапанов).
Перенастройка распределительного вала