Виды и структура программ внеурочной деятельности.
I. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатывается завучем школы на основе материалов, предоставленных каждым классным руководителем.
Примерная структура:
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени НОО.
2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.
4. Содержание и формы деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников на ступени начального общего образования.
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников.
II. ПрограммЫ внеурочной деятельности.
могут разрабатываться школой самостоятельно или на основе переработки образцов программ, рекомендованных МинОбрНауки.
Согласно ФГОС НОО от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности,
2) содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности,
3) тематическое планирование.
Другие виды образовательных программ внеурочной деятельности
1) комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к третьему уровню в разных видах внеурочной деятельности;
2) тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (напр., ОП патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)
3) образовательные программы (ОП), ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая 1-й уровень результатов;
ОП, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов;
ОП, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).
Такие программы могут быть привязаны к возрасту, напр.:
для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний;
для 2-3-го классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
4) образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
5) возрастные образ. программы: для младших школьников, подростков, старшеклассников);
6) индивидуальные образовательные программы для учащихся.
2. Организация планирования внеурочной деятельностив школе.
Планирование есть процесс моделирования своей деятельности (её направления или вида) на определенный период времени, когда педагог мысленно представляет модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому выделяют 4 этапа планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Конечно же, в разных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться.
План — важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества и поиска, тесного взаимодействия, заинтересованного сотрудничества воспитателей и воспитанников.
Но в процессе планирования на отношениях педагогического и ученического коллективов существенно сказываются различия их социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме), которые координируют усилия педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач, способны предвидеть далекие перспективы развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности и т.д.
Однако детям не должна отводиться пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива учащихся часть организаторских функций следует передавать активу школьников и органам самоуправления. Кроме того, информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на учет и развитие потребностей и интересов детей.
В процессе планирования педагоги и учащиеся лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего сотрудничества. При педагогически грамотном взаимодействии дети приобретают аналитические, конструктивные, организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов. А знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей.
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов при планировании воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:
1 уровень - педагоги привлекают учащихся к планированию;
2 уровень - совместное планирование педагогов и детей;
3 уровень - педагоги помогают школьникам в планировании.
На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.
Позиции педагогов и возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Однако уже с первого года обучения учитель может привлекать детей к обсуждению плана увлекательного дела, а к 3-4 классу под руководством педагога школьники способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы — развить у детей интерес и потребность в коллективном поиске, обучить их совместной работе в процессе планирования. Постепенно влияние педагогов становится более скрытым и организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий все более самостоятельно.