Формы внеурочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности - это широкий спектр самых различных мероприятий.
В соответствии с ФГОС формы организации внеурочной деятельности определяет школа.
В СанПиН (24.11.2015) указано, что часы ВД могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. ВД организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Часы, отведенные на ВД, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов. соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Помимо этого в ФГОС НОО (п. 19.10) указано, что ВД организуется ... в т.ч. через такие формы, как кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Допускается перераспределение часов ВД по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Длительность внеурочных занятий зависит от возраста детей и вида деятельности. Продолжительность чтения, музыкальных занятий, рисования, лепки, рукоделия, тихих игр должна составлять не более 50 мин. в день для 1-2 кл. и не более 1,5 час. в день – для 3-4 кл. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов следует проводить не чаще 2-х раз в неделю (длительность просмотра - до 1 часа для 1-3 кл. и 1,5 часа - для 4 кл.).
I. Одна из главных форм внеурочной деятельности - КЛАССНЫЙ ЧАС- форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Функции классного часа:
1) просветительская предполагает расширение информационного поля учащихся о событиях, происходящих в стране, мире, городе и актуальных для данного возраста и миропонимания.
2) ориентирующая относится к обсуждению нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста.
3) направляющая способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем.
4) формирующая направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
При подготовке классного часа классный руководитель совместно с учащимися (!) должен:
- определить тему классного часа и его конкретные цели;
- подготовить соответствующее оборудование классного часа: муз. сопровождение и пр.;
- составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его;
- распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе учащихся;
- пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.
Требования к содержанию классного часа:
1. Классные часы в своем содержании должны идти от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к суждениям.
2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения, но в его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
3. При построении содержания классного часа необходима динамика видов деятельности, вопросов, информации.
4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
5. Итоговая часть классного часа должна содержать в себе рефлексивный элемент, чтобы ребенок смог оценить сам классный час, свое отношение к нему и потраченное время.
II. Разновидностью классного часа является КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ как высший орган самоуправления в классном коллективе. Для собрания характерна конкретная совместная деятельность классного руководителя и учащихся. Оно может проводиться 1-2 раза в месяц.
В начальной школе целями классного собрания являются:
1) решение внутренних проблем, возникающих проблем и конфликтов, выбор актива класса, распределение поручений, итогов внеурочных мероприятий и т.п.
2) Создание традиций, правил проведения самих собраний, развитие коммуникативных возможностей младших школьников: преодоление неуверенности и застенчивости при подготовке публичного выступления, нежелание говорить вслух нелицеприятные вещи. Также классное собрание учит собранности, ответственности, пониманию значения коллектива в жизни человека, умению говорить логично и четко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Результатом классного собрания должны быть конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание может быть и очередным, и экстренным в зависимости от проблем класса или чрезвычайных событий в коллективе (несчастье в семье учащегося, инцидент и т.д.).
Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах: 1) как представитель учебного заведения, наделенный определенными официальными полномочиями, 2) как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища. Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несет за них ответственность.
Классное собрание не должно превращаться в нотацию. Оно должно быть интересным и необычным. В начальной школе при подготовке собраний желательно использовать некоторую ритуальность (определенная музыка, определенные фразы по началу собрания и его окончанию и т.д.).
Продолжительность собрания в начальной школе - 15-20 мин., иначе ребята просто перестанут слышать педагога и содержание разговора.
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС(Раньше именовался «политинформация»).
Назначение информационного часа (ИЧ) у младших школьников – формирование принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, расширение кругозора детей, знакомство их с периодической печатью, формирование пытливости ума и исследовательских умений учащихся. ИЧ могут быть тематическими и обзорными:
· Обзорные ИЧ знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.
· Тематические ИЧ знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни страны.
Продолжительность ИЧ в начальной школе - не более 20-25 минут.
Правила подготовки ИЧ:
v ИЧ должен быть актуальным и современным.
v Обсуждаемая информация должна быть интересной, учитывающей возраст учащихся.
v Информация должна быть всему классу заранее НЕизвестной.
v ИЧ должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).
Основными формами работы во время ИЧ могут быть:
- газетные сообщения,
- пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов,
- путешествие по картам и глобусам,
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов,
- просмотр и обсуждение телематериалов.
ИЧ может проходить в виде:
■ викторины, ■ встреч и экскурсий (типографии, редакции),
■ информационного ринга, ■ праздников газет и журналистов,
■ конкурса эрудитов, ■ путешествий во времени.
Тема 3. Планирование внеурочной деятельности в начальном звене школы
ФГОС НОО. 19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации ООП НОО.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.