Занятие имеет три основных этапа (подготовительный, основной, заключительный).

Подготовительный этап: мотивационно-ориентировочный - проблема, цель.

1. Присоединение (педагога к детям, детей к теме занятия).

Присоединение предполагает: создание благоприятной психологически комфортной обстановки (атмосферы доверия, взаимопонимания, взаимоуважения); общение с детьми на уровне «Взрослый - Взрослый»; устранение барьеров в коммуникации.

Мотивация детей на взаимодействие. Обозначение темы и цели занятия, её актуальности, новизны, важности (дети должны почувствовать, что это им нужно, значимо для их жизни). Актуализация имеющегося социокультурного опыта по теме занятия.

На этапе присоединения активен воспитатель.

2. Основной этап: практический, реализация плана.

Проведение активной формы образовательной деятельности (обязательно используется та активная форма воспитания и развития детей, которая предлагается в методике, позволяющая выйти на 5 аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный).

На основном этапе активны дети.

Методика строится на основе следующих принципов: активности всех участников образовательных отношений; опоры на позитивный социокультурный опыт; диалогового общения; психологической безопасности и доверия в группе; положительного результата деятельности.

3. Заключительный этап занятия: рефлексивно-оценочный - осмысление итогов.

Рефлексия – получение обратной связи от учащихся и подведение итогов занятия.

Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей. Происходит переоценка жизненного опыта, имеющегося у ребёнка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог учитывает в дальнейшем развитии детей. Самостоятельный поиск информации по теме (ориентация на будущую деятельность).

Общие требования к постановке задач занятия

Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.

Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.

Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.

Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).

Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.

Комплексное планирование задач учебного занятия (по М. Поташнику)

Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

Развивающие задачи.

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление

- создать условия для развития...

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей (авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)

Обучающие задачинаправлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Возраст Действие Качества
младший школьный возраст воспитывать Любовь к малой родине: ● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
Доброжелательное отношение к окружающим: ●соблюдение правил этикета, ●доброжелательность, ● дружелюбие, ●готовность сотрудничать, ●вежливость
Умение заботиться: ●доброту, ●искренность, ●чуткость, ●общительность, ●стремление помочь, ●отзывчивость
формировать Положительную самооценку
Потребность в самоорганизации: ●аккуратность, ●бережливость, ●трудолюбие, ●сдержанность, ●основы самоконтроля, ●скромность, ●самостоятельность, ●умение доводить начатое дело до конца, ●настойчивость, ●выдержку
Потребность в здоровом образе жизни: ●умение видеть прекрасное, ●гигиенические знания и умения, ●оптимизм, ●доброжелательное отношение к труду, ●культура труда.
Подростки воспитывать Гражданские качества личности: ●интерес к общественной жизни, ● стремление помогать , ● патриотизм, ● активную жизненную позицию, ● критичность, ● оптимизм, ● общественную активность, ● чувство долга, ● предприимчивость
формировать Положительную «Я-концепцию»: ● умение аргументировать свою позицию, ● положительную самооценку, ● самокритичность, ● оптимизм, ● уверенность в себе, ● лидерские качества, ● умение сопереживать
Потребность в саморегуляции: ● ответственность, ● самоконтроль, ●рассудительность, ● тактичность, ● терпимость, ●самостоятельность, ● умение адаптироваться к новым условиям, ● умение прогнозировать собственную деятельность, ● умение организовать свою деятельность и анализировать её
Потребность в здоровом образе жизни: ● разнообразие интересов, ● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
старшеклассники формировать Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: ● уважительное отношение к людям, ● общественную активность, ● интерес к культуре и истории России, ● стремление принести пользу обществу, ● понимание личного и общественного значения труда, ● осознание личной и общественной значимости образования (знаний), ● потребность к самопознанию, ● умение ставить цели и реализовывать их, ● осознание значимости результата
Потребность в общении в контексте культуры: ●умение идти на компромисс, ● тактичность, ● терпимость, ●толерантность, ●умение доказать свою точку зрения, ●умение выходить из конфликтных ситуаций, ● знание этики семейных отношений, ● умение организовать культурный досуг
способствовать Личностному и профессиональному самоопределению: ● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), ● самовоспитанию, ● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, ● формированию профессионально важных качеств личности, ● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Возраст учащихся Примеры формулировки развивающих задач
Младший школьный возраст ● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, ● развивать эмоциональную сферу, ● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), ● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, ● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, ● развивать эстетические чувства
Подростки ● развивать самосознание, ● развивать интерес к познавательной деятельности, ● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, ● развивать творческие способности, ● формировать способы социального взаимодействия, ● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
Старшеклассники ● развивать познавательные и профессиональные интересы, ● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, ● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), ● развивать самосознание, ● развивать творческие способности

Литература

Алиева И.И.Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей. Практикум по написанию схемы-конспекта занятия, 2012. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/27/sovremennoe-uchebnoe-zanyatie-v-sisteme

Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Теория и опыт. – Москва, 2002

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Дикая Т.А. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. Рекомендации педагогу по разработке учебного занятия, 2012. Электронный ресурс: http://cdtrogovskay.ru/files/rjekomjendacii_pjedagogu_po_razrabotkje_uchjebnogo_zanjatija.pdf

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Маркова С.И. Рекомендации по планированию и поведению занятия в учреждении дополнительного образования. – Кемерово, 2013

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.

Задания для самостоятельной работы

Составьте проект (технологическую карту/ план/ конспект – по выбору) занятия в той системе образования, в которой Вы работаете (дошкольное, дополнительное, общее, профессиональное).

Заполните колонку «Задания для достижения запланированных результатов».

Продумайте и напишите:Возраст детей, Тема занятия, Цель, Задачи, Технология, методика или приёмы, используемые на занятии, Формы организации учебной деятельности:

Наши рекомендации