Методики социально-педагогической работы с семьей
Семья, как всякое объединение людей, претерпевает существенные изменения в процессе современного общественного развития, что иногда крайне затрудняет нормальное развитие внутри семейных отношений. При этом некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие трудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическая работа - один из главных способов помощи в таких ситуациях (Т.В.Лодкина).
Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Диагностика семьи строится на принципах объективности, комплексности изучения всех ее характеристик с привлечением достижений смежных наук; достаточности и последовательности; многосторонности (изучение родителей, детей, социального окружения и пр.); использования выявленных особенностей семьи для усиления ее воспитательного потенциала. (Т.А.Василькова).
В процессе первичной диагностики важно разобраться в обоснованности жалобы или проблемы, понимании родителями проблемы, ее причин, характере ожидаемой помощи от специалиста. Причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях отношений родителей и детей, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития.
Диагностика семьи предполагает использование традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
В процессе диагностики социальный педагог выявляет факторы, которые приводят к конфликтам и проблемам в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность.
При работе с семей, нуждающейся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека; число детей и иждивенцев; состав взрослых; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Особенности семьи характеризуют следующие показатели:
- тип (многодетная, неполная, нуклеарная и т.д.);
- социальный статус (семья беженцев, семья с криминогенными членами и т.п.);
- этап жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);
- порядок заключения брака (первичный, повторный);
- число поколений в семье (одно или несколько);
- число детей (мало- или многодетная семья);
- причины, провоцирующие нарушения;
- социально-психологический микроклимат (благоприятный, средний, неблагоприятный, кризисный);
- все участвующие в семейной системе (в том числе члены расширенной семьи);
- отношения между различными группами (родителями,супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами);
- модели коммуникаций членов семьи (между взрослыми, взрослыми и подростками, родственниками и другими);
- сплоченность (семейные правила, традиции и нормы);
- жилищные условия, социально-экономический статус, практика ведения домашнего хозяйства, распределение обязанностей;
- влияние культурных факторов;
- история развития семьи (корни, влияние старших поколений);
- адекватность ролевого поведения;
- воспитание ребенка и подростка в семье и образцы поведения в родительской семье (время, проводимое родителями с детьми, наличие общих дел, формы проведения свободного времени, круг чтения, формы и круг общения);
- предшествующий брачный опыт супругов;
- структура семейной власти, авторитетов и лидерства.
В ходе обследования составляется «карта семьи» с характеристиками каждого ее члена, знаменательными семейными датами. Также отмечается способность адаптироваться к изменениям. Изучается сам ребенок, подросток: его здоровье, круг интересов и друзей, отношения в образовательном учреждении и вне его, проблемы, информированность о родителях (их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, здоровье).
Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы социально-педагогического мониторинга семьи (М.В.Шакурова):
-достоверность, полнота, системность информации;
- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
- опоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации;
- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизациисемей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи).
Основное назначение диагностики и мониторинга - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.
На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.
Социальный патронаж-форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 - 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. При этом под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог обязан поддерживать доброжелательный контакт с ними и подключаться к решению отдельных проблем этих семьей (М.В.Шакурова).
Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа (А.К. Железнова).
1. Знакомство. Договор с семьей.
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели
2. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
3. Сбор информации о семье, что предполагает:
- применение широкого диапазона методов сбора информации;
- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
- тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
- сопоставление информации из различных источников.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
- состав семьи;
- характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
- нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
- способности и возможности членов семьи;
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения, конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо значимых для данной семьи персон) и т.п.
4. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.
5. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития.
6. Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
В деятельности социального педагога используется также надзор, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).
Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.
Неофициальный (неформальный) социальный контроль представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не попадает в сферу интересов социального педагога.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр. (И.Н.Закатова).
Неблагополучные семьи:
Семья с дефицитом воспитательных ресурсов: в семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники.
Конфликтная семья. Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями.
Асоциальная семья. Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)
Нравственно неблагополучная семья. Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность.
Педагогически некомпетентная семья. Родители допускают ошибки в воспитании ребенка Авторитарность. Попустительство. Гиперопека – защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. Непоследовательность и противоречивость. Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность.
А.Д. Гонеев выделяет следующие типы семей с низким воспитательным потенциалом:
Педагогически несостоятельные - родители проявляют определенную активность в воспитании детей, но их воздействия непоследовательны и неосновательны. Внутрисемейное общение носит ограниченный, поверхностный характер. Общеобразовательный и нравственный уровень родителей невысокий. Часто родители воссоздают обстановку, в которой воспитывались сами.
Педагогически пассивные - родители не проявляют активности в воспитании ребенка. Часто отношения между родителями напряженные. Внутрисемейные отношения носят эпизодический, деструктивный характер.
Антипедагогические - родители своим поведением и отношением формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей, неуважительное, пренебрежительное отношение к другим людям, к моральным нормам и ценностям. Доминируют меркантильные интересы.
Педагогическое руководство семейным воспитанием предполагает: содействие семье в осуществлении всестороннего развития личности; оказание помощи родителям в определении методов, приемов воспитания своих детей, развитие у родителей и детей положительного отношения к школе, учению, доверия к учителю; содействие укреплению родительского авторитета в семье и укреплению любви детей к родителям; тактичное руководство самовоспитанием родителей, развитие у них стремления к самосовершенствованию.
Литература
Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы [Текст]. - М.: ДИК, 2011. - 448 с.
Боднева H.A. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебное пособие. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 198 с.
Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. - М., 2009
Журавлев Д.Н. Неполные семьи: Как помочь детям? [Текст] / Журавлев Д.Н. // Народное образование. - 2006. - №1
Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – Москва : Сфера, 2009. – 256 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Лодкина. - М.,2008.
Целуйко В.М. Психология современной семьи - М., 2006.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте особенности современной семьи и её социальные проблемы.
2. На что направлена педагогическая помощь семье?
19. Информационные технологии в образовании
Информационные технологии - это методы и способы, использующие компьютерные программно-технические средства, отдельные или совокупные информационные процессы и операции для достижения поставленных целей.
Информационными технологиями в педагогике называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, мультимедиа оборудование и др.)
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций.
Целью использования информационных технологий в образовательнм процессе является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Реализацией возможностей средств информационных технологий в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки – информатизация образования. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.
Дидактические задачи, решаемые с помощью информационно-коммуникационных технологий:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- индивидуализация работы самого учителя;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.