Формы и методы работы с семьей

Организация информационно-методического обеспечения мероприятий по просвещению родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей(СтатьяПоповой Ванды Цветановны, методиста центра воспитания и дополнительного образования ГОУДПО «КРИРО»)

Семьи бывают разными. Поручиться за то, что семья

воспитывает как следует, нам нельзя, говорить,

что семья может воспитывать как хочет мы не можем.

Мы должны организовать семейное воспитание.

А.С.Макаренко.

Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Более того, содержательное наполнение занятий может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи.

Сотрудничество родителей и педагогов – непременное условие реализации воспитательных программ. Известно, что семейная педагогика каждого народа отражает его идеалы, представления о целях и средствах воспитания, способствующих формированию лучших черт характера. Однако сегодня многие родители испытывают трудности в реализации воспитательного потенциала семьи, т.к. их детство, в основном, прошло в детских садах и яслях. Традиция домашнего воспитания, преемственность принципов и методов оказалась во многих семьях прервана.

Задачи повышения педагогической культуры родителей, открытие перед ними воспитательного потенциала отечественной культуры- должна быть одним из главных приоритетов современного педагога.

В современном образовательном пространстве могут быть использованы следующие способы взаимодействия с родителями:

· открытость занятий с детьми для родителей, бабушек и дедушек;

· деятельное участие родителей в ходе занятий с детьми:

· игровая активность в общем детско-взрослом кругу;

· «сказывание сказки», инсценировки со сшитыми куклами, подготовленной дома по заданию педагога;

· совместная деятельность с ребенком в процессе выполнения творческих заданий, рукоделия, проектов;

· помощь педагогу в организации пространства, в котором проводятся совместные занятия (необходимые музыка, свет, оформление и перестановки, игровой материал, угощения);

· концертмейстерская поддержка «музыкальной части занятия» (по возможности) и др.

· поручение родителями основных ролей в студийных праздниках и подготовки костюмов к ним;

· еженедельные «маленькие родительские советы» в конце занятия, на которых педагог объясняет родителям домашнее задание, тему, поднятую в ходе беседы, и возможности ее «проживания» дома, а также обсуждает, по необходимости, возникающие проблемы поведения и отношений между детьми и взрослыми в ходе занятия и пр.;

· обеспечение родителей сведениями о научной, исторической, этнографической и пр. литературе, помогающей глубже понять суть преподаваемого материала в конкретном тематическом цикле занятий и расширять собственные знания об обсуждаемых событиях и явлениях;

· активное привлечение родителей к участию в программах вечерних лекционно-практических курсов для взрослых («Семейная педагогика» и другие), помогающих расширить воспитательный потенциал семьи, понять основы традиционных для России педагогических подходов к домашнему и общественному воспитанию;

· регулярные совместные поездки, экскурсии;

· проведение итогового, годового родительского совета с повесткой обсуждения вопросов предложенных, как родителями, так и педагогом.

Важную роль в становлении отношений доверия и взаимопомощи играет и самое первое родительское собрание, открывающее учебный год.

На такое собрание целесообразно приглашать родителей для того, чтобы у них была возможность составить представление не только о текущей, соответствующей возрасту их ребенка, программе занятий на год, но и о перспективах.

Речь на таком собрании должна идти не о финансовых и административных проблемах и правилах, но о сущностных, целевых составляющих воспитательного процесса: что такое духовно-нравственное воспитание, как объединить усилия родителей и педагогов и пр.

Чего же ждут современные родители от занятий с детьми?

Основная проблема неудовлетворенности родителей занятиями с детьми чаще всего бывает обусловлена тем, что во многих - как государственных, так и негосударственных учреждениях в триаде «родитель – ребенок - педагог» сохраняется та же система отношений, которая была выстроена в советские годы, когда довлеющим был принцип общественного воспитания детей.

Попробуем определить и прокомментировать ряд положений, в которых проявляется наследие этого принципа под общим названием «Чего боятся современные родители» - это:

· Жесткий авторитарный, командный подход и методы воздействия со стороны педагога. Сведение роли педагога к контролю.

· Наказание и осуждение, как доминирующий способ педагогического воздействия.

· Отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагога.

· Крайняя некорректность и некомпетентность педагога в обозначении проблем поведения ребенка, их драматизация (невнимательность, агрессивность, хитрость, рассеянность, пассивность.)

· Отсутствие информации и возможности контроля за качеством и наполнением образовательных и воспитательных программ.

Опираясь на вышеперечисленные положения, можно сделать вывод о том, каковы же наиболее типичные ожидания современных родителей детей.

Родительские ожидания от реализации педагогических программ:

· Дружелюбное (человечное) отношение к ребенку.

· Диалог с родителями не в рамках диктата. Отсутствие обвинений в адрес родителей со стороны педагога.

· Понимание индивидуальных психологоческих и нейрофизиологичеких особенностей ребенка, возрастной динамики его развития.

· Терпимость к особенностям поведения ребенка. Корректность и доброжелательная заинтересованность в обозначении и решении его проблем.

· Возможность реализации творческого потенциала семьи через посильное включение родителей в жизнь детской группы - по крайней мере, в проведение праздников, тематических вечеров и иную деятельность.

· Формирование дружеской, творческой, духовно обогащающей среды межсемейного общения.

Принято считать, что в триаде отношений «родитель – ребенок - педагог» именно родитель является сегодня наиболее слабым, «выпадающим» звеном, и это не может не заботить педагогов. Обычно сами родители объясняют это сверхъзанятостью. Однако нужно иметь ввиду, что невстроенность родителей в систему отношений может являться сигналом, свидетельствующем о том, что им просто не интересно в ней, она не стала для них творчески и духовно питательной, их ожидания (часто не высказываемые вслух) не совпадают с реальностью педагогической среды. Задача педагогов и психологов - дать адекватный ответ на те законные ожидания, которые являются значимыми для современных родителей.

Наши рекомендации