Основные направления и формы взаимодействия с семьей
1. Взаимопознание и взаимоинформирование. С этой целью могут быть использованы следующие формы взаимодействия: беседы с родителями, анкетирование, сочинения, посещение педагогами семей воспитанников, организация дней открытых дверей в детском саду, разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Также важно информировать родиетелей о жизни группы, всего детского сада на специально отведенных стендах, на сайте детского сада.
2. Непрерывное образование воспитывающих взрослых. Формы: конференции (в том числе и онлайн-конференции), родительские собрания (общие всего детского сада, групповые, районные, городские), родительские и педагогические чтения; мастер-классы (особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения); тренинги (в процессе тренингов родители активно вовлекаются в специально разработанные ситуации, позволяющие им осознать свои личностные ресурсы).
3. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Целью разнообразной совместной деятельности является удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Формы: акции, вечера музыки и поэзии, семейные фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, семейные художественные студии (художественные мастерские для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера; встречи с искусствоведами, мастерами декоративно-прикладного искусства и др.); семейные праздники (объединяющие детей, родителей и педагогов – День матери, День отца, День семьи и др.); семейный театр (творческое объединение нескольких семей и педагогов, может быть организован при поддержке не только педагогов, но и при поддержке работников культуры); семейный абонемент (учреждения культуры организуют встречи с искусством по заранее составленным программам воскресного семейного абонемента); проектная деятельность; семейный календарь (совместные дела в детском саду и семье – например, семейные прогулки по городу, посещение выставок, семейные праздники).
Кодекс профессиональной корректности педагога по отношению к родителям детей дошкольного возраста[22]:
- педагог всегда выходит на встречу родителям и приветствует детей и родителей
- улыбка – всегда обязательная часть приветствия
- педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение ребенка в детском саду
- тон общения ровный и дружелюбный, не допускается повышение голоса.
Дополнительная литература для самостоятельного изучения:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
2. Груздева О.В. Г. Детская практическая психология: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению «Педагогика» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – 232 с. - http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/20/b67806d3fe49ccedcc6928572f142d55/gruzdeva-ov-detskaya-prakticheskaya-psihologiya-uchebno-metodicheskoe-posobie.pdf
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]
5. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 66-67.
6. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государствевнного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года
Интересные задания для самостоятельного выполнения:
Решение практических ситуаций:
1. Определите возраст ребёнка. По каким признакам вы это установили? Ребёнок, встретив знакомого взрослого у дверей своей комнаты, захлопал в ладоши и сказал: «Ли гать!» (Пошли играть!). Он показал взрослому машинку, толкнул её к взрослому, крикнул: «Би-би». От взрослого требовалось сделать то же самое, иначе сразу были слёзы. Такая игра продолжалась долго.
2. Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение
3. Прочитайте. Мальчик подошёл к матери, держа в руках игрушечный стульчик. На вопрос ребёнка: 40 «Что это?» - мать ответила: «Стульчик, Сашенька». К её удивлению, мальчик поставил стульчик на пол и стал присаживаться на него. (По В. С. Мухиной.) Что скрывается за таким поведением? Поясните своё мнение.
4. Дошкольник категорически отказывается слушать новую сказку, а просит прочитать старую. Как поступить воспитателю? Почему так?
5. Прочитайте. Дети раскрашивают домик. Маша рассуждает вслух. - Сначала закрашу крышу зелёным. (Берёт зелёный карандаш, закрашивает.) - Всё.… Теперь буду раскрашивать домик коричневым. Нет, возьму красный. (Штрихует красным карандашом.) - Ещё трубу нарисую, а из неё дым идёт. (Берёт чёрный карандаш, рисует.) Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ.
6. Какие особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ. Дети играют. - А вот тут у меня домик. (Показывает.) Я чик-чик, дверку закрыла, и ты не можешь войти!- А у меня бомба. Я бах, и подзорвал твой домик.
7. Прочитайте. Кирилка расставляет игрушки возле себя и ложится среди них. Тихо лежит. - Ты не заболел? - Нет. Я играю. - Как же ты играешь? - Смотрю на них и думаю, что с ними происходит. (По В. С. Мухиной). Докажите, что это ребёнок дошкольного возраста. Развитие каких психических функций иллюстрирует данный пример?
8. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы. 1.Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует. 2.Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова. Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе.
9. Прочитайте. Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами. Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани?
Просмотр видеороликов на сайте Федерального
Института развития образования:
1. Посмотреть видеоролики на сайте ФИРО (http://www.firo.ru/?page_id=23489) – Фильм 1. Развитие дошкольного образования в аспекте современного российского общества; Фильм 16. Основы фиизческого воспитания; Фильмы 17 и 18. Социально-коммуникативное развития дошкольников и др. Дать ответы на вопросы, касающиеся сущности работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе.
2. Просмотреть видеоролики (http://www.firo.ru/?page_id=23489) – Фильм 8. Планируем вместе с детьми; Фильм 9. Модель планирования «План – дело – анализ». Часть 1; Фильм 15. Модель планирования «План – дело – анализ». Часть 2. и ответить на вопрос: «Как же сегодня рекомендуется планировать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста?»
3. Просмотреть видеоролики (http://www.firo.ru/?page_id=23489) – Фильм 12. Создание развивающей предметно-пространственной среды; Фильм 13. Роль воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды и дать ответы на следующие вопросы: «Что такое развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада?», «Какие основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды детского сада?», «Последовательность действий педагога по соззданию развивающей предметно-пространственной среды детского сада».
4. Просмотреть видеоролики (http://www.firo.ru/?page_id=23489) – Фильм 10. С родителями вместе; Фильм 11. Формы и методы партнерского взаимодействия с родителями. Часть 1; Фильм 14. Формц и методы партнерского взаимодействия с родителями. Часть 2 и дать ответы на следующие вопросы: «Что такое партнерское взаимодействие с родителями воспитанников?», «Какие формы и методы партнерского взаимодействия с родителями сегодня актуальны?»