Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Итоговое оценивание
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
- результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
- внеучебные достижения младших школьников.
Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале системы предметных знаний и на основе метапредметных действий. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
- речевыми (осознанное чтение и навыки работы с информацией);
- коммуникативными (необходимые для учебного сотрудничества).
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:
1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:
1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка - соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки). Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов).
При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов функциональная грамотность в области отдельных предметов (математики, чтения и русского языка, естествознания и др.), т. е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и универсальных способов действий.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Формы представления оценочных результатов:
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися(Цит. по: Тематический контроль знаний учащихся как эффективный процесс обучения химии – Электронный ресурс: http://works.doklad.ru/view/gqU9_gPivqc/3.html).
В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. Это касается всех значимых сторон оценивания, таких как:
что оценивать? (предметы и объекты оценивания, содержание, на которое направлены контрольно-оценочные действия педагога и учащихся);
кто оценивает? (субъекты оценивания);
как оценивать в условиях модернизированного образования? (средства, способы, приёмы организации оценочных действий);
как фиксировать результаты оценки учебной успешности и допущенных пробелов? (документация школьная; классная; личная учительская и личная ученическая);
на каких принципиальных установках строить оценивание?;
носят ли эти установки общий, универсальный характер или являются локальными?;
какими должны быть управленческие решения, направленные на модернизацию оценки и контроля (методически-просветительные, нормативно-правовые, иные)?
Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.
Этапы трансформации оценочной системы в отечественном школьном образовании.
1846 г. введена пятибалльная система оценки;
с мая 1918 г. – постановлением Народного комиссариата по просвещению, введено безотметочное обучение;
с сентября 1935 г. – восстановление пятибалльной, словесной системы оценки знаний, умений и навыков;
1944-1998 гг. – введение цифровых отметок (пятибалльная система оценки знаний). С 11 января 1944 года в российских школах введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости учащихся согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года;
с 1998 г. – утверждение четырёхбалльной системы оценки Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №156 1/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Введено безотметочное обучение в первом классе и первой четверти второго класса;
с 2004 – общепринятая система дополнена оцениваем сформированности общеучебных умений и навыков;
с 2010-2011 гг. переход на новый ФГОС НОО, разработка системы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обр.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, пункт 13. Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по-прежнему остается компетенцией образовательной организации (статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся).
Итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной (статья 59, пункт 3).
Положения ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО
Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Контролируя свои действия, ребенок тем самым задает себе вопрос: «Так ли я делаю» (контроль процесса) и «Так ли я сделал?», «Такой ли получен результат?» (контроль результата). Таким образом, чтобы дать оценку тому, правильно ребенок выполнил то или иное задание, надо пересмотреть те действия, которые он выполнял, т.е. осуществлял учебную задачу. При таком подходе позиция учащегося принципиально меняется.
Традиционный подход | Компетентностно-ориентированный подход |
Учитель сам контролирует и оценивает, следовательно, ребенок: боится контроля и не понимает, для чего он нужен; оценочная деятельность носит устрашающий характер. | Учитель должен организовать контроль и оценку учащимися. Это значит: в первую очередь показать значимость контроля, формируя положительное отношение к контролю; показать его роль как элемента познавательной мотивации учения, чтобы вырастить у учащихся потребность в действиях контроля; предложить «инструмент», которым бы пользовались школьники (приемы и способы контроля и оценки); научить оценивать устный и письменный ответы, учебные действия, способы деятельности. |
Обучение, ориентированное на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, обязательно связано с обеспечением саморегуляции. А саморегуляция, в свою очередь, основана на самооценке.
Контроль- это процедура, обеспечивающая обратную связь в получении информации о деятельности и ее результатах. Под контролемпонимается система анализа и слежения за правильности и полноте выполнения операций, входящих в состав способа действия.
Оценка- это процесс соотнесения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами, чтобывыявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования («сегодня у меня пока не очень , но завтра я постараюсь учесть и выполнить лучше …»).
В процессе контроля за знаниями и умениями учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль. В это время дети самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованиями учителя. Если материал усвоен неправильно, ребята сами стараются себя поправить.