История педагогической мысли
(Цит. по: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для вузов / С. А. Смирнов [и др.] ; ред. С. А. Смирнов. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2001. - 512 с.; Лещинский В. И. , Мозгарев Л. В. , Неделина С. В. , Седова Е. Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. - 188 с.)
Возникновение педагогики как науки. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.
Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Это взаимодействие получило названиепедагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей.
Период развития педагогики от Древней Греции до средних веков еще не был периодом развития науки. Это было время освоения и отбора различных педагогических принципов, методов и приемов, период накапливания информации и опыта.
Оформление педагогики в самостоятельную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагогаЯна Амоса Коменского (1592-1670). Его выдающийся труд «Великая дидактика» большинство сформулированных Коменским принципов, методов и форм организации педагогического процесса, которые составляют ядро современных педагогических систем.
Античность
Пифагор (580 -500 до р. Х).
Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Организация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. "Обучение должно быть добровольным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя, иначе оно безрезультатно. Преподаватель не должен облегчать хода учения.
Сократ (469-399 до р. Х).
Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение человека объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель.
Сократ - учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя - ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности человека - его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу.
Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.
Платон (427-347 до р. Х).
Платон - ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования - формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом, воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Его теория познания основана на идее познания как «припоминания» того, что душа знала еще до своего земного воплощения. Вечные идеи - мощный импульс, изнутри влияющий на формирование личности. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.
Аристотель (384/3-322/1 до н. э).
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («политическое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».
Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.
Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.
Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов. Методы обучения: подражание, пример, упражнения, вызывающие чувство удовольствия.
Средневековье. Период раннего феодализма в Европе
Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается наследие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распрями, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в).
Монастырские школы (внутренние для будущих монахов; внешние для детей мирян), кафедральные школы (при кафедре епископа), приходские школы. Обучались только мальчики. Содержание и объем образования в монастырях и церковных школах определялось его уровнем: элементарное образование (чтение, письмо, счет, пение); средний уровень (изучали тривиум); повышенный уровень включал семь свободных искусств: тривиум (латинская грамматика, риторика, диалектика), квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие - «венец науки». Изучение этих предметов подчинялось религиозной тематике, помогало углубленному пониманию религии. Обучение основано на заучивании, зубрежке на непонятной латыни. Основная книга для обучения грамоте - Псалтырь. Широко практиковались телесные наказания.
Позже, с ростом городов и появлением нового класса - бюргерства, возникают новые школы, относительно независимые от церкви: магистратские, цеховые, гильдейские. В семьях торговцев и ремесленников сохранялась такая форма обучения, как ученичество (обучение за плату у мастеров).
Схоластика. Фома Аквинский (1225/6-1274).
Схоластика - вид религиозной философии, возникший как ответ на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей, подвержение сомнению церковных догм, недостаточность слепой веры дали толчок к возникновению схоластики. Здесь важнейшая роль принадлежит философу и теологу Фоме Аквинскому, деятельность которого была направлена на придание вероучению формы научного знания. Схоластика способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Появились такие направления в философии, как номинализм (общие понятия не существуют, а являются лишь названиями) и реализм (общие понятия существуют ранее вещей), представители которых вели острые дискуссии. Развитие схоластики привело к упадку старую церковную школу, изучение риторики и грамматики было вытеснено изучением формальной логики и нового латинского языка. Схоластика развивала формально-логическое мышление, постепенно она потеряла свое прогрессивное значение.
Возникновение университетов
С ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, с дифференцированным содержанием образования. Первые университеты имели 4 факультета: подготовительный (артистический, факультет искусств) - преподавались семь свободных искусств, далее можно было продолжить обучение на одном из факультетов: богословском, медицинском или юридическом, дававших звание доктора наук.
Воспитание феодала
Воспитание феодала происходило в форме служения мальчиков после 7 лет при знатном господине или короле пажами. В 14-16 лет они становились оруженосцами, сопровождали сюзерена в походах и на охоте, участвовали в рыцарских турнирах. А в 21 год их посвящали в рыцари. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение оружием, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, игра на музыкальном инструменте). Чтение и письмо были необязательны, поэтому рыцари эпохи раннего средневековья часто были неграмотны. В поведении и жизни рыцаря основополагающей была идея служения господину, служения даме сердца. Идеи рыцарского воспитания послужили образцом для гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
Девочки обычно получали домашнее воспитание. Многие их них обучались в женских монастырях, некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов, знали грамоту, обучались иностранным языкам, рукоделию, музыке.
Эпоха Возрождения (ренессанс)
Эпоха Возрождения (ренессанс) связана с новым этапом развития европейской культуры 14-16 вв. Возрождение - поворот к наследию Античности, с ее активным отношением к жизни, интересом к человеку. Развитие производства, новые изобретения, начало книгопечатания, развитие естественных наук возобновили интерес к изучению природы, укрепили уверенность в могуществе человека. Антропоцентризм - учение, дающее философское обоснование гуманистического мировоззрения, - развивается в эпоху возрожденческого гуманизма до логического конца. Человек трактуется как привилегированное существо, ради которого и существует мироздание. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. На смену теизму приходит пантеизм - Бог сливается с природой, природа обожествляется. В новом осмыслении мира и человека наблюдается синтез христианской веры и античной мудрости. Человек наделяется свободой воли, делается ставка на собственные силы, на культ творческой и практической деятельности, на самоценность телесной жизни и человеческой личности. Человек эпохи сочетает сознание собственной силы и таланта со свободомыслием.
Франсуа Рабле (1494-1553).
Франсуа Рабле в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний.
Ян Амос Коменский (1592-1670).
Я. А. Коменский - великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм.
С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму.
Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира».
Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами. Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя.
Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду.
Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др.
Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.
Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.
Эпоха Просвещения
Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.
Джон Локк (1632-1704).
Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству.
Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек. Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.
Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм). Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.
Семья - среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.
Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»).
Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).
В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.
Просветительское движение.
Жан-Жак Руссо (1712-1778).
Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.
В трактате «Эмиль, или о воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др).
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).
И. Г. Песталоцци - швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж.-Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе».
В «Учреждении для бедных» Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом.
Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага.
Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение.
Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.
Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания.
Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять.
Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений.
И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.
Педагогика Древней и Средневековой Руси IX - XVII веков
Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв).
Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.
Основные события и факты
863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.
988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др. ). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.
1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Си-рахова» и др. ). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.
Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»).
1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.
1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.
1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь.
1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.
1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Ка-рион Истомин - учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.
1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру.
Школа и педагогическая мысль России XVIII века
Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий.
В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.
Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.
Школьная реформа Екатерины II (1782-1786).
Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.
Основные события и факты.
1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономически<