Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности.
Проблема изучения эмоциональной устойчивости человека к воздействию стресс-факторов, профилактики стресса и выхода из него тесно взаимосвязана с эмоциями, их значение и ролью.
На активно действенный характер эмоционального процесса указывает и происхождение самого термина «эмоция» (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). При всем разнообразии подходов к изучению эмоциональной сферы деятельности человека, определении самого понятия «эмоция» все авторы имеют в виду психическую форму отражения действительности. В свете своих собственных концепций каждый из них во главу угла ставит следующие (главные) функции эмоций:
- активирующую или угнетающую, через отношения между мотивами, потребностями и возможностью их реализации;
- оценочную;
- психическую регуляцию деятельности;
- компенсационную (пополнение недостающей для деятельности информации).
Таким образом, с одной стороны, эмоции - это необходимый компонент творческой активности, связанной с определением препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребностей. Но, с другой стороны, понятие эмоциональной устойчивости (ЭУ) приобретает законное право на существование, так как эмоциональное возбуждение в ряде случаев выступает как фактор, дезорганизующий деятельность и поведение. В этой связи проблема надежности на психологическом языке может быть понята как «проблема ЭУ».
В широком аспекте ЭУ - это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия.
Эмоциональную устойчивость подразделяют на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную и эмоционально-сенсорную устойчивость. Под первым понятием подразумевается степень волевого владения личности своими достаточно сильными эмоциями, под вторым - свойство личности, проявляющееся в степени нарушений психомоторики под влиянием эмоций, под третьим - свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий.
Эмоциональную устойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности.
В определение эмоциональной устойчивости часто включают параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость, т. е. способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке.
Под эмоциональной устойчивостью следует понимать, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой - способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий.
Эмоциональная устойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость к фрустрирующему воздействию ситуаций повышенного психического напряжения, достаточную психическую и социальную адаптацию, необходимый уровень умственной и физической работы.
Физические проявления при нарушении психологической безопасности: отсутствие аппетита; постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения); частые расстройства пищеварения и изжога; запор или понос; бессонница; постоянное чувство усталости; повышенная потливость; нервный тик; постоянное покусывание ногтей; головные боли; мышечные судороги; тошнота; затруднение дыхания; обмороки; слезливость без видимой причины; импотенция или фригидность (что часто умалчивается, потому что «в этом стыдно признаться»); неспособность долго оставаться на одном месте, привычка ерзать на стуле; высокое кровяное давление.
Симптомы стресса, проявляющиеся на уровне психики: постоянная раздражительность при общении с людьми (даже у тех, кто в общем нормально общаются с другими); потеря интереса к жизни; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; постоянное ожидание неудачи; чувство, что я плохой, или даже ненависть к самому себе; трудность с принятием решений; чувство, что моя внешность непривлекательна; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны других людей; утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие (к работе, домашним делам, внешности, друг к другу); страх перед будущим; страх перед чем-то еще, ощущается как фатально неизбежное; страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность и концентрации; неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением.
«Группа риска» пофакторам, детерминирующим нарушения психологической безопасности.
В группу риска по факторам, детерминирующим нарушения психологической безопасности, могут входить разные категории детей и подростков, в частности это обучающиеся подросткового возраста, что связано с внутренней и внешней конфликтностью данного возрастного этапа, психологической неустойчивостью и незащищенностью.
Установление партнерских взаимоотношений с учащимися
1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не его личности, описывайте поведение ребенка безоценочно. Субъективные оценочные слова («глупо», «по-хамски», «меня раздражает» и др.) раздражают ученика, «заводят» нас самих и в итоге «уводят» от решения проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым, но доброжелательным.
2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если вы научитесь управлять своими эмоциями и не будете «выливать» на головы учеников потоки «благородного гнева», то лишите властолюбца желаемой реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия с ним.
3. Не усиливайте напряжение ситуации. Не следует: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; разговаривать с сарказмом; читать морали; передразнивать или придираться; сравнивать одного ученика с другим.
4. Не «закрывайте» ученику пути к хорошему поведению в будущем. Запомните следующие правила: говорите о «плохом» поведении, а не о плохом ученике; не сравнивайте ребенка с другими; не обвиняйте; избегайте чтения морали и лекций о поведении.
5. Обсуждайте проступок ученика позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика необходимо, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, на следующий день. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет.
6. Позволяйте ученику «сохранять лицо». Не задевайте честь и достоинство ученика. Позвольте ему «поиграть» по-своему, то есть предоставьте возможность использовать свои способы защиты, например: выполнить ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд; строить гримасы, выполняя ваше требование; перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», что бы последнее слово осталось за ним.
7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, так как это позволит в дальнейшем обучать детей адекватному выражению своих чувств.
Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах классной комнаты или изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода – нужны немедленные действия. Можно предложить ученикам сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.
Требования к безопасности образовательной среды, в т.ч. виртуальной. (Цит. по: Богатырева Ю.И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения. - Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Выпуск № 3-2 / 2013)
Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использовании сети Интернет в образовательных учреждениях. Современная система школьного образования не может остаться в стороне от глобального процесса информатизации общества и образования, в качестве одной из сторон которого выступает расширение информационного образовательного пространства учебного заведения.
В каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно-образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс, всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Образовательное пространство имеет территориальную локализацию и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды.
Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушений информационной безопасности (ИБ) школьников и учителей. В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18 % интернет-аудитории нашей страны. По данным RUметрики, три четверти детей пользуются глобальной сетью Интернет без присмотра родителей и учителей, то есть самостоятельно. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый школьник. При этом 39 % детей посещают порносайты, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11 % посещают экстремистские и националистические ресурсы.
Информационный поток буквально переполнен незаконным и противоправным контентом. Многочисленные видеоролики, порнографические снимки могут дезориентировать ребенка, ранить его психику и даже помешать строить социальные отношения. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения. Происходит психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества – детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб психическому здоровью детей, их позитивному развитию и удовлетворению их основных потребностей.
Современный подросток все меньше общается со сверстниками, друзьями, одноклассниками и обмена важной информацией. В среднестатистической семье телевизор включен до 7–8 ч в день, а центром внимания школьников является компьютер – по статистике на школьников приходится около 3–4 ч в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Современные гаджеты и интернет заменили детям прогулки на улице, общение со сверстниками и родителями. Объем и влияние информации, доступной школьнику, возросли настолько, что можно говорить об информационной социализации личности, а информация превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Таким образом, в контексте обеспечения безопасности информационной среды на уровне учебного учреждения, представляется актуальным исследование проблем обеспечения информационной безопасности учащихся.
Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что каждая школа должна выстроить локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач технического развития. Отсюда возникает необходимость контролировать и анализировать ситуацию с информационной безопасностью и корректировать, соответственно, методы и способы обеспечения безопасности информационной среды образовательного учреждения и личной информационной среды каждого учащегося. Достичь поставленной цели возможно при создании инфобезопасной средыв каждом образовательном учреждении.
Введем понятие инфобезопасная среда образовательного учреждения (ИБС)– это информационно-образовательная среда, дополненная аппаратными, программными и организационными средствами и способами защиты от негативной информации, которая обеспечивает безопасность и защиту личностной информационной среды всех субъектов образовательного процесса в целях создания условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей.
Исследования проектирования и организации инфобезопасной среды образовательного учреждения в контексте социальных проблем образования и угроз информационной безопасности личности представляются сегодня особенно актуальными, поскольку обосновывают одну из важнейших составляющих информационно-образовательного пространства современных школьников.
Безопасность, как доминирующее свойство информационно-образовательной среды образовательного учреждения выражается в следующем:
в безопасности ресурсов ИОС и ее инфраструктуры;
в безопасности личной информации субъекта образования, его личной ИОС;
в безопасности самого субъекта образования при его взаимодействии с ИОС и общей социально-информационной средой.
Одним из путей решения проблем информационной безопасности современных школьников мы видим в организации безопасного личного информационного пространства как в школе, так и в семье. ИБС образовательного учреждения должна быть одним из главных фильтров вредоносного потока информации и условием обеспечения информационной безопасности школьников.
Информационные опасности современных школьников – это негативная сторона перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою учебную деятельность.
К факторам информационно-образовательной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, исследователи данного вопроса относят следующие:
доступность и неограниченный объем поступающей к ребенку информации;
наличие в информационной среде средств манипуляции сознанием, воздействующих на психические и физиологические системы человека;
наличие в информационном контенте специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков.
Таким образом основными источниками угроз информационной безопасности являются СМИ и Интернет. Ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него родителями, учителями, обществом и государством способностями к оцениванию угроз в информационном пространстве, умениями информационной самозащиты, а также особенностями его личностной информационной среды. На наш взгляд это «фильтр», который должны сформировать у школьника субъекты информационной безопасности.
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – школьника. Это влияние может нанести вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости).
С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять мерыпо обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:
Правовое обеспечение информационной безопасности– это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Нравственный и этический контрольподразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.
Защита психики и здоровья ребенка– меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет-зависимости среди учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.
Организационная защита– это регламентация информационной деятельности подростков, контроль использования сетевых сервисов и сообществ, исключающие или ослабляющие нанесение вреда школьнику.
Воспитательные меры по обеспечению ИБ– необходимо формировать у подрастающего поколения культуру безопасности, ответственность за осуществленные действия в информационном пространстве, воспитывать и укреплять духовно-нравственные ценности, патриотизм, готовить родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и уважению его самостоятельности.
Техническое и программное обеспечение ИБ– это использование различных аппаратных и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программ Родительского контроля, сетевых фильтров, технических средств защиты информации.
Приведѐнные меры по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения должны быть обусловлены, прежде всего, возрастными, психологическими и физиологическими особенностями школьника как формирующейся личности, и тем, что он, в сравнении с представителями других социальных групп, в большей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его нравственному развитию и здоровью.
Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании - без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника.
В национальной стратегии действий в интересах детей, подписанной Президентом Российской Федерации в 2012 году также перечислены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности информационно-образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет».
Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения информационной безопасности школьников является не столько социальной сколько психолого-педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества нравственной культуры и воспитания подрастающего поколения. То есть перед образованием в целом и предметным обучением стоит задача, сформировать интеллектуально-духовную систему личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовить эту систему к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с ее информационными потребностями и познавательными интересами. Необходим переход от развития личности ученика под воздействием среды к ее саморазвитию с учетом условий и требований этой среды.
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
В отечественной педагогике традиционно для регулирования поведения использовались методы беседы, увещевания, убеждения и конечно же наказания, включая и физические. В связи с тем, что с 1904 г. в России отменили телесные наказания в школах как метод регулирования поведения, учителя задались таким вопросом, как теперь контролировать поведение учащихся. В ХХ веке активно разрабатываются методы регулирования поведения на основе уважительного отношения к ребенку, но от наказаний в полной мере не отказываются, остаются приемы «оставления после урока», кондуит, замечания в дневнике, сообщение родителям, вызов на педагогический совет, карцер и др.
Современная отечественная теория и практика провозгласила гуманистические основания организации образовательного процесса (Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт педагога). В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:
1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Литература по модулю
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 271 с.
2. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с. Режим доступа: http://www.rus-lib.ru/book/32/Yrid_psihologiaj/Gracev/Gratev.htm
5. С.В.Кривцова С.В. Тренинг: «Учитель и проблемы дисциплины». Практическое руководство для школьного психолога. Москва: «Генезис»,2000.
6. Легкобытов А.В., Мишин Б.И., Александрова С.Р. Основы психологической безопасности личности. – М.: Дрофа, 2009.
7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
8. Петрушина О.В. Психологический портрет воспитанника интернатного учреждения как основа модели его психологической безопасности [Электронный ресурс] / О.В. Петрушина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск. – 2011. – № 1(17) 22. Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/018-032.pdf
9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. М.: Воронеж, 1996. 128 с.
10. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
11. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 155с.
12. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Маликова Т.В., Шатровой О.В. Психологическая безопасность: учебное пособие. http://lib.rus.ec/b/165145/read
13. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, - М.: МГППУ, 2013. - 304 с.
14. Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 1 (18). – С. 43–47.
15. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007, 289 с.
16. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды. Психологическая культура и психологическое здоровье школьника. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
17. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности. – М., 2008.
18. Петрушина О.В. Психологическая безопасность воспитанников интернатного учреждения [Текст] / О.В. Петрушина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров. – 2011. – № 2(3). – С. 124-128.
19. Петрушина О.В. Основные аспекты проблемы психологической безопасности образовательного пространства интернатного учреждения и его воспитанников [Текст] / О.В. Петрушина // Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Часть 1. – Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2011. – С. 119-147
20. Проблемы информационно-психологической безопасности/ Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. – М.: ИП РАН, 1996.
21. Секач М.Ф. Психология здоровья.- М.: Академический проект, 2003.
Вопросы для самопроверки
1.Дайте определение понятию «психологическая безопасность личности».
2.В чем заключаются особенности психологических угроз.
3.Назовите основными понятия изучения психологической безопасности в образовательной среде».
4.Найдите в каждой сточке ошибку или лишнее слово и подчеркните его:
- формами психологического насилия являются психологическое воздействие, психологические аффекты и психологическое взаимодействие.
- к психологическим воздействиям относятся: угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, непредсказуемость, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка.
- психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспокойство, беспомощность).
5.Распределите угрозы психологической безопасности личности на группы внешние и внутренние, проставив номера:
1. Манипулирование детьми.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала.
3. Межличностные отношения детей.
4. Привычки негативного поведения.
5. Враждебность окружающей ребенка среды.
6. Несоблюдение гигиенических требований.
7. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки.
8. Патология физического развития.
9. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
10. Неправильная организация общения.
11. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности.
12. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
13. Отсутствие автономности.
14. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
15. Неблагоприятные погодные условия.
16. Индивидуально-личностные особенности.
17. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
6.Как связаны, с вашей точки зрения данные угрозы психологической безопасности и следствия: 1- , 2- , 3 , 4 - , 5 -
Угроза | Следствия | ||
Психологическое насилие | А | неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью | |
Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения | Б | ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу | |
Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды | В | Следствие – получение ребенком психологической травмы | |
Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении | Г | профессиональная деформация; угроза психическому здоровью | |
Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения | Д | эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям. |
7.Заполните таблицу «Формы психологической защиты личности»
форма | Проявления в | ||
межличностных ситуациях | контакт - коммуникационных ситуациях | масс - коммуникационных ситуациях | |