Приемы стимулирования сотрудников правоохранительных органов к самовоспитанию

Стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование, как показывает практика и специальные исследования, осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого.

В процессе диагностики руководителю педагогического коллектива и его членам целесообразно организовать:

- анализ мотивов самовоспитания сотрудников;

- анализ поведения сотрудников органов внутренних дел в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, профессиональной, общественной и других видах деятельности, в процессе общения с коллегами, с педагогами-воспитателями и другими людьми;

- наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении сотрудниками самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности, к профессиональной деятельности;

- профессионально ориентированные беседы, являющиеся одновременно и методом изучения, и методом воспитания сотрудников, формирования у них установок на самовоспитание;

- анализ самооценок сотрудников, высказанных в процессе беседы;

- экспресс-опрос сотрудников, анализ результатов деятельности, позволяющих получить определенную информацию от большого числа людей за небольшое время;

- хронометраж, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как сотрудники планируют и проводят свой рабочий день, но и наличие (или отсутствие) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д.; одновременно хронометраж выступает и стимулом самовоспитания;

- обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик различных проявлений сотрудников разными людьми (руководителем структурного подразделения, коллегами, товарищами);

- профессионально-педагогический консилиум — совместное (педагогическим коллективом) обсуждение индивидуальных особенностей сотрудников всеми или несколькими педагогами-воспитателями, знающими их, определение способов стимулирования самовоспитания.[15]

Однако как хорошо ни изучил бы руководитель, член педагогического коллектива каждого сотрудника, ни диагностировал бы процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый из них сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагогического коллектива как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является обучение сотрудников способам самопознания.

Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию. Поэтому очень важно в процессе диагностики самовоспитания сотрудников, которая сама по себе — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, стремиться к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

Педагогическое стимулирование самовоспитания сотрудников представляет собой сознательное использование субъектами воспитания (членами педагогического коллектива) разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.

Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги-воспитатели должны учитывать предшествующий опыт сотрудников, в том числе и опыт работы над собой.

Принимая во внимание психологическую идею П. К. Анохина[16] о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность.

При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, он испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.

Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, когда человек видит свои перспективы, ощущает радость успеха, то это рождает положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание таких условий, которые помогают сотруднику органов внутренних дел видеть перспективы своего роста и испытывать радость успеха на пути к их достижению.

Открывая перед сотрудниками перспективы их роста и развития, нельзя забывать об испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностях. Работа сотрудников над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. По причине недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия необходимого опыта в этом многие сотрудники не ощущают заметных успехов в самовоспитании; более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию.

Более того, возможно и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, тот или иной сотрудник может найти более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.

Формы этого стимулирования отражают отношения, складывающиеся между руководителями, членами педагогического коллектива с одной стороны и сотрудниками — с другой. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — коллектив сотрудников), коллективно-индивидуальными (педагогический или коллектив сотрудников — отдельный сотрудник), индивидуально-коллективными (педагог-воспитатель (в широком смысле) — группа сотрудников) и индивидуально-индивидуальными (педагог-воспитатель — сотрудник).

Субъектом самовоспитания является сотрудник органов внутренних дел, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители всех уровней, члены педагогического коллектива, коллеги.

Для педагогов-воспитателей задача стимулирования самовоспитания сотрудников должна входить в комплекс задач осуществляемой им воспитательной работы.

Чем полнее и лучше включены сотрудники в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если сотрудник выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. Напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества.

Эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников ОВД зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них участников этого процесса. Практика показывает, что наибольший результат достигается там, где педагоги-воспитатели применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания сотрудников.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

В первую очередь круг общения определяется, безусловно, характером и задачами профессиональной деятельности, позицией руководителей органов внутренних дел и структурных подразделений, а также ближайшим окружением сотрудника. Затем он может расширяться: воспитатели-педагоги, население и т. д. Значительное влияние на формирование сотрудников, особенно в первые годы профессиональной деятельности, оказывает их общение с педагогами-воспитателями (руководителями структурных подразделений, их заместителями по работе с личным составом, офицерами-наставниками и т. д.). Если оно приобретает со стороны воспитателей авторитарный характер, это отрицательно сказывается на воспитуемых, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с сотрудниками различного возраста и должностного положения.

На всех возрастных этапах развития личности сотрудника особенно велико влияние на нее коллег по работе, членов семьи, друзей и это надо учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом необходимо осуществлять определенную последовательность педагогических действий, направленных на стимулирование самовоспитания сотрудника.

Таким образом, стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого. Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию.

Субъектом самовоспитания является сотрудник органов внутренних дел, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители всех уровней, члены педагогического коллектива, коллеги. Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

2.2. Организация дополнительного образования сотрудников правоохранительных органов

Сотрудники правоохранительных органов должны ощущать себя вечными студентами - заниматься самообразованием, следить за изменениями в политической и общественной жизни страны.

Повышение квалификации в системе дополнительного образования МВД России – это дополнительное обучение после получения основного образования для лиц, занимающихся профессиональной служебной деятельностью в сфере охраны общественного порядка, в целях обеспечения современного и качественного исполнения своих должностных обязанностей.

Основная цель такого обучения состоит в углублении и совершенствовании профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения своей служебной деятельности в соответствии с требованиями современного законодательства.

Для этого создаются различные специальные учреждения дополнительного профессионального образования (например, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России) и факультеты в действующих вузах (например, факультет повышения квалификации в Московском университете МВД России и Академии управления МВД России). Кроме того, повышение квалификации может осуществляться в ходе прохождения стажировки в различных практических подразделениях.

Цели повышения квалификации сотрудниками:

– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

– увеличение их инновационного потенциала;

– подготовка к переходу на более высокую должность;

– освоение новых профессиональных требований, в том числе при переводе в другое подразделение;

– получение более высокой квалификации;

– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

– привитие навыков принятия управленческих решений;

– побуждение учиться дальше[17].

Преимущества повышения квалификации как способа развития сотрудников заключаются в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.

Процесс обучения при повышении квалификации призван выполнять образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных знаний, навыков и умений.

Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей сотрудника.

Основными целями обучения в рамках повышения квалификации принято считать:

– создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения сотрудниками прочных знаний, умений и навыков;

– предоставление специального образования на уровне, отвечающем современному законодательству и современным тактикам и методикам борьбы с преступностью;

– построение учебных программ в соответствии с международными требованиями;

– формирование личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных знаний.

Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется.

Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

Выделяется две группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние противоречия – это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса. Внутренние противоречия – это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.

Внутренние противоречия процесса обучения:

– противоречия между требованиями преподавателя и возможностями слушателей;

– противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта слушателей и его недостаточностью для решения теоретических и практических задач;

Движущей силой становится не любое противоречие, а лишь то, которое соответствует определенным требованиям.

Основной целью курса профессиональной психологии, которая преподается во всех ведомственных ВУЗах и центрах повышения квалификации, является формирование психологической готовности сотрудников правоохранительных органов к самостоятельной профессиональной деятельности и развитие умений активно использовать собственный психологический потенциал. Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

- овладение сотрудником правоохранительных органов системой психологических знаний о закономерностях протекания психической деятельности отдельного человека и социально-психологических процессах формирования и функционирования групп и коллективов;

- развитие навыков и умений использования полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;

- формирование профессионально-важных качеств, необходимых сотруднику правоохранительных органов;

- проведение специальной психологической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.

Психологические курсы готовят слушателей к возможности заниматься самообразованием, которое предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельное овладение необходимой информацией, развитие творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов должны учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности как вспециальных учреждениях дополнительного профессионального образования, так и самостоятельно (заниматься самообразованием), поскольку политическая и криминогенная ситуация в стране не стоит на месте.

Основная цель дополнительного обучения состоит в углублении и совершенствовании профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения своей служебной деятельности в соответствии с требованиями современного законодательства. Более того, организация непрерывного процесса обучения стимулирует у сотрудников побуждение учиться дальше, повышать свой профессионализм путем самостоятельного овладения необходимой информацией, развития творческих способностей, формирования умений самостоятельного анализа изучаемого материала.

Заключение

Исходя из содержания вышеизложенного материала можно сделать следующие основные выводы.

Профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов предполагает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач. Условиями стимуляции и организации профессионального самосовершенствования сотрудников является создание системы обучения, специальных программ развития профессионализма сотрудника, а также целенаправленное формирование мотивации к саморазвитию.

Особую роль в достижении высокого уровня профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов занимают вопросы профессионального самосовершенствования.

Так, под профессиональным самосовершенствованием сотрудника правоохранительных органов следует понимать сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Процесс самосовершенствования сотрудника осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования.

Следует отметить, что стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого. Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию.

Субъектом самовоспитания является сотрудник правоохранительных органов, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители различных уровней, сотрудники кадровых подразделений, коллеги. Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

Сотрудники правоохранительных органов должны учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности как вспециальных учреждениях дополнительного профессионального образования, так и самостоятельно (заниматься самообразованием), поскольку политическая и криминогенная ситуация в стране не стоит на месте.

Основная цель дополнительного обучения состоит в углублении и совершенствовании профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения своей служебной деятельности в соответствии с требованиями современного законодательства. Более того, организация непрерывного процесса обучения стимулирует у сотрудников побуждение учиться дальше, повышать свой профессионализм путем самостоятельного овладения необходимой информацией, развития творческих способностей, формирования умений самостоятельного анализа изучаемого материала

Таким образом, профессиональное совершенствование выступает важным компонентом в формировании грамотного кадрового состава сотрудников правоохранительных органов.


Наши рекомендации