Понятие профессионального самосовершенствования сотрудников
Профессиональное самосовершенствование - сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Структурно этот процесс состоит из четырех основных взаимосвязанных этапов:
1. Самосознание и принятие решения заняться самосовершенствованием.
2. Планирование и выработка программы самосовершенствования.
3. Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач, связанных с работой над собой.
4. Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
Взаимосвязь и последовательность выполнения задач всех этапов должны привести к искомому результату - готовности к эффективной профессиональной деятельности в специфичных условиях работы.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.Профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе, а также познание и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает:- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; - самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя; - положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я- концепции».Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную.Процесс самосовершенствования сотрудника осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития. Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание,- пишет он, - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».[4]
Самовоспитание осуществляется в трех направлениях:
- адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям деятельности;
- постоянное повышение профессиональной компетентности;
- непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.[5]
Предпосылка самовоспитания - способность человека к изменению.
Профессиональное самообразование– это целенаправленная, определенным образом организованная познавательную деятельность сотрудника по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования профессиональной деятельности.
Профессиональное самообразование - целенаправленный процесс приобретения знаний, умений, навыков и компетенций путем самостоятельных занятий и наблюдений по специальным образовательным программам, утвержденным работодателем, или по учебным программам учреждения ДПО, согласованным с работодателем, в интересах которого осуществляется обучение.
Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте[6].
Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. При этом деятельность человека только тогда будет направлена на самосовершенствование, когда соблюдены принципыпрофессионального самосовершенствования:
1. Принцип развития, который предполагает поэтапное развитие как личности в онтогенезе, так и профессионализма: уровень профессиональной компетентности должен повышаться последовательно.
2. Принцип самодеятельности. Деятельностный характер профессионального самосовершенствования связан с целью, ценностно-смысловым содержанием профессиональной деятельности, реальными действиями субъекта по профессиональному и личностному самосовершенствованию.
3. Принцип рефлексивности процесса самосовершенствования[7]. Рефлексия – мыслительная деятельность человека, направленная на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности, собственных состояний, поступков и прошедших событий.
Рефлексия — это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в данном случае в профессиональной деятельности.
Самоконтроль - это осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях.
Регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей.
Таким образом, профессиональное самосовершенствование сотрудника правоохранительных органов – это сознательный, целенаправленный процесс повышения собственного уровня профессиональной, в особенности правовой компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями правоохранительной деятельности и личной программой развития. Процесс самосовершенствования сотрудника осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования.