Тематика контрольных заданий.
Вариант (номер темы) контрольной работы соответствует шифру зачетной книжки студента (без учета года поступления в вуз). При условии, если шифр зачетной книжки превышает количество тем, выбирается кратный шифру вариант (см. таблицу).
№№ варианта | Шифр зачетной книжки | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. | ||||
16. | ||||
17. | ||||
18. | ||||
19. | ||||
20. | ||||
21. | ||||
22. | ||||
23. | ||||
24. | ||||
25. | ||||
26. | ||||
27. | ||||
28. | ||||
29. | ||||
30. |
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации.
2. Результаты теста Е.Ю. Мандриковой на уровень самоорганизации деятельности и их анализ.
Вариант 2.
1. Саморегуляция, самоуправление, саморазвитие.
2. Результаты теста Дж. Стивенсона на уровень зрелости сознания и самосознания и их анализ.
Вариант 3.
1. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания.
2. Результаты теста на интеллект (IQ) и их анализ.
Вариант 4.
1. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.
2. Результаты методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» и их анализ.
Вариант 5.
1. Дуальность природы человека: соотношение биологического и социального, души и тела в человеке.
2. Результаты теста «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (в адаптации Н.В. Паниной) и их анализ.
Вариант 6.
1. Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними.
2. Результаты теста «Опросник межличностных отношений (ОМО)» (А.А. Рукавишников) и их анализ.
Вариант 7.
1. Факторы, влияющие на формирование личности.
2. Результаты планирования методом «Альпы» на одну неделю и их анализ.
Вариант 8.
1. Возрастная периодизация. Теория Э.Эриксона.
2. Результаты методики С.Р.Пантелеева на исследование самоотношения и их анализ.
Вариант 9.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: З.Фрейд.
2. Результаты оценки проявления общей дезадаптации и их анализ.
Вариант 10.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж.Уотсон.
2. Результаты опросника А.К. Осницкого на социально-психологическую адаптивность (СПА) и их анализ.
Вариант 11.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: А.Маслоу.
2. Результаты теста самоактуализации и их анализ.
Вариант 12.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Г. Олпорт.
2. Результаты теста Л.Л. Терстоуна «Скрытые фигуры» и их анализ.
Вариант 13.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Д. Кеттел.
2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.
Вариант 14.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Л.С. Выготский.
2. Результаты теста В. Павлова на выявление готовности к саморазвитию и их анализ.
Вариант 15.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: С.Л. Рубинштейн.
2. Результаты теста определения направленности личности и их анализ.
Вариант 16.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж. Келли.
2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.
Вариант 17.
1. Социальная направленность, социальный опыт.
2. Результаты методики «Способность самоуправления» и их анализ.
Вариант 18.
1. Интеллект и самосознание личности.
2. Результаты теста Н.С. Копеиной по изучению индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) и их анализ.
Вариант 19.
1. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности.
2. Результаты теста Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» и их анализ.
Вариант 20.
1. Целеполагание деятельности. Требования к постановке целей деятельности.
2. Результаты заполнения матрицы Эйзенхауэра на одну неделю и их анализ.
Вариант 21.
1. Планирование деятельности: кратко-, средне- и долгосрочное.
2. Результаты постановки целей деятельности (на день, месяц, год) и их анализ с помощью технологии SMART.
Вариант 22.
1. Продуктивная деятельность: показатели, уровни продуктивности.
2. Результаты проведения методики хронометража в течение одного рабочего дня и их анализ.
Вариант 23.
1. Темперамент: понятие и структура, свойства и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
2. Результаты теста Г. Айзенка и их анализ.
Вариант 24.
1. Темпо-ритмические характеристики человека. Физический, психический и интеллектуальный ритмы человека.
2. Результаты методики определения суточных биоритмов и их анализ.
Вариант 25.
1. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов.
2. Результаты теста Х.Зиверта внешней и внутренней мотивации и их анализ.
Вариант 26.
1. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера.
2. Результаты теста Леонгарда-Шмишека и их анализ.
Вариант 27.
1. Потенциал личности. Самомотивация. Модель самоорганизующейся личности.
2. Результаты опросника Милорадовой и Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» и их анализ.
Вариант 28.
1. Эмоции и чувства личности. Психологическая устойчивость личности.
2. Результаты опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН) и их анализ.
Вариант 29.
1. Самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории.
2. Результаты методики А.А. Азбель по изучению статусов профессиональной идентичности и их анализ.
Вариант 30.
1. Механизмы психологической защиты личности.
2. Результаты «Опросника структуры психологических защит (тест СПЗ)» и их анализ.
9. Вопросы к зачету по дисциплине
На зачете студенту предлагаются один вопрос (из продвинутого уровня) и одно практическое задание (из высокого уровня сформированности компетенций). Сформированность базового уровня связана с выполнением основных заданий в течение семестра и выражена в подготовке и защите контрольной работы. Критериями ответа на вопросы зачета являются: полнота ответа, аргументированность и самостоятельность изложения.
Продвинутый уровень
1. Охарактеризуйте сущность понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность и укажите взаимосвязь между ними.
2. Объясните, в чем заключается системный подход к пониманию человека.
3. Перечислите основные факторы развития личности и укажите значение каждого.
4. Расскажите, какие основные периоды в развитии проходит человек (можно использовать любую возрастную классификацию развития).
5. Перечислите основные психологические теории личности, кратко охарактеризовав предмет исследования.
6. Дайте определение деятельности и представьте схематично структуру деятельности.
7. Расскажите основное назначение техники SMART при постановке целей деятельности
8. Объясните специфику краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности с учетом конкретной методики планирования.
9. Охарактеризуйте, в чем заключается техника хронометража в анализе продуктивной деятельности.
10. Объясните суть темпо-ритмических характеристик человека.
11. Покажите взаимосвязь индивидуального стиля деятельности (в том числе учебной) от темперамента и других личностных особенностей.
12. Что собой представляет потребностно-мотивационная сфера личности и каковы возможности ее диагностирования?
13. Опишите понятие профессиональной карьеры и охарактеризуйте основные этапы ее планирования.
14. Объясните значение и особенности самообразовательной деятельности человека.
15. Опишите возможности корпоративного образования в системе образования Российской Федерации.
Высокий уровень
1. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): У девочки отмечается медленность в моторике и речи, мышлении, других психических процессах, возникновении чувств, переключении с одной деятельности на другую. Ответ объясните.
2. Представьте на кольцах Эйлера понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
3. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Дамир отличается от своих сверстников сообразительностью, образным мышлением. Ответ объясните.
4. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Василий студент группы ТТ- 2-15. Ответ объясните.
5. Назовите основные методы самообразования, покажите их особенности, преимущества и ограничения.
6. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем распределении времени между занятиями спортом и учебой. Ответ объясните.
7. Представьте схематично структуру личности согласно идеям З.Фрейда и кратко опишите содержание её компонентов.
8. Укажите основные проявления самоорганизация (т.е. что характерно для самоорганизующейся личности).
9. Назовите характеристики самоактуализирующихся людей и объясните те основания, с помощь которых они были сформулированы.
10. Укажите с помощью кругов Эйлера, составляющих содержание понятий, взаимосвязь между понятиями: самоорганизация, саморазвитие, самоуправление, самообразование.
11. Опишите сущностные характеристики самообразования.
12. Расскажите, как менялось отношение к самообразованию личности в истории человечества.
13. Опишите наполнение основных умений самообразовательной деятельности и проанализируйте уровень их развитости у себя.
14. Проведите сравнение объективистской и субъективистской антропологических концепций.
15. Расскажите о роли самообразования в жизни великих людей (достаточно одного примера).
10. Тестовые задания
1. Выберите один правильный ответ:
Способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, это –
а) самоорганизация личности б) самообразование личности в) самоуправление личности | г) саморазвитие личности д) самовоспитание личности е) нет правильного ответа. |
2. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации через выделение и изучение свойств или комплекса свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность, характеризует подход:
а) деятельностный б) личностный в) интегрированный | г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа. |
3. Вставьте пропущенные слова:
Личность (в широком смысле) – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как ___________ (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как ___________ преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.).
4. Сформулируйте определение Человека:
Установите соответствие между умениями самообразования и их характеристиками:
1. Познавательно-коммуникативные 2. Организационные | А) умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска; работать в различных режимах поиска; тезировать, аннотировать и реферировать источники |
3. Информационно-поисковые 4. Контролирующие | Б) умения организовать самостоятельную работу; понимать предложенные цели, формировать их самому, рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования; составлять план работы… |
5. Представления об идеальном человеке в первобытном обществе связано с:
а) гармоничным сочетанием интеллектуального и физического
б) подготовкой членов военной общины, военно-патриотическое воспитание
в) формированием человека в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости от страта
г) практическим воспитанием и формированием трудовых навыков
д) формированием нравственности - «чистоты сердца», достигаемой путем соблюдения постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам
6. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации через рассмотрение самоорганизации как процесса, состоящего из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков), характеризует подход:
а) деятельностный б) личностный в) интегрированный | г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа. |
7. Расставьте в порядке реализации пять функциональных компонентов процесса самоорганизации:
1 Планирование.
2 Целеполагание.
3 Анализ ситуации.
4 Коррекция.
5 Самоконтроль.
8. Установите соответствие между названием антропологических концепций и их характеристиками:
1.Субъективистские 2.Объективистские 3.Синтетические 4.Контролирующие | А) рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, Мирового разума или Бога. |
Б) бытие человека и мира познается из самого человека, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. |
9. Выберите один правильный ответ:
Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:
А) когнитивная психология
Б) гуманистическая психология
В) психоанализ
Г) гельштатпсихология
Д) бихевиоризм
10. Установите соответствие между видами самоорганизации и их характеристиками:
1.«Силовая» самоорганизация 2. Регулируемая самоорганизация 3. Открытая самоорганизации | А). развитие регулярной и систематической положительной обратной связи позволяет участникам (элементам) осознать свои позиции…. |
Б). все отношения между элементами являются положительными, все элементы поддерживают друг друга…. | |
В). развитие и последующая нейтрализация антагонизма переменных системы, ограниченного некоторым конечным пределом, и затем достижение бесконфликтного поведения элементов и системы в целом… |
Приложение 1
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Контрольная работа по дисциплине
«Технологии самоорганизации и самообразования»
Вариант №___
Выполнил: ____________________
_группа_____________
Проверил_____________________
Казань, 201__
Приложение 2
Образец оформления второго листа
СОДЕРЖАНИЕ
1. (см. теоретический вопрос в варианте)
2. (см. практический вопрос в варианте)
Список литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 1. Цель освоения учебной дисциплины ………………………………. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата 3. Результаты образования, формируемые в процессе освоения учебной дисциплины 4. Программа учебной дисциплины 5. Общие рекомендации по работе над дисциплиной 6. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины 7. Методические указания по выполнению и оформлению контрольных заданий 8. Тематика контрольных заданий 9. Вопросы к зачету по дисциплине 10. Тестовые задания Приложение 1. Образец оформления титульного листа Приложение 2. Образец оформления второго листа |
Учебное издание
ТЕХНОЛОГИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ
Программа, методические указания
по изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения
Составители: Г.В. Завада, Л.М. Романова
Кафедра истории и педагогики
Редактор издательского отдела
Компьютерный набор и верстка
Подписано в печать .
Формат 60 ´ 84/16. Бумага «Business». Вид печати РОМ.
Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .
Тираж экз. Заказ № .
Редакционно – издательский отдел КГЭУ
420066, Казань, Красносельская, 51