Раздел 4. Человек и деятельность.
Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности.
Целеполагание деятельности. Требования к постановке целей деятельности. Техника SMART.
Планирование деятельности: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. Методики планирования: график Ганта, метод «Альпы», матрица Эйзенхауэра.
Продуктивная деятельность. Техника хронометража в анализе продуктивности деятельности.
Контроль деятельности. Техники контроля личного времени.
Раздел 5. Индивидуальный стиль деятельности.
Свойства нервной системы и типы нервной системы. Понятие и структура темперамента. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Работоспособность человека.
Темпо-ритмические характеристики человека. Физический, психический и интеллектуальный ритмы человека. Суточные биоритмы.
Индивидуальный стиль учебной деятельности.
Раздел 6. Индивидуально-типологические свойства личности
Интегральные характеристики личности. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов.
Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера. Способности. Эмоции и чувства личности. Психологическая устойчивость личности.
Потенциал личности. Самомотивация. Модель самоорганизующейся личности.
Раздел 7. Развитие профессиональной карьеры
Понятие о профессиональной карьере. Этапы планирования карьеры. Индивидуальные конфигурации внутриорганизационной карьеры.
Раздел 8. Самообразование личности
Значение и особенности самообразовательной деятельности человека. Саморазвитие, самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное самоопределение.
Организационное и учебно-методическое обеспечение самообразования. Организационное и техническое обеспечение самообразования
Раздел 9. Образование: обучение и воспитание
Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Обучение как составная часть педагогического процесса. Методы, средства и формы организации обучения. Воспитание как психолого-педагогическое взаимодействие. Специфика воспитательного воздействия. Место и роль и корпоративного образования в системе образования Российской Федерации.
Содержание обзорных лекций
№ п/п | Темы лекций |
Общие основы самоорганизации и самообразования личности | |
Личность и деятельность: темперамент, характер, способности, направленность личности; мотивы, цели, функции, виды и результаты деятельности |
Содержание практических занятий
№ | Темы практических занятий |
Способности к самоорганизации и самообразованию (психодиагностика) | |
Индивидуально-типологические свойства личности (психодиагностика) |
4.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
а) основная литература:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 384 с.
2. Завада Г.В., Романова Л.М., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учебное пособие / Г.В. Завада, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014. – 140 с.
б) дополнительная литература:
3. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е.П. Белозерцев [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
4. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика: конспекты лекций / Г.В. Завада, Э.М. Бурцева, Л.М. Романова. – Казань: КГЭУ, 2008. – 58 с.
5. Психология и педагогика: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика» / Сост.: Г.В. Завада, Э.М. Бурцева. – Казань: КГЭУ, 2008. – 47 с.
6. Психология и педагогика: метод. указания к сам. работе / Сост. Э.М. Бурцева и др. – Казань: КГЭУ, 2010. – 24 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
8. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА - М, 2007. – 295 с.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебник / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 672 с.
11. Петровский А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2007. – 512 с.
12. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И.История педагогики и образования: учеб. пособие. / Под ред. З.И.Васильевой. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 416 с.
14. Реан А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
15. Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Бурганова, Г.В. Завада, А.Г. Фролов. – 2-е изд. – Казань: КГЭУ, 2009. – 136 с.
16. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учебное пособие / под. ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
17. Райгородская И.А., Райгородская Ж.И. Лекции по антропологии: уч. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Иркутск: РИО САПЭУ, 2013. – 214 с. – Эл. ресурс. электронной библиотечной системы – режим доступа: https://www.book.ru/book/912135/view/1
5. Общие рекомендации по работе над дисциплиной
Самостоятельная работа по рекомендуемой программе курса «Технологии самоорганизации и самообразования» является основной формой обучения студента-заочника. Она включает освоение базовых понятий и категорий каждой темы дисциплины, ее содержания на основе изучения основной и дополнительной литературы; самопроверку полученных знаний по прилагаемым контрольным вопросам и тестовым заданиям, а также выполнение контрольных работ.
В цикл заочного обучения в университете входят лекции, семинары, а также индивидуальные и коллективные консультации. Темы, рассмотренные на лекциях и семинарах, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы курса. Цель семинаров заключается как в закреплении лекционного материала, так и в обсуждении результатов самостоятельной работы студентов над программой дисциплины.
Формой контроля по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования» для студентов заочной формы обучения является зачет.
Самостоятельная работа с книгой и самопроверка
При изучении дисциплины и подготовке к занятиям студентам рекомендуется пользоваться основной и дополнительной литературой. В список литературы входят учебники, курсы лекций, словари, энциклопедические издания. При изучении каждой темы желательно выделять основные понятия, выписывать краткие формулировки и основные положения, так проделанная в течение семестра работа поможет при подготовке к зачету и в написании контрольной работы.
В конце данной разработки представлены вопросы для самопроверки, необходимые при самоконтроле полученных знаний, вопросы к зачету и комплекс тестовых заданий.
Консультации
Для руководства и более успешной самостоятельной работы студента заочной формы обучения ведущими лекторами предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации, в рамках которых преподаватель выявляет неясные вопросы и проблемы, существующие в группе по отдельным темам дисциплины, трудности при подготовке контрольных заданий, а также оказывает помощь студентам, обратившимся с конкретными вопросами по содержанию или методике преподавания курса, помогает им выработать индивидуальный сценарий самостоятельной работы над учебными проблемами, контрольными заданиями.
5.3. Контрольные задания
Темы контрольной работы даются в пределах основного содержания изучаемой дисциплины. Охватить содержание всей дисциплины не является задачей контрольной работы, она должна содержать часть материала определенного раздела курса. Контрольная работа может иметь как теоретический, так и практический характер. Она может основываться на постановке опытов и наблюдений, на проведении психологического исследования, на обобщении собственного опыта.
Работа над контрольным заданием должна идти систематически на протяжении всего семестра, согласно графику. Реферат должен быть сдан в соответствии с установленным сроком. Тематика рефератов, методические указания и требования по их выполнению представлены в соответствующих разделах данной методической разработки.