Структура личности (А.В. Петровский)

· Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

· Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми.

· Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других).

Динамическая структура личности (К.К. Платонов)

· Направленность (убеждения, мировооззрения, идеалы, влечения)- воспитание

· Опыт (знания, умения, навыки, привычки) – обучение

· Свойства психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)- упражнение

· Биопсихические свойства (темперамент, возрастные, половые) – тренировка (повторение)

Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду (или социализация)

Стадии:

  • адаптация: усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности
  • индивидуализация: поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, для самовыражения
  • интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые необходимы для группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере изменяет свои групповые нормы, восприняв у личности те черты, которые признаются группой как значимые для её развития

16. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Я-концепция личности.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности

Образ Я – представления индивида о себе.

Образ Я включает три компонента:

  • познавательный (когнитивный) – знание себя
  • эмоциональный (аффективный) – оценка своих качеств
  • поведенческий (конативный) - практическое отношение к себе

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой

Функции Я-концепции:

  • способствует достижению внутренней согласованности личности
  • определяет интерпретацию приобретенного опыта
  • определяет ожидания человека о себе, т. е. то, что должно произойти

Структура Я-концепции

· физическое Я (осознание своей внешности)

· социально-психологическое Я (осознание социально-психологических характеристик)

· когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств)

· морально-этическое Я (осознание своих поступков с точки зрения справедливости- несправедливости)

· духовно-творческое Я (осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)

Самооценка личности – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой

Если при неудаче не снижается самооценка и уровень притязаний – аффект неадекватности (чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность)

Самоуважение (обобщённый уровень самооценки) = успех/притязания

17. Понятие о группе. Виды групп. Развитие малой группы.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры)

Основные характеристики группы:

  • размер
  • композиция
  • структура группы
  • групповая динамика
  • групповые нормы
  • групповые санкции

Классификация групп:

  1. Условные
  2. Реальные

· лабораторные

· естественные

-Большие (организованные и неорганиз.)

-Малые (становящиеся, коллективные)

Классификация малых групп

  • деление малых групп на первичные и вторичные,
  • деление на «формальные» и «неформальные»,
  • на «группы членства» и «референтные» (референтометрия определяет степень авторитетности)
  • по уровню развития: высокоразвитые – слаборазвитые

Личность в группе → статус прописанный или достигнутый (Кто он?) →роль формальная или неформальная (Что он делает?)

Для выявления статуса в группе, степени популярности – социометрическая методика.

Стратометрическая концепция (А. В. Петровский)

Страта – слой; в группе максимум три слоя:

  • эмоциональные отношения
  • наличие совместной деятельности
  • ценностно –ориентационное единство → коллектив

Коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности

Два критерия типологии групп:

1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X)

2) общественная значимость групповой деятельности (Y)

18. Феномены групповой жизнедеятельности.

· Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы (внешний – уступка, внутренний - одобрение) (С.Аш, Ст. Милграм)

· Социальная фасилитация (Н.Трипплетт, Р.Зайонц) – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии соперника или наблюдателя. Если реальное или воображаемое присутствие других людей создаёт воздействия тормозящего характера, приводит к ухудшению результатов деятельности, то говорят о социальной ингибиции.

· Социальная леность (М. Рингельманн): люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности

· Феномен деиндивидуализации (Л.Фестингер): утрата самосознания и боязнь оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает

· Феномен огруппления мышления (И. Джанис) заключается в том, что для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических решений.

· Феномен групповой поляризации (С.Московичи, М. Заваллони): обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные; происходит смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

19. Руководство и лидерство в малой группе, их общие и отличительные особенности.

Лидерство – естественный социально- психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов:

· эмоциональный лидер (сердце группы) ориентирован на взаимоотношения

· деловой лидер (руки группы) ориентирован на дело, может его организовать, наладить деловые связи

· информационный лидер (мозг группы) – эрудит, к нему обращаются за информацией, он всё знает и может объяснить

Наши рекомендации