Структура личности (А.В. Петровский)
· Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.
· Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми.
· Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других).
Динамическая структура личности (К.К. Платонов)
· Направленность (убеждения, мировооззрения, идеалы, влечения)- воспитание
· Опыт (знания, умения, навыки, привычки) – обучение
· Свойства психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)- упражнение
· Биопсихические свойства (темперамент, возрастные, половые) – тренировка (повторение)
Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду (или социализация)
Стадии:
- адаптация: усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности
- индивидуализация: поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, для самовыражения
- интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые необходимы для группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере изменяет свои групповые нормы, восприняв у личности те черты, которые признаются группой как значимые для её развития
16. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Я-концепция личности.
Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности
Образ Я – представления индивида о себе.
Образ Я включает три компонента:
- познавательный (когнитивный) – знание себя
- эмоциональный (аффективный) – оценка своих качеств
- поведенческий (конативный) - практическое отношение к себе
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой
Функции Я-концепции:
- способствует достижению внутренней согласованности личности
- определяет интерпретацию приобретенного опыта
- определяет ожидания человека о себе, т. е. то, что должно произойти
Структура Я-концепции
· физическое Я (осознание своей внешности)
· социально-психологическое Я (осознание социально-психологических характеристик)
· когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств)
· морально-этическое Я (осознание своих поступков с точки зрения справедливости- несправедливости)
· духовно-творческое Я (осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)
Самооценка личности – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой
Если при неудаче не снижается самооценка и уровень притязаний – аффект неадекватности (чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность)
Самоуважение (обобщённый уровень самооценки) = успех/притязания
17. Понятие о группе. Виды групп. Развитие малой группы.
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры)
Основные характеристики группы:
- размер
- композиция
- структура группы
- групповая динамика
- групповые нормы
- групповые санкции
Классификация групп:
- Условные
- Реальные
· лабораторные
· естественные
-Большие (организованные и неорганиз.)
-Малые (становящиеся, коллективные)
Классификация малых групп
- деление малых групп на первичные и вторичные,
- деление на «формальные» и «неформальные»,
- на «группы членства» и «референтные» (референтометрия определяет степень авторитетности)
- по уровню развития: высокоразвитые – слаборазвитые
Личность в группе → статус прописанный или достигнутый (Кто он?) →роль формальная или неформальная (Что он делает?)
Для выявления статуса в группе, степени популярности – социометрическая методика.
Стратометрическая концепция (А. В. Петровский)
Страта – слой; в группе максимум три слоя:
- эмоциональные отношения
- наличие совместной деятельности
- ценностно –ориентационное единство → коллектив
Коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности
Два критерия типологии групп:
1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X)
2) общественная значимость групповой деятельности (Y)
18. Феномены групповой жизнедеятельности.
· Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы (внешний – уступка, внутренний - одобрение) (С.Аш, Ст. Милграм)
· Социальная фасилитация (Н.Трипплетт, Р.Зайонц) – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии соперника или наблюдателя. Если реальное или воображаемое присутствие других людей создаёт воздействия тормозящего характера, приводит к ухудшению результатов деятельности, то говорят о социальной ингибиции.
· Социальная леность (М. Рингельманн): люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности
· Феномен деиндивидуализации (Л.Фестингер): утрата самосознания и боязнь оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает
· Феномен огруппления мышления (И. Джанис) заключается в том, что для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических решений.
· Феномен групповой поляризации (С.Московичи, М. Заваллони): обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные; происходит смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
19. Руководство и лидерство в малой группе, их общие и отличительные особенности.
Лидерство – естественный социально- психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Общее лидерство в группе складывается из компонентов:
· эмоциональный лидер (сердце группы) ориентирован на взаимоотношения
· деловой лидер (руки группы) ориентирован на дело, может его организовать, наладить деловые связи
· информационный лидер (мозг группы) – эрудит, к нему обращаются за информацией, он всё знает и может объяснить