Возростно – психологическое консультирование.
Дошкольный возраст (3-6 лет)– в этот период складывается Л, самосознание реб, формируются псих функции, память и мышление, формируются игра, общение, самооценка, регуляция поведения. Важная особенность этого возраста в том что неблагоприятные характеристики ребенка носят скрытый характер. Чаще всего родители жалуются на непослушание, упрямство, невнимательность, лживость и т.п.
Самостоятельность ребенка в этом возрасте сочетается с недостаточностью его опыта, что приводит к неадекватному поведению, пресекаемому родителями. Особые проблемы возникают при формировании характера, в частности его акцентуации, требуется индивидуальный подход в воспитании, если требуется с помощью психолога.
Если ребенок не посещает детские учреждения возникает проблема: дефицит общения ребенка со сверстниками, частые контакты со взрослыми препятствуют формированию коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности в общении. Но и посещение детского сада может привести к нарушениям в сфере общения со сверстниками в результате сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми, последствия – стойко негативное отношение к общению, тревожность, пассивность, конфликтность, агрессивность и т. д.
Дети с ослабленным нервно псих здоровьем особенно трудны в плане воспитания.
Захаров выделяет варианты нервно псих отклонений у детей в ДШК возрасте:
1.резидуальная церебральная органическая недостаточность – повышенная возбудимость, бесцеремонность и т. п.
2.психопатия – расторможенность, агрессивность, отсутствие чувства вины или стыда, некритичны
3.патохарактерологическое развитие – нарушение формирования характера и личности связанные с неправильным воспитанием
4.невропатия – врожденная нервность при благоприятных условиях воспитания, с возрастом уменьшается (утомляемость, беспокойство, непереносимость шума, света, нарушения сна, головные боли, энурез, тики, заикание)
5.неврозы: 1) при невростении – конфликт между возможностями и потребностями 2) при неврозах страха – неспособность защитить себя. 3) при неврозах навязчивых состояниях – это моральный конфликт каких-либо чувств (любовь к отцу бьющему мать).
Младший школьный возраст:
Бурленская выделяет переход к младшему школьному возрасту как особый критический этап развития ребенка. Подготовка к школьной жизни начинает реально менять внутреннюю и внешнюю соц позицию ребенка еще до посещения школы. Основным показателем адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с окружающими, овладению навыками учебной деятельности. Важно во время прейти на помощь к ребенку иначе это может привести к стойкому нарушению эмоционального состояния.
Нарушения поведения:
1.гиперактивная – ребенок постоянно в движении, яркая мимика, быстрая речь, действует не задумываясь о последствиях, легко переносит наказания, ссорится и тут же мирится, что обусловлено недостаточным формированием самоконтроля
2.демонстративная – осознанное нарушение принятых норм и правил поведения
3.протестная – ребенок не хочет что либо делать только потому что его об этом попросили, он упрям, строптив – протестует против навязываемого ему образа жизни и правил поведения
4.агрессивное поведение – причины: нехватка внимания со стороны взрослых, желание отыграться за свои обиды
5.инфантильное поведение – неспособен самостоятельно принять решение, довести дело до конца, требует постоянной опеки
6.конформное – полностью подчиняются требованиям других людей, сверхдисциплинированы. Причины – лишены свободы выбора, самостоятельности и т.д.
7.симптоматическое – ребенок своим поведением пытается сообщить о своем псих дискомфорте, если родители не понимают или игнорируют его переживания, то его конфликты переходят на физиологический уровень (тики, энурез).
Наиболее частые жалобы родителей:1) плохая успеваемость, память, невнимательность, заниженность самооценки, нежелание учиться 2) медлительность, утомляемость, агрессивность, лживость и т.д. 3) не общительность, конфликтность и т.д. 4) просьбы определить уровень посильной нагрузки (спорт, музыка и т.д.).
Правила консультирования:
1. конкретизация запроса
2. принимать участие должны все члены семьи
3. совместно с родителями определить пути преодоления проблемы
Иногда возникает необходимость обращения и к другим специалистам.
Подростковый возраст:
Соц дезадаптация – проявляются в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, т.е. в нарушении проц соц развития.
Как правило «трудные дети» воспитываются в неблагоприятных семейных условиях.