Анализ психодиагностической информации и составление программы псих пед коррекции.
Обязательным требованием в проведении обследования явл всестороннее изуч уровня развития психики: познавательных процессов, речи, эмоц – волевых и личностных особенностей, получение данных о работоспособности и утомляемости.
Обследование вкл этапы:
Предварительный – предполагает сбор и анализ анамнеза. Анамнез подразделяется на мед, псих пед, соц псих виды, которые вкл след сведения: 1 мед данные: здоровье родителей до беременности, во время, роды, последующее физическое развитие; 2 социологические и соц-псих данные о семье ребенка: возраст, образование, работа о других взрослых находящихся в семье и принимающих участие в воспит, других детях об отношениях в семье; 3 псих-пед данные о психическом развитии ребенка до момента обследования: двигательная активность, развитие речи, предметная деятельность, навыков самообслуживания, игры, соц общения.
Выясняется кем и как воспитывается ребенок, какую спец помощь получал. Анализируем сроки – время начала и завершения различных этапов психического развития, темпы, интенсивность накопления определенных Н и У, спонтанность, самостоятельность, результативность – уровень развития достигнутый к моменту обследования.
Одним из важных моментов для построения пед-коррекционных мероприятий является выяснение особенностей
д-ти и поведения ребенка.
Самообследование можно разделить на два этапа:
1 наблюдение за поведением и д-тью ребенка. Задача – отметить состояние отдельных сторон псих деятельности с целью получения общей характеристики его развития. Важно отметить, как долго он может концентрировать внимание, как переключает его на другие виды д-ти, как использует отдых, сопровождает ли свою деятельность речью. У ребенка может отмечаться неустойчивость слухового внимания. Отвлекаемость может сочетаться с беспорядочностью деятельности, частой смены ее видов.
В ходе наблюдения выявляются и нарушения в поведении – двигательная расторможенность, эмоц неустойчивость. При анализе данных наблюдения следует помнить, что симптомы нарушения псих развития многозначны и могут входить в разные синдромы.
2 углубленное изучение псих процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.
Первая группа заданий направлена на анализ мышления и речи. Особое внимание уделяется выявлению сформированности ВПФ, характера их взаимосвязей и причинной обусловленности нарушений в развитии.
Вторая группа заданий предназначена для школьников и включает изучение письменной речи, математических умений. Устанавливаются реальные возможности усвоения знаний в процессе учебной деятельности, выясняется характер и причины затруднений в обучении.
Псих-пед оценка выполнения заданий учитывает состояние всех структурных компонентов деятельности, позитивных и негативных условий ее изменения оцениваются 4 основных параметра д-ти.
1. принятие задачи: согласие ребенка выполнять задание, какая форма задания была принята, его отношениек психологу
непринятие задачи может быть связано: с негативным отношением к ситуации обследования, завышенной требовательности к ребенку, с неадекватной оценкой степени трудности задания при сниженной самооценке.
2. понимание инструкции обеспечивает возможность ориентировки в задании. При сохранном слухе нарушения понимания инструкции могут объясняться: неустойчивостью слухового внимания, непонимание некоторых слов в инструкции, несформированность фонематического восприятия, несформированность восприятия сложных смысловых схем речи.
3. оценка возможностей самостоятельного выполнения заданий и способов действий раскрывает специфику исполнительской стороны деятельности, сам процесс решения задачи. Использование помощи взрослого, анализ этого условия связан с обучаемостью и выявлением возможностей ЗБР. При оценке результата важно зарегистрировать не только возможности самостоятельного решения, но и то какая помощь потребовалась. Применение обучающего эксперимента дает возможность дифференцировать первичные и вторичные нарушения.
4. при оценке результативности выполнения задания и возможности коррекции ошибок анализируются возможности ребенка по контролю собственной деятельности отсутствие фиксации ошибок указывает на несформированность контроля за деятельностью.
Диагноз и заключение.Сегодня не проведена еще точная граница между этими понятиями.
Диагноз(Ануфриев) отнесение состояния к устойчивой совокупности, псих переменных обуславливающих определенные параметры его деятельности и состояния.
Заключение –описание псих реальности применительно к целям обследования:
- клиническая практика: выявление псих структуры соматического расстройства для его качественной оценки
- экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса
- школьная практика, определение основных параметров псих структуры развития применительно к учебному процессу.
Также заключение должно включать прогноз развития при данном состоянии общая структура схемы заключения Семаго:
А. общая часть: 1. паспортные данные 2. жалобы родителей, педагогов и т.д. 3. анамнестические данные 4. специфика внешности и поведения в процессе обследования, эмоц реагирование, отношение к обследованию 5. сформированность регуляторных функций 6.особенности развития различных компонентов когнитивной сферы 7. характеристики эмоц личностной сферы, межличностных отношений.
Б. спец часть: 1. психдиагноз; 2. вероятный прогноз развития, 3. рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Диагноз – 1 клинический: устанавливаются, описываются и сводятся к единой диагностической форме имеющиеся симптомы, с целью оказания мед помощи.
2 функциональный – определяет доболезненные свойства Л измененные и сохранные, в условии болезни, состояние и возможности соц адаптации, реакции на болезнь.
3. психологический – установление индивидуальных особенностей псих развития и формирование личности, их связи с причинами.
Псих диагноз имеет три уровня: 1. симптоматический (ненаучный) 2. этиологический – добавляет к первому причины симптомов 3. типологический – определение места симптомов и их значение в психике испытуемого и жизни в целом.
Психопрофилактика: основные причины и содержание.