Психическое здоровье и болезнь. систематика пограничных психических расстройств.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводиться первостепенное значение. Определения здоровья по ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующиеся возможности адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Социальное здоровье – адекватная восприятие действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде культуры и потребления, альтруизм, эмпатия ответственность перед другими, демократизм в повелении. По критериям ВОЗ психическое здоровье определяется совокупностью следующих характеристик:

1 осознание и чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

2 чувство постоянства и идентичности переживаний и в однотипных ситуаций, критичность к себе к соей собственной психической деятельности и ее результатам;

3 адекватность психических реакций силе и частоте воздействий социальных обстоятельств и ситуаций;

4 способность управлять поведением в соответствие с социальными нормами, правилами и законами;

5 способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать планы;

6 способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнения свои жизненные задачи. Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационый компоненты. При этом аксиологический компонент представлен ценностями общественно «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и при принятии других людей в независимости от пола, возраста, культурных особенностей и тому подобное. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сое сознание на себя, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационый компонент определяет наличие у человека саморазвитии это означает, что человек субъектом своей жизнедеятельности. Имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии слободчиков.

Противопостановления «нормы – болезни» и, соответственно, «психической нормы – психической болезни» представляет неравномерное смещение понятий, смещение двух независимых друг от друга измерений: « нормы – патологии», с одной стороны, и «здоровье – болезни» с другой. Эти два измерения охватываются понятием «психические расстройства». «Нормы – патология» - это измерение устойчивых с момента жизни внутренние сбалансированных характеристик и естественного возрастного, ситуационного и саморазвития. Здесь идет о девнантных, отклоняющихся, аномальных типах, отношение которым связано с традиционными и социальными предписаниями, «аномальное» как токовое в частности «аномальные личности», «акцентрированые личности» - это разновидности и вариации «нормального», то есть не имеющие ни каких пренцепиальных отличий от него. Нормальное – это широкий динамичный диапазон многообразных типов, включающий тип реагирования на различные потрясения, кризисы, фрустрации, стрессы,, конфликты, которые в свою очередь естественно для нормальной жизни. О «патологическом» начинают говорить, когда отношения самого разного рода принимают гротескный характер, например, возникает резкий диссонанс между образом жизни, поведением, деятельностью индивида с его ближайшим окружением. Существо патологического в области психиатрии точнее всего выражает определение Курташнайдера в отношении патологических личностей, как таких, которые заставляют страдать себя и общество. И так патологическая в психиатрии – это патологические типы характеры «психопатии», «расстройства личности», патологические типы реакций и развитий, патологические типы интеллекта (олигофрения) и патологические типы полового поведения (нерверзии, «расстройства полового предпочтения» и расстройства половой идентификации). К патологическим относятся так же все необратимые приобретенные дефектные состояния, в результате различных травм, интоксикаций, соматоневрологических и психических заболеваний, длительное воздействие различных вредных факторов («хронические изменения личности» и деменция).

Определение психического расстройства по МКБ – 10:

1 органические, включая симптоматические, психические расстройства;

2 психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) употреблениям психоактивных веществ;

3 шизофрения, шизотинические и бредовые расстройства;

4 расстройства настроения (аффективные расстройства);

5 невротические, связанные со стрессом и соматофорные расстройства;

6 поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;

7 расстройства личности и поведение в зрелом возрасте;

8 умственно отсталые;

9 расстройства психологического (психического) развития;

10 эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте;

11 неутонченные психические расстройства.

Пограничные нервно-психические расстройства по Г.Ушакову:

нервно-психические расстройства;

невротические реакции и состояния кратковременные, обратимые психотические состояния, возникающие у детей непосредственно в ответ на значимые психотравмирующие и и\или истощающие ситуации. Выражаются в преходящих, преимущественно соматовегетатины, эмоциональных, двигательных и поведенческих невротических нарушениях:

ядерные психопатии – к ним относят врожденные (в том числе и генетически обусловлены) или сформировавшиеся в результате неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде аномалии личности. Ушаков выделяет психопатии тормозные (астеническую, психастеническую, шизоидную, аутическую); возбудимые (истерическую, паранойяльную) половые.

Понятие дизгормонического развития.

Дизоргормоническое развитие по структуре напоминает искаженное развития. Однако основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, созданный на разных этапах различных искажения межфункциональных связей, а врожденная либо раноприобретеная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно эмоционально-волевой сферы.

Моделью дисгармонического развития являются ряд психопатий, и от части так называемые патологические формирования личности. На практике часто имеют место сложные сочетания биологических(генетических и эгзогено-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.

68

Наши рекомендации