Особености психического и социального развития аутических детей. особености познавательного развития детей с синдромом рда.
Часть аутичных детей имеют снижение интеллекта, а остальные интеллект сохранен. Исследователи отмечают не ровно выполнение аутическими детьми комплексных тестов. При выполнение теста Векслера – наихудшие показатели – понятливость, направленный на измерения здравого смысла, практических суждений. В тоже время они выполняют такие субтесты как «Лабиринт» кубики «Коса», которые диагностируют аналитико-синтетическую деятельность.
Особенности внимания:
1. недостаток произвольного внимания.
2. внимание истощаемо, выраженные нарушения в распределении внимания, в тоже время дефекты внимания компенсируются в условиях стереотипной деятельности.
Восприятие: у детей слабые возможности анализа воспринимаемого. Ребенок смотрит на картинку и не может выделить отдельные элементы, они их просто не видят. Трудности перцептивного синтеза (не могут объединить в целое картинку). Высокая полузависимость восприятия. Высокая скорость возникновения информационной перезагрузки (легко устают от информации). Тенденция к изолированности речи и восприятия (трудно образ связывает со словом). Субъективность восприятия (воспринимает только интересные для него факты). Эти особенности восприятия исследовал И.А. Костин (развитие и когнитивную сферу аутичных детей).
Память: К.С. Лебединский, О.С. Никольской – по их исследованиям у 41% детей блестящая механическая память, которая позволяет накопить данные не связанные с жизнью и потом не могут их использовать в обычной жизни. Дети не видят смысл там где он есть.
Мышление: характерна дисгармоничность. Исследователь Качан психиатр сказал: « Наглядно-образное, наглядно-действеное задержано, а словесно-логическое соответствует возрасту. Другие исследователи отмечают «дисгармония между формальной логикой и смыслом». У детей со сниженным интеллектом наоборот наглядно-действеное и наглядно0образное развито лучше, чем словесно-логическое. Никольская, Боенская, Либлинг указывают на трудности в переносе навыков в другую деятельность. Многие трудности могут складываться из-за стереотипии ситуации (не могут применить сои ЗУН).
Воображение: 4% детей с РДА способны к творческому и воссоздающему воображению. Они могут создавать образы как реально существующие, так и несуществующие в реальности. В основном пользуются такими приемами как
агглютинация и гиперболизация
(склеивание частей из разных образов) (преувеличение какого-то одного признака)
Затруднено создание собственной программы поведения в определенных ситуациях.
Речь: в основном нарушение коммуникативной стороны:
1.- мутизм – вспышки речи (не говорил, вдруг заговорил)
2.- эхолалии – повторяют как эхо
3.- штамповая речь – берут речевые штампы из книг от взрослого.
Моторное развитие: у 4% детей выявлено нарушение тонуса, которые проявляются в гипотонусе или гипертонусе (напряжение, расслабление)
Трудности: стереотипность в моторике, трудности моторного подражания, движения часто не целенаправленные, угловаты-произвольные движения, непроизвольные движения очень пластичны, грациозную
Личность: самоизоляция этих детей плохо влияет на развитие их личности. Отмечается длительная задержка в самосознании. Его самостоятельность проявляется лишь в защите об общения
Эмоционально-волевая сфера:
1) эмоциональная гиперестезия (сверхчувствительность). Проявляется в том, что ребенок не переносит слишком эмоциональные контакты, возникают страхи вследствие взаимодействия со средой.
2) Недостаточная дифференцированость своих и чужих чувств.
3) Эмоциональный дискомфорт характерен для этих детей, то есть это постоянные отрицательные эмоции (этих детей надо тонизировать).
Воля: 1) глубокое нарушение целенаправленности и произвольности (ребенок ни чего не может делать, не может обучаться).
2) неустойчивость, побуждения к деятельности.
3) обратное развитие волевых нарушений в пределах стереотипной деятельности.
Характерные проблемы и особенности психического развития аутичных детей младшего школьного возраста:
Дети 1 группы в школу чаще не попадают. Дома они постоянно становятся более управляемы, более направлены на близких. Чтобы повысить возможность коммуникации нужно постоянно помогать ребенку: побуждать, одабривать, поддержка руки ребенка. Был опыт включения таких детей в занятия небольшой детской группы. При этом важно не только сформировать у такого ребенка знания и умения, но и включить его в ситуацию активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дети другой группы в большей степени готовы к обучению в школе. Трудности обнаруживаются в организации учебной деятельности: с трудом сидят за партой; могут вставать и ходить во время урока; они медлительно, внимание не устойчиво, поведение плохо контролируется, возможно неадекватное реакции: оживление и смех; испуг и плач; характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения задания. Для того, чтобы справиться с трудностями организация детей необходимо понимать природу проблем ребенка. Так неадекватность поведения может быть обусловлена значительно больше чем обычно утомляемостью и просвещаемостью такого ребенка его выраженной психологической незрелостью. Незрелость может проявиться как особая возбудимость, необходимо учитывать повышенную сенсорную ранимость детей. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам; к новым условиям; людям. иногда ребенка трудно отвлечь от неадекватного на уроке сосредоточения на объекте собственного интереса(на игрушке). Возможно противоположная ситуация, когда работа с классом дезорганизуется из-за претензий ребенка на полную узурпацию внимания учителя, его обостренное стремление быть успешным, самым умным. Эти трудности велики в первый период обучения до тех пор, пока окружение других детей не стало привычным. При терпеливом и адекватном отношении учителя эти проблемы в течении первого года обучения постепенно сглаживаются. Проблема:
1. моторная неловкость и трудности пространственной организации внимания, проявляется при обучении письму;
2. общая некоорденированость, неловкость в движении, усугубляемая рассеянностью и возбудимостью;
3. речевые нарушения проявляются в понимании речи детей;
4. проблема коммуникации;
5. нарушение темпа и речи, ее ритмы, интонации.
Дети второй группы в состоянии освоить хорошо организованные стереотипы класса. Препятствием становиться страх, неудачи, невозможность пересказа, развернутого ответа.
Дети третьей группы часто имеют стойкую учебную мотивацию, интеллектуальные интересы. Они ориентированы на учителя на взаимодействии с ним, трудности в совместной работе с другими детьми. Болезненно реагирует на собственные неудачи и успехи, товарищей по классу. Всегда и вео всем быть первыми и получать все похвалы.
Дети четвертой группы проявляют чрезвычайную ранимость и тормозимость в контактах с учителем и сверстниками. С трудом понимают развернутую инструкцию, требуется индивидуальная поддержка учителя, любая трудность может дезорганизовать их поведение.
Основные трудности у подростков и взрослых с последствиями РДА. Подростковый возраст является переломным моментом развития, выявляющие и плодотворные тенденции и трудности социального развития. Физическое развитие детей соутизмом имеют свои особенности. Они могут отставать в росте , весе и гормональном развитии может быть выявлена эгдокриная патология. По наблюдениям Ратера у 1/3-1/4 аутичных детей в этом возрасте впервые появляются эпилептические приступы (11-14 лет). Проблема агрессии и самоагрессии могут проявляется реже, и выражаться более бурно. Сохраняется ранимость и тревожность. Подростковом возрасте становиться невозможным стандартное и интеллектуальное тестирование детей с аутизмом. Познавательные деятельности недостаточная активность в работе с информацией. Пассивно следует логике. Стремление пользоваться готовыми штампами и стереотипами. Трудности речевой коммуникации и задержка формирования общения.
Особенностью характера человека с последствиями РДА – особое стремление к упорядочности и стабильной жизни, уязвимость по отношению к резким переменам обстоятельств, не гибкость межличностных отношений остаются проблемы не понимания их чувств намеренности, сохраняется наивное детскость. Наибольшие проблемы установления контактов со сверстниками , препятствия для этого: недоразвитие коммуникативных навыков, навязчивое обращение к одним темам и деталям, неточное понимание ситуации и общения, неумение слушать других, бестактность в разговоре.
66.