Конкретно металогические принципы интерпретации феноменов отклоняющего развития.

  1. Онтогенетический - главные закономерности развития являются, общими и для нормы и для патологии значит, анализ и качественная оценка должна проводиться с учетом возраста ребенка со свойственной структурой психики, особенностями социальной ситуации развития, психологическим новообразованием и ведущим видом деятельности. Нарушение – это одно из свойств самого процесса развития и изучать, его изолировано невозможно.
  2. Принцип системно-структурного подхода – отключение в развитии тех или иных психических функций – это следствие неадекватных связей и отклонений этих функций с другими, то есть нарушение целостности всей системы. Простая констатация факта нарушение какого-либо элемента психики и без изучения его свойств и указание на то, что и в нем нарушено, лишает психический анализ и заключение всякого содержания.
  3. Принцип уровнего анализа – формирование психики осуществляется в единстве процессов дифферентации, интеграции и последовательного соподчинения функции – иерархия. Поэтому при анализе нарушений в развитии всегда учитывается характер нарушений иерархических уровневых связей. Например: при расстройстве более молодой и сложной функции происходит высвобождение более элементарной подчиненной ей. Это может проявляться в снижении регуляции функции. Например: дети с ЗМР, освоившие номера устного счета, при утомлении или в ситуации экзамена переходят на счет на пальцах.

Принципы обследования и отбора детей в специальные образовательные учреждения.

Принципы которыми руководствуются сегодня специалисты при обследовании детей с отклонениями в развитии, была заложена в официальном документе «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения» 1926г.

  1. Основной принцип – принцип гуманитарности– провозглашает необходимость своевременного создания каждому ребенку необходимых условий, при которых он смог бы максимально развивать свои способности. И только в случаи, если все необходимые и возможные средства и меры помощи, оказанные ребенку в общеобразовательном учреждении, не дали положительных результатов, должен ставиться вопрос о направлении его в специальное образовательное учреждение.
  2. Принципы комплексного изучениядетей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждения данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами , психологами, специальными педагогами.
  3. принципы всестороннего, системного изученияребенка предусматривает исследованиями его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения. Учитывается физическое состояние, и т.п. оно может существенно влиять на формирование умственных способностей, согласно данному принципу необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений развития и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии, соотношение нервичных и вторичных отклонений.
  4. Принципы динамичного изучения,самый специфический в отечественной специальной психологии и педагогике, опирается на концепцию выготскогго о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальном и потенциальном. Он обуславливает положение об учете в процессе обследовании и при оценке результатов выполнение заданий не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении, то есть «зону ближайшего развития».
  5. Принципы качественного и количественного подхода предусматривает при оценке выполненного задания учет не только и не столько конечного результата, но и способа действий, рациональности выбранного решений, логической последовательности операций настойчивости ребенка в достижении цели.
  6. Принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обследования предполагает, во-первых, чтобы и методы и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей; во-вторых, необходимость специальной организации позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.

Перспективы развития диагностической работы с детьми с отклонениями в развитии реализуются в создании новых оригинальных технологий обследования, основанных на знаниях из детской клинической психологии, нейропсихологии детского возраста, психосоматики в ее психологической составляющей. Подобная работа должна проводиться в «едином ключе», ее основой должна быть комплексная многоспектная квалификации состояния ребенка, а конечным этапом – психологический диагноз. Его сущность должна стать не только классификация актуального состояния ребенка, но и обеспечение надежного прогноза его развития и обучения. Психологический диагноз призван также, дать специалистам возможность определить пути и разработать программы наиболее эффективной коррекционной работы, определить для ребенка наиболее адекватный и эффективный образовательный маршрут. Такая комплексная диагностика определяется как интегративная (Семаго). Основные принципы интегративного подхода к диагностике отклоняющегося развития предполагают:





1. построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке с привлечением знаний специалистов разнообразных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной;

2. использования алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных;

3. построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействий в диаде взрослый ребенок;

4. проведение обследования и анализ полученных данных с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: обучаемости, адекватности, критичности;

5. использования методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофункциональную информацию за счет технологии предъявления;

6. анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющего выявить комплекс и иерархию причин, приводящих к данному варианту развития;

7. психолого-педагогическую квалификацию уровня актуального развития, постановку психологического диагноза.

Использование данных положений дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и формирование базовых составляющих психического развития и на основе этого «опредметить» зону ближайшего развития ребенка, «привязать» ее к границе между уже «созревшими» и еще созревающими процессами.

Наши рекомендации