Профилактика,раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: зарубежный и отечественный опыт.
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития – к системе специального образования, включающей: максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи; максимальное сокращение разрыва между моментами определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; снижение временных границ начало специального образования (до первых месяцев жизни ребенка); построение всех необходимых коррекционо-педгогических программ обучения использование специфических методов, приемов, средств обучения; обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии. Обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение)на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.
Патронаж – это особый вид помощи ребенку с теми или иными нарушениями психофизического развития, а также его родителям и педагогам в выживании ребенка, воспитательном лечении, специальном обучении и воспитании, развитии его личности в целом.
Становление этой службы – одно из направлений в развитии системы специального образования, новая модель комплексной поддержки ребенка с отклоняющимся развитием в условиях семьи с активным включением ее членов в реабилитационный процесс.
Служба ранней помощи – это структура, построенная на междисциплинарном знании, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания и взаимодействия специалистов и родителей, предназначенная для оказания помощи ребенку из групп медицинского, социального риска отставания в развитии в возрасте от рождения до 3 лет и его семьи.
Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-социально, психолого-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля (команда специалистов). Она представляет собой систему специальных организованных мероприятий, каждый элемент которых может рассматриваться как самостоятельное направление, детские учреждения, находящиеся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Целью оказания такой помощи является как можно более раннее выявление детей с отклонениями в развитии и своевременное оказание поддержки родителей и всей семьи в целом направленная на предупреждение инвалидности возникновение вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций, а также формирование активной помощи родителей в участие абилитационого процесса ребенка и построение плодотворного сотрудничества со всеми необходимыми специалистами.
Основными задачами службы ранней помощи являются:
1. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи:
а) раннее сопровождение и поддержка всех членов семьи;
б) консультирование родителей по вопросам, связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
в) предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи о социальных гарантиях обобщественых организациях, оказывающих помощь и услуги.
2. определение сильных и слабых сторон ребенка и его семьи:
а) междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (позы, речь, самообслуживание);
б) определение состояния психологического здоровья ребенка, качественных особенностей его отклонений с родителями и другими членами семьи;
в) выявление основных потребностей ребенка и его семьи.
3. ранняя помощь ребенку в семье, создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи:
а) междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой (каждый специалист разрабатывает собственную программу диагностики и коррекции, данные программы обсуждаются на консилиуме командой специалистов, принимаются общие требования, учитываются желания родителей и возможности ребенка;
б) отслеживание эффективности результатов ранней помощи в случае необходимости внесений дополнений и изменений в разработанную программу.
4. перевод ребенка и семьи в другие структуры:
а) планирование и подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение (детские сады, реабилитационные центры, центры дополнительного образования и так далее).
Уже в начале 70-х годов ХХ века США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволяло характеризовать их как социално-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.
Службы ранней помощи, например, в СШАВ ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют сою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, на система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, речевых предметных предпосылок понимания речи и активной речи).
Службы осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям (от 0 до 3 лет) решают иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха и так далее) развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды адекватной специальным потребностям в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех вдов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивались система раннего психотерапевтического воздействия, направленная на одновременную работу с родителями младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.
Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике в 80-х годах была создана единая государственная система раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей – детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.
Коррекционные мероприятия начинаются с диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах(отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется 1 раз в месяц. С 1 года на ребенка, не посещаемого специальное учреждение выделяется 1 час в неделю для занятий в педагогом. Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, речевыми, двигательными, эмоциональными). Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить Санкт-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев».
ВОПРОС – 20.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И В ПОСТШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
До 1995 года в РФ практически отсутствовал комплексный подход к социальной защите инвалидов. Постановлением от 16 января 1995 года Правительство РФ утвердило федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов», включающую 5 целевых программ, в ноябре 1995г. утвержден Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». В нем заложены основы правовой базы социальной защиты инвалидов. Определены цели государственной политики в данной сфере (обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (с учетом принципов и норм международного права, принятых в отношении лиц с ограниченными возможностями. Система мер социальной защиты, установленная законом, создает предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Работающий инвалид перестает ощущать свою неполноценность, вызванные физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что не мало важно. Имеет доплнительные материальные средства. На основании предварительного согласия инвалида на трудоустройство соответсвующий орган службы занятости направляет его на собеседование с работодателем. В случае подтверждения работодателем возможности трудоустройства на условиях частичной конпенсации его расходов по оплате труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией договор на выделение финансовых средств по каждому конкретному инвалиду. Перечисление финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов производится в размере 50 проц от начисленных сумм по оплате труда инвалида в месяц но не может превышать средней заработной платы. Федеральный закон «О соц защите инвалидов в РФ» предусматривает создание в организациях необходимых условий труда. Так для инвалидов 1 и 2 группы продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты. Работа в выходные ночное время допускается только с согласия и при условии что они не запрещены им по состоянию здоровья. Отпуск не менее 30 дней. Но к сожалению на практике часто наблюдается нарушение законных прав инвалидов, отказы в приеме на работу. Наиболее распространенные рабочие места в спецпредприятиях, в России существует 1,5 тысяч таких предприятий, однако только треть рабочих мест занято инвалидами. Работая на таких предприятиях инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме. В большинстве регионов зарплата инвалидов в 2 раза ниже чем зарплата не инвалидов на этих же предприятиях. Инвалиды относятся к категории маломобильного населения и являются наименее защищенной частью общества, также это связано с наличием псих фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
К детям инвалидам в семьях предъявляются заниженные требования. Проявляется гиперопека, ребенку не предоставляется возможность проявить срою активность. Это способствует закреплению неуверенности в себе, не самостоятельности, псих и соц незрелости, охватывающих все сферы деятельности, в том числе и трудовую.
Помимо всего этого существует и противопоказание к физическому труду: 1. труд, требующий выраженного физ напряжения; 2 связанный с обработкой тяжелых деталей; 3 длительное время на улице зимой или в жару; 4 связанный с химическими веществами, оказывающ вредное влияние на ЦНС; 5 в условиях высокой температуры; 6 оказывающ вредное воздействие на анализаторы; 7 работа на большой высоте; 8 связанное с длительным прибыванием в одной позе.
Задачи трудового обучения в спецшколе:
1. воспитание правильного отношения к труду, личностных качеств, т.е умение работать в коллективе, ответственности
2. начальная профориентационная подготовка
3. коррекция и компенсация средствами трудового обучения физического и умственного развития детей.
Такая работа начинается еще в период обучения в школе, способность Ч зависит от внутр и внеш факторов, выявить и изучить которые должны специалисты. Подростку часто трудно выбрать интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важно установить характер и степень нарушения систем организма, интеллектуальных и психофизиологических возможностей для того чтобы определить доступные для него виды труда, о состоянии ЭВС, сенсомоторной сферы, о развитии речи и коммуникативных навыков, значимых для проф деятельности. Для служб профориентации и профпригодности созданы компьютерные технологии позволяющее быстро вести проф ориентацию и организацию трудоустройства в условиях индивидуализации реабилитационных программ. Эта система содержит перечень проф и их кодирование по факторам трудовых ограничений, позволяет достаточно точно подобрать для выбора профессию наиболее соответствующую его возможностям. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения Ч может получать разные виды профобразования – от начального до высшего профессионального (при условии нормы интеллекта). Более доступна система среднего проф образования, существует небольшой выбор профессий для лиц с наруш слуха, ОДА, зрения. Это технические, культурные специальности и образование. Многие не имеют возможности поступать в ВУЗы вследствие некачественного школьного образования или отсутствия необходимых для них условий. Существуют спец ВУЗы для студентов с ограниченными возможностями. Это московский институт – интернат для инвалидов с наруш ОДА. Институт соц реабилитации в Новосибирске и др городах. Помимо этого существует опыт включения в общеобразовательный поток ВУЗа в виде отдельной группы или факультета (Питербург, Москва). Сегодня в России работает только11 проц инвалидов хотя желают и могут гораздо большее число.
21