Принципы деятельности специального психолога (Семаго).
(1) – теоретико-метологическое «позицирование» психолога - определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции;
(2) – единство методологии, диагностической и коррекционной деятельности - исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Принцип триединства теории, диагностики и коррекции дает возможность цельности и целостности в изучении развития ребенка, комплексности и психологической помощи;
(3) – принцип структурно-динамической целостности – в соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зрения возрастной соотнесености, так и в соответствии с определенной последовательностью развития. Взаимодействием и гетерохронией(равномерностью) созревание тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирование той или иной характеристики деятельности ребенка;
(4) – терминологическая адекватность – является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии. Официально используемое сейчас определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» не отражает непосредственное психологического содержания таких детей. В нем не содержится принципиального уточнения: какое здоровье имеется в виду физическое психологическое, социальное или другое. Дети с ограниченными возможностями адаптации – наиболее обобщенное определение всех категорий детей, нуждающихся в помощи психолога;
(5) – оценка эффективности деятельности адаптацию ребенка в образовательной среде – уменьшение социально-психологической дизадаптивности ребенка служит хорошим показателем эффективности психологической работы;
(6) – приоретентность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Необходимо понимать статус психолога как вспомогательного по отношению к педагогу специалиста решающего дополнительные (а не основные) задачи образования;
(7) – междисциплинарность – вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. Этот принцип определяет необходимость понимания оценки состояния ребенка с точки зрения различных областей психологии, отражает необходимость использования деятельности в коррекционной и консультационной деятельности различных подходов и тактик, в частности одновременной с обследованием ребенка психотерапевтической работы с родителями.
ВОПРОС – 14.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
К практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования. Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимо знания, умение и навыки в области психодиагностики, психотерапии, специальной психологии, патопсихологии, психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и ряда других пограничных с медицинской, педагогикой, социологией, правом. Практический психолог ведет систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводит психодиагностические обследования, оценивает характер и темпы психологического развития ребенка, дает рекомендации по его обучению и воспитанию, контролирует их реализацию. Основные направления работы психолога: диагностико-аналитическая, консультативная, психопрофилактическая и коррекционо-развивающая.
1.-психодиагностика – это выявление проблем, в трудности обучения и воспитания отдельных учащихся, выявление особенностей их развития, интересов, способностей, сформированности личностных образований. Психолог собирает информацию об индивидуально-психологических особенностей детей для себя и своих коллег-учителей, воспитателей, родителей. Диагностика всегда подчинена главной задаче-разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений в его развитии. Выделяются такие виды диагностики, как:
I – скрининговая – диагностируется группа детей или весь класс;
II – динамическая – это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;
III – итоговая – оценивается состоянием ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы.
2.-консультативная работа – консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Консультацию психолог проводит по поводу уже имеющийся проблемы, когда нужно оказать помощь. Психолог (1) консультирует администрацию школы, родителей и других по проблемам обучения и воспитания детей; в центре внимания всегда следует удерживать интересы ребенка и стараться избежать личностных проблем консультирования; (2) проводит индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам самоопределения и так далее; (3) консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации и так далее; (4) способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей, в том числе на индивидуальных и групповых консультациях, педсоветах, родительских собраниях.
3.-психопрофилактическая – это специальный вид деятельности психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. В психопрофилактике выделяются 3 уровня:
-I- первичная психопрофилактика – объем работы – практически все люди; цель: забота о психическом здоровье и психических ресурсах; основная задача – коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств;
-II- вторичная – объем работы – группа риска; цель: раннее выявление трудностей в учении и поведении; основная задача – преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми;
-III- третичная – объем работы – дети с ярковыражеными проблемами; цель: коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем.
4.-коррекционо-развивающая – программы развивающей и психокоррекционой работы включают психологическую и педагогическую части. Последняя разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, родителями. Развивающая и психокоррекционая работа может проводиться в процессе специальной практике психологической коррекции выделяются следующие основные направления:
(а) – преодоление социальной и педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;
(б) – помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение своего социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения;
(в) – формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей;
(г) – развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
(д) – формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционой процесс;
(ж) – создание в детском коллективе, где воспитывается и обучается «особенный» ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимоотношения.
Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии:
Психологическая помощь детям с проблемами | Психодиагностика Психологическая консультатирование Психологическая коррекция Психологическая поддержка | Психологическая прогностика+сопровождение |
Психологическая помощь оказывает не только психолог, то есть сложно выделить ряд форм психологической помощи:
(1) – педагогическая помощь включает оказание помощи родителям в воспитании детей с нарушением развития. Педагог анализирует вместе в родителями сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу мер, направленных на изменение ситуации;
(2) Логопедическая помощь на развитие и коррекцию речи детей с нарушениями;
(3) Социальная помощь;
(4) Диагностическая помощь – процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов: клинициста, педагога, психолога4
(5) Медицинско-реабилитационая помощь, предполагает усилие специалиста на лечение и реабилитацию;
(6) Собственно психологическая помощь – опирается на закономерности психологического развития ребенка, содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов. Личности ребенка и разработку адекватных методов многостороннего психологического воздействия на ребенка. В процессе психологической помощи детям и подросткам с различными нарушениями нужно учитывать сложную специфику их развития, характер сочетания биологических и социальных факторов развития, степени выраженности изменения в личности ребенка, особенностей межличностного общения в семье и обществе.
Одной их важнейших задач, стоящих перед школьными психолом является задачи, связанная с обеспечением каждому ребенку на всем протяжении обучения оптимальных условий для его психологического и личностного развития, возможно при целенаправленном воздействии совместно в педагогическим коллективом. Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий, для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Этапы процесса сопровождения:
1. подготовительный:
а)установление контактов со всеми участниками сопровождения ребенка;
б)определение фронта работы и последовательности процесса сопровождении;
в) подготовка необходимой документации;
г) составление графика работы;
Ориентировочный
а) установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
б) установить контакты с группой, воспитателями или классным руководителем ребенка;
в) ознакомление специалиста с результатами психологического обследования;
г) совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей развития ребенка;
3. планирование – создание индивидуальной программы сопровождения ребенка4 совместное утверждение данной программы с другими специалистами;