Проблема соц адаптации и интеграции чел-ка с огранич возможностями жизнедеятельности в общество. Внутренняя картина болезни, отношение к болезни и дефекту у детей и подростков.
Социально- психологический уровень адаптации предполагает включение межличностных отношений инвалида с окруж средой и высокий уровень соц поддержки, мощный уровень компенсации.
Социально-психологическое благополучие во многом совпадает с термином «качество жизни» это характеристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (учебе, работе, семейных отношениях, политической и экономической ситуации в стране).
Социальный уровень – это политика государства в отношении инвалидов, в том числе образовательная и профессиональная, спец законодательство по соц гарантиям в характере отношения к инвалидам в среде обыденного, массового сознания, зависящего от религиозных, исторических, национальных традиций общества, от системы образования.
Социализация– процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом соц опыта, прежде всего соц ролей. Социализация реализуется в общении и деятельности: в семье, до/школьных учреждениях, школе, трудовых и др коллективах. Этот процесс может происходить как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности, при этом воспитание определяется как ведущее и направляющее начало социализации.
Социализация будет успешной, если человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему может рассматриваться, как жертва социализации, неадаптированная – такой же жертвой человеком с девиантным поведением.
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере тех соц-х «полок», которые им отводились.
Нередко эти представления можно различать во взглядах, представлениях современных людей.
1. Изоляция – существовало мнение, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (У.О., глухие, лица с психическими отклонениями). Считалось, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «накликать несчастья», нанести материальный и моральный ущерб. В следствие этого обшество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало либо было недостаточным.
2. позиция преувеличенной заботливости –эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремления к самореализации. В рамках этой модели к человеку подходят как к маленькому ребенку который не взрослеет. Здесь видится только защита от плохого окружающего мира через обособление его от общества, создание комфорта, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
3. позиция социальной ценности –предполагает наличие способностей к образованию и развитию общество отвечает за более полное развитие ребенка, он тоже имеет права и привилегии (жить, учиться, работать).
4. позиция интеграции –означает процесс и результат представления человеку прав и возможностей участвовать во всех формах социальной жизни наравне с другими.
Среди форм общественного сознания выделяют:
1. обыденное сознание –его специфика акцентирует внимание на отличиях «жестко делит социальный мир на «мы» и «они»», приписывая «им» отрицательные свойства.
2. религиозное сознание –может иметь два полюса: а) дефект – наказание за грехи; б) аномальность – знак блаженности.
3. художественно-общественное сознание –искусство, литература, идея - общность внутреннего мира человека независима от состояния его психического здоровья.
Стигматизация– особый знак которым клеймили врагов, преступников. Стигиа – это то что отличает индивида от стандартов общества (это ярлык типа инвалид, УО и т.д) в настоящее время внимание уделяется проблеме интеграции Ч с нарушениями в развитии в общество.
Условия успешной интеграции:
1.готовность общества понимать проблемы инвалидов
2.уровень сформированности практических и социальных навыков
3.осознание перспектив жизни и решения проблем
4.гарантия материального обеспечения, трудоустройства, соц.защиты
Выготский считал что задачами воспитания ребенка с нарушениями является его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций другим путем, причем компенсацию он понимал в социальном аспекте. Изучение личности больного Ч говорит о том, что в основе лежат те же закономерности что и у здорового.
Одной из важнейших психологических проблем является проблема отношения личности к своей болезни, отчего зависит общий успех лечения.
Четыре уровня психического отражения болезней:
1. чувственный– комплекс болезненных ощущений
2. эмоциональный –переживание заболевания и его последствия
3. интеллектуальный –реальное представление о болезни
4. мотивационный – создание нового образа жизни необходимого для выздоровления.
ВКБ – психологический комплекс симптомов заболевания, который может осложнять течение болезни.
Понятие ВКБ внес Лурия он называл внутренней картиной болезни все то что испытывает больной, его представление о своей болезни (эмоции, конфликты, переживания и т.д).
Классификация реакций на болезнь (Боухал):1. нормальная, 2. пренебрежительная (недооценка), 3. отрицающая (игнорирование), 4. нозофобное (приувеличение), 5. инохойдрическая (уход в болезнь), 6. нозофильная (болезнь освобождает от обязанностей), 7. улитарное (выгода от болезни).
ВКБ зависит от факторов:1.характер болезни, 2.обстоятельства в которых протекает болезнь, 3. преморбидной личности (вопрос о возрасте больного), 4. социальное положение больного.
Варианты патологического формирования личности у детей с аномальным развитием:
1. тормозимый вариант – преобладают астенические и псевдоаутические черты характера (отгороженность из за боязни привлечь внимание к своему дефекту, обидчивость, ранимость, склонность к фантазиям о представлении себя сильными, красивыми…)
2. истероидный тип – проявление демонстративности привлечение к себе внимания, эгоизм, истерические реакции на неудовлетворение требований (подростковый возраст)
3. неустойчивый тип – отсутствие волевых задержек, поведение от минутных желаний, подчиняемость, нежелание преодолевать трудности, отсутствие интереса к труду (мл.шк.возраст). Задержка созревания личности, имитация поведения других (ст.шк.возраст).
В вариантах 2 и 3 – наличие психофизического инфантелизма.
4. диспропорциональный тип – опережающие интеллектуальное развитие с нарциональным психическим инфантелизмом и личностной незрелостью (неправильное воспитание с преждевременным поощрением интеллектуальных интересов, изоляция от светстников).
Личностный реабилитирующий подход к ребенку требует знания не только основных особенностей формирования личности, но и «типа переживания болезни» (Ковалев), характера личностного реагирования (чувство эмоции). Переживание болезни при ВКБ зависит от возраста и наличия или отсутствия нарушения самосознания.
Для детей младшего возраста характерны анозогнозические, дистемические и регресивный типы пережтваний болезни с отсутствием идеоторного компонента. В среднемшкольном возрасте впервые появляются истероидный (уход в болезнь) и деприсивнофобический типы переживаний. У подростков – тревожно-депресивный и деприсивно-инохондрический тип. Нарушения в развитии сопровождаются различными психологическими реакциями. Реакциями адаптации (компенсация, гиперкомпенсация) тем самым маскируя слабую сторону личности или являются средством психологической защиты от переживаний своей неполноценности.
Патологическиереакции адаптации к болезни часто проявляются в форме истеро-нервотических реакций (уход в болезнь) что ограждает ребенка от требований повседневной жизни от осознания своей несостоятельностию
Другая форма патологической адаптации – развитие и закрепление черт личности в виде вторичной псевдоаутизации, стойкого деприсивного сдвига, психоподобное поведение с агрессией, повышенная сексуальность, употребление наркотиков, алкоголя и т. д.
Периодизация эволюции отношения общества и государства к аном-ым лицам (Малофеев). Интересы современного общества и правовые основы соц защиты инвалидов и специальной помощи им.
Среди форм общественного сознания выделяют:
1. обыденное сознание –его специфика акцентирует внимание на отличиях «жестко делит социальный мир на «мы» и «они»», приписывая «им» отрицательные свойства.
2. религиозное сознание –может иметь два полюса: а) дефект – наказание за грехи; б) аномальность – знак блаженности.
3. художественно-общественное сознание –искусство, литература, идея - общность внутреннего мира человека независима от состояния его психического здоровья.
Стигматизация– особый знак которым клеймили врагов, преступников. Стигиа – это то что отличает индивида от стандартов общества (это ярлык типа инвалид, УО и т.д) в настоящее время внимание уделяется проблеме интеграции Ч с нарушениями в развитии в общество.
Представления современных людей о инвалидах:
1. больной человек – Ч рассматривается как объект лечения, ему нужна только медицинская помощь. Исключение его из общеобразовательного процесса.
2. модель «недочеловек» - неполноценное существо, приближенное по своему уровню к животному следствием этого стало негуманное обращение к лицам с ограниченными возможностями.
3. модель «угроза обществу» - представляют угрозу обществу, могут накликать несчастья, общество пыталось оградить себя от них, создавая закрытые учреждения и т.п. Обучение отсутствует либо не достаточно.
4. объект жалости –оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, отношение к больному как к маленькому, чрезмерная защита, ограждение от общества.
5. «объект обрименительной благотворительности» -траты на содержание - рассматриваются как экономическое бремя
6. «развитие» - наличие способностей к образованию и развитию общество ответственно за полное развитие ребенка он имеет те же права что и другие.
Периодизация эволюции общества к людям с отклонениями в развитии (Малофеев):
1. в 8 веке до нашей эры (Европа) и 10-18 век (Россия) – отторжение калеки как чужого, зарождение христианского милосердия, церковного презрения.
Достижения в области развития гражданских прав и свобод, признание права на жизнь, частично дееспособные.
2. возможность обучения глухих и слепых 8-18 век (Европа), 18-19 (Россия). ценности этого периода: христианское милосердие, изоляция инвалидов от общества. Достижения: светское призрение становиться нормой, складываются предпосылки к формированию социальной политики, создаются приюты, защищая себя от «опасного меньшенства».
3. от сознания возможности обучения к осознанию необходимости обучения глухих, слепых, УО 18-20 век (Европа) 19-20 (Россия) ценности и цели: свобода, равенство право на труд общественное и государственное презрение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. Достижения: частичное признание гражданских прав и свобод, образование принятие законов о правах инвалидов.
4. от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех 20 век (Европа Россия) ценности и цели: формальное распространение гражданских прав и свобод, социальная помощь. Образование приспособление его к жизни в обществе, культуры полезности, реабилитация и социальная адаптация. достижения – обретают больщую часть гражданских прав, право на школьное образование.
5. от изоляции к интеграции конец 20 века ценности и цели: приспособление общества к проблемам граждан с ограниченными возможностями социальная и педагогическая интеграция достижения: равные права на образование, выбор форм обучения. Ранняя диагностика и помощь гарантия реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания.
Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов «декларация о правах инвалидов», «всеобщая декларация прав человека», «декларация о правах УО лиц»: (1971) направлена на коренное изменение отношений к УО лицам принцип равенства прав, имеют особые права, «конвенция о правах ребенка» (1989 год) ее 4 положения: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В России: 1. закрепление прав детей 2.принятие мер по улучшению здоровья 3.улучшение воспитания и образования 4.поддержка приемных детей 5. принятие мер по преодолению генетически обусловленных заболеваний снижению рождаемости.
Программа РФ «дети инвалиды» 2002 год. Цели и задачи: комплексное решение проблем детей инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество улучшение социального положения обеспечение техническими средствами реабилитации. Увеличить количество детских реабилитационных центров, доступность образования, спорта и культуры, повышение квалификации специалистов работающих с детьми инвалидами.
Федеральная программа «социальная защита инвалидов» : 1. закон о соц.защите инвалидов 2. страхование от несчастных случаев 3. льготы 4. закон о благотворительной деятельности.