Особенности нарушений речи у детей с зпр
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ,СИМПТОМАТИКА И ВИДЫ ДИСГРАФИЙ
Большая распространенность нарушений устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), а также низкая познавательная-активность и др. обусловливают у детей с ЗПР не только нарушения чтения, но и нарушения письма.
Нарушения письма у школьников с ЗПР являются еще более распространенными, чем нарушения чтения. Так, по данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, нарушения письма (аграфия и дисграфия) обнаружены у 92,5°/о .
Исследование, проведённое Р. Д. Тригер, выявило как большую распространенность, так и многообразие ошибок письма, у этой категории детей.
. Первоклассники с ЗПР, обучавшиеся год в общеобразовательной школе, на письме допускают ошибки, которые условно можно распределить по 5 группам:
1) ошибки, связанные с недостаточным фонетико-фонематическим анализом слов (пропуск букв, слогов, замены по акустическому и артикуляционному сходству, добавление и перестановки букв);
2) ошибки, связанные с недостаточным анализом графического изображения букв (замены по графическому сходству);
3) грамматические ошибки;
4) синтаксические ошибки, связанные с неумением выделить слово из предложения и предложение из текста;
5. Замены графически сходных букв.
6) неверные написания, связанные с правилами, которые не изучаются в 1 классе. Т.е. Орфографические ошибки (14,7%). Наибольшее количество ошибок наблюдалось на правописание безударных гласных (7,4%), написание гласных после шипящих (3,8%), на правописание непроверяемых слов (2,1%о). Реже отме= чались ошибки переноса, ошибки на написание большой буквы.
Нарушены у детей с ЗПР и графические навыки письма. Отмечаются частые отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их размера, плохой почерк, что связано с недостаточным развитием моторики кистей и пальцев рук.
Анализ ошибок и их механизмов у детей с 3ПР позволяет сделать вывод о том, что у детей с 3ПР наблюдаются следующие виды дисграфии:
1) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это вид дисграфии является самым распространенным. Нарушения письма связаны с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;
2) дисграфия, связанная с нарушеиием фонемного распознавания (акустическая и артикуляторно-акустическая). В основе этого вида дисграфии лежит несформированность дифференциации фонем. У детей с 3ПР чаще всего затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
3) оптическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит нарушение зрительно-пространственного анализа графических образов букв, определение ик сходства и различия.
Среди известных видов дисграфии у учеников начальных классов с ЗПР не обнаруживается аграмматическая дисграфия, которая часто встречается у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, у детей с ЗПР обнаруживаются не только трудности в усвоении орфографии, но и специфические нарушения письма, дисграфии.
Проявления дисграфии у детей с ЗПР носят нестабильный, вариативный характер.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПРосновывается на следующих теоретических положениях и принципах.
Связная речь
Значительное место в работе над развитием связной речи детей с ЗПР занимают задания по обучению ребенка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить связи между предложениями. В работе над связной речью рекомендуются следующие приемы:
1) пересказ по готовому образцу;
2) составление плана рассказа при помощи картинок;
3) составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
4) составление рассказа по серии картинок;
5) составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности.
Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира резко снижена у детей с ЗПР. У них отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний, низка речевая активность. Дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, быстро прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к резкому увеличению объема высказываний.
Умение участвовать в диалоге — одно из важнейших проявлений коммуникативных способностей. Следует создавать ситуации, которые побуждали бы ребенка к беседе, высказываниям. Особое внимание обращается на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих.Большое влияние на объем и качество ответов детей с ЗПР оказывает похвала.
Одной из важных задач логопедической работы со школьниками с ЗПР является усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности.
Обучение письму и чтению детейс ЗПР
Низкий уровень анализа звукового состава слова, с которым дети с ЗПР приходят в школу, сказывается на со стоянии их письма и чтения
Коррекция выявленных нарушений процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с учетом характера и степени выраженности нарушений письма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР.
Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нуждаютсяв специальных условиях обучения, которые включают: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по формированию фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
В начале обучения дети с трудом понимают смысл простых образных выражений, не могут использовать контекст, не могут составить собственные предложения с трудными словами и словосочетаниями даже с предварительным их разбором и объяснением. Детям трудно передать главную мысль, содержащуюся в прочитанном тексте, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
Для формирования навыка чтения большое значение имеет длительная работа по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений,совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза. Практикуются упражнения в чтении столбиков слогов, на дифференциацию букв, используется усиленная работа с разрезной азбукой, упражнения в слогоизменении и словоизменении способом подстановки или замены букв, способом наращивания букв, слогов. Распространенным видом помощи является анализ текста по вопросам, придумывание окончания к прочитанному рассказу, ситуации, не описанной, в рассказе и т. д.
Таким образом, работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития.
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Распространенность и общая характеристика нарушений речи
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии).
Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
И м п р е с с и в н а я р е ч ьэтих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи (3. Тржесоглава).
Э к с п р е с с и в н о й р е ч и этих детей свойственны нарушения звукопроизиошения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Г. И. Жаренкова, А. Д. Кошелева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, с. Г. Шевченко и др.):
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.
С учетом проявления нарушений речи Е.В.Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР.
Первая группа - дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. В эту группу вошли 24,7°/о детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.
Вторая группа (52,6%) - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.
Третья группа (22,5%) - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недиференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звукослоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.
Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Т.о. симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Так, по данным Е. В. Мальцевой, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 29,9°/о учеников младших классов для детей с ЗПР, что составляет 76,3°/о от числа детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.
По данным В. А. Ковшикова и ю. Г. Демьянова, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 70°/о учащихся 7-9 лет с ЗПР. В то же время в младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения-отмечаются лишь у 5-7°/о школьников (по Е.Ф. Pay).
Почти у половины школьников младших классов с ЗПР имеет место п о л и м о р ф н о е нарушение звукопроизношения.
В речи детей с ЗПР, как и учеников массовой школы, чаще всего нарушаются артикуляторно сложные з в у к и: свистящие, шипящие, сонорные (р, рь, л, ль).
У детей с ЗПР выявлено (по данным Е. В. Мальцевой) своеобразие в соотношении смешений, искажений и замен:
· Преобладающим видом нарушений звукопроизношения является смешение звуков.
· На втором месте по распространенности стоят искажения,
· на третьем месте - стойкие замены.
Факт преобладания смешений звуков над стойкими заменами и искажениями свидетельствует о нечеткости слуховых образов звуков, о недостаточной сформированности речеслухового анализа и синтеза.
Исследование механизмов нарушений звукопроизношения (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева) показало следующее.
У детей с 3ПР нарушения звукопроизношения в большинстве случаев носят характердислалии. Так, по данным В. А. Ковшикова и ю. Г. Демьянова, моторная, сенсорная и смешанные виды дислалий выявлены у 65% учащихся 79 лет с 3ПР и лишь у 5°/о -стертые дизартрии.
У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаныс дефектами строения артикуляторного аппарата. (различные аномалии артикуляторного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда).
У большинства школьников младших классов, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка(движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому; движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны. многие артикуляторные движения дети смогли выполнить только по подражанию после нескольких попыток)
Одним из характерных признаков нарушений речи при ЗПР являетсяс п е ц и ф и ч е с к а я а с с и м и л я ц и я.Это нарушение проявляется в том, что ребенок не может произнести правильно слова, содержащие звуки, близкие по артикуляции или звучанию. При этом изолированные слоги, а также слова, не включающие фонетически близких звуков, ребенок правильно произносит.
Специфическая ассимиляция проявляется в д в у х ф о р м а х: ассимиляция гласных и ассимиляция глухих и звонких согласных.
Сочетание расстройств звукопроизношения и специфической ассимиляции часто проявляется и в нарушениях письменной речи, в трудностях овладения правописанием, в дизорфографии.
Причиной специфической ассимиляциия являются не только расстройства артикуляции, но и нарушения слуховой дифференциации.
Кроме того, причина кроется как в недоразвитии слухового восприятия, так и в трудностях организации моторной программы высказывания, особенно тогда, когда в нем содержится много артикуляторно близких звуков.
Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия.
ПРОСОДИКАЧасто речь таких детей напряженная, аритмичная. При . этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако спонтанная речь неясная, смазанная.
При стертой дизартрии у этих детей имеются не только нарушения звукопроизношения, но и общая смазанность речи, носовой оттенок голоса, его слабость, замедленный темп речи.
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯу детей с ЗПР проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
Нарушения звукового анализа и синтеза у этих детей сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.
Особенно большую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове.
На формирование фонематического анализа отрицательное влияние оказывают и трудности слуховой дифференциации звуков.
У детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитиеЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (С. Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, 3. Тржесоглава).
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают с в о еобразие познавательной де.ятельности этик детей, ограниченность их представлений об окружающемм мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы, освоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета.
Дети с ЗПР допускают ошибки на соотнесение родовых и видовых понятий:
1) расширение родового понятия за счет неправильного включения видовых понятий. Так, дети с ЗПР часто относят к мебели бытовую технику и такие предметы домашней обстановки, как зеркало, телевизор.
2) смешение понятий.Так, дети подбирают к родовым понятиям овощи, фрукты, ягоды и изготовленные из них продукты (фрукты, яблоко, апельсин, морковка, винегрет, суп). Часто дети с 3ПР смешивают понятия ягоды и фрукты, овощи и фрукты;
3) сужение родового понятия.Так, к родовому понятию «животные» многие дети с 3ПР относили только домашних и диких млекопитающих. В продукты питания часто не включались обработанные продукты, молочные и мясные продукты, хлебобулочные изделия.
Дети с ЗПР выделяют признаки предметов, но не дифференцируют существенные, опознавательные для данного предмета, и несущественные, незначимые для данного опознания признаки.
В речи этих детей редко употребляются слова, обозначающие пространственные соотношения. Вместо них дети используют наречия типа там, здесь, сюда, оттуда.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.
В целом, для детей с ЗПР характерны следующие особенности их словарного запаса:
ü преобладание пассивного словаря над активным;
ü ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, признаки и свойства предметов;
ü недифференцированное, иногда и неадекватное употребление ряда слов;
ü затрудненная активизация словарного запаса;
ü неточное употребление отдельных слов;
ü недостаточное понимание и неправильное употребление близких по значению слов;
ü употребление слов, свойственных речи детей младшего возраста.
ü несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений,
ü в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка
Обедненность словарного запаса детей связана с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях, что определяется своеобразием познавательной деятельности и личности детей.