Теоретическая основа исследования
Безусловно, наука – «предприятие коммунарное» (коллективное). Ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна.
Теоретическая основа – это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточных для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.). В качестве теоретической основы исследования могут выступать научные теории, концепции, идеи, положения и т.п. философов, педагогов, психологов и др. специалистов в той или иной области исследования. Это могут быть представленные в рамках исследовательских подходов (системный, компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, средовой, аксиологический и т.д.), заявленных авторами:
- теории (теория высшего педагогического образования, теория развития мышления, теория развивающего обучения, теория поэтапного усвоения знаний, теория формального образования, теория профессионально-педагогического образования, теория целостного педагогического процесса, теории моделирования как метода познания и преобразования действительности, зарубежные теории «профессионального развития» и т.д.),
- концепции (концепция личностно-ориентированного образования, концепция содержания образования, концепция профессионально-мотивированного обучения, концепция проблемного обучения, концепция активного/интерактивного обучения, концепция политехнического образования, концепции гуманизации образования и т.д.),
- положения (положения методологии педагогической науки, положения о личности как субъекте собственного развития в обучении, положения, раскрывающие сущность, содержание и структуру профессиональной подготовки учителя, положения концепции социального воспитания и воспитательных систем, положения гендерного подхода, положения системного подхода и т.д.),
- педагогические идеи (идеи интеграции содержания образования и теории межпредметных связей, идеи о гуманистическом характере воспитания и образования, развития и самосовершенствования личности, идеи личностно-ориентированного образования, идеи культурологи и образования, социально-педагогические идеи сохранения здоровья подрастающего поколения и т.д.).
(Так, непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как: А.С. Арсеньева, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др. Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. Труды и работы крупных педагогов В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева и др.).
Вопрос. Научная новизна,
Теоретическая и практическая значимость исследования
Научная новизна
Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. (Перефразировав можно сказать, что каждый исследователь имеет научную разработку, соответствующую его уровню подготовленности).
Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Понятие «научность» предполагает прежде всего открытие законов,постижение сущности изучаемых явлений!!
Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках:
· разработаны (например, основы чего-то);
· раскрыты (состав и структура чего-либо);
· обоснованы (положения о...);
· определены (педагогические условия...);
· выявлены (совокупность чего-либо);
· установлены (критерии) и т.д.
Новизнаможет быть следующей (виды предложены Лебедевым О.Е.):
· установлены и описаны новые педагогические факты;
· раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления;
· выявлены новые существенные признаки известных научных понятий;
· установлены новые закономерности, причинно-следственные связи;
· выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.);
· обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи;
· обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания).
Также в качестве новизны могут выступать:
· разработанные и экспериментально апробированные модели;
· выявленные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия.
В историко-педагогических исследованиях в качестве новизны могут выступать:
· выявленные предпосылки становления;
· основные факторы и этапы развития исследуемого явления;
· особенности содержания и организации образовательного процесса в том или ином типе учебного учреждения и.т.