Дидактическая игра «Одень Машу и Машеньку»

У логопеда две картинки с изображением кукол. Одна боль-] шая — Маша, другая маленькая — Машенька. Логопед выставляет! картинку — платье. Платье из ситца. Значит, оно какое? (Ситце-Щ вое.) Маше надеваем платье, а Машеньке — ... (платьице).

Аналогично проговариваются следующие слова: блузка — кап­рон, атлас, майка — вискоза, пальто — драп, носки — шерсть, К)бка — шелк, футболка — трикотаж, плащ — кожа, куртка — мех.

Игровое упражнение «3амени два предложения одним».

а) Маша надевает платье.

Машенька надевает платьице. (Дети одеваются.)

б) Маша снимает пальто.

Машенька снимает пальтецо. (Дети раздеваются.)

в) Маша надевает юбку.

Машенька надевает юбочку. (Дети одеваются.)

г) Маша стирает сарафан.

Машенька гладит сарафанчик. (Дети ухаживают за одеждой.)

д) Маша пришивает пуговицу.

Машенька чистит кофточку. (Дети ухаживают за одеждой.)

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять ... (желтых руба­шек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять ... (нарядных пла­тьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять ... (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ... (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять ... (драповых паль­то).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Магазин»

Вывешиваются разные модели одежды. Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать ее: как называется; какая по цвету и материалу; какие детали есть у этой одежды; в какое время года эту одежду носят.

7. Итог занятия
Материал для закрепления

I.Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник,
рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и
мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю
одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют,
из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, ка­
кой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­тельного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи-1
тельных.

Например: юбка — юбочка и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.

4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных, i
Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? —

Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... , короткое платье — ..., острый воротник — ... , белый костюм — ....

7. Согласование прилагательных с существительными.
Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, краси- ]

вый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

Занятие 21. «Дикие Животные»

Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их i внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, j где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжа- j тельные прилагательные, существительные с помощью суффикса ! -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с суще- ! ствительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо-1 бражением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных
Логопед выставляет картинки животных.

— Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?
а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.)

— Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

— Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)
Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

— У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

— У лисы длинный нос.

— У лисы острые уши.

— У лисы короткие усы.

— У лисы рыжий хвост.

— У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее
очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У
лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые,
стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тон­
кие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на
мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние.
Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быст­
ро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из кото­
рых самый опасный — волк.

б) Логопед загадывает загадку:
Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

— Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

— Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медве­
жья лапа и т.п.)

— Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо­
нок, медвежата.)

— Как называется жилище медведя? (Берлога.)

— У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шер­
стью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие
глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при
ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому мед­
ведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питает­
ся грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и
мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже
имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он
усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов мед­
ведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку:
Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в
семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Ана­
логично: глаза, нос, хвост.)

— Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох-\
матый...)

Дидактическая игра «Ч ье это?»

— Среди диких животных волк выделяется силой, умом, вы­
носливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, ши­
рокий ло<" толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо
развиты Лш1ы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти.
У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый.
Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы
и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный
зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые,
больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром
леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водо­
ема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом. (Заяц.)

— Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый,

смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — груст­ный, умный — глупый, длинный — короткий.

— У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыж-
казаяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а по­
том передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору
деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб,
сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных
а) Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

— Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, ]
рыжая...)

— Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...)А

— Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А|
маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один —
(Бельчонок.)

Дидактическая игра «Ч ье это?»

— Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая,
рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый
хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточ­
ками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается
орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах
запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка
спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках дере­
вьев идуплах.

б) Логопед загадывает загадку:
Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

— Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум­
ный...)

— Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».

— Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ...
ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ...
ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

— Еж — удивительное животное, приспособленное к самым
опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими игол­
ками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается
игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жуч­
ками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под кор­
нем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

— Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, срав­
нительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося
буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зи­
мой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Итог занятия

Материал для закрепления

\. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детены­шей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: белка — белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвос-1 тая.

У зайца короткий хвост — ... тонкие лапы — ... , короткие лапы — ... , толстые лапы — ... , длинные уши — ... , острые уши — ... , короткие усы — ....

4. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.
Берлога медведя. — ...

Дупло белки. — ... Логово волка. — ... Морда лисы. — ... Хвост зайца. — ...

5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например: нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы). \

6. Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-зал
около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тет-| радь.

Занятие 22. «Транспорт»

Цели: закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, жя лезнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить де| тали транспорта; образовывать прилагательные от существительным приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развмвать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо-1 бражением транспорта; раздаточный материал — картинки с изоибражениями разных видов транспорта, карточки с изображение* частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с
изображениями разных видов транспорта.)

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транс­
порте.)

Беседа о транспорте

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский.) Логопед загадывает загадку: Едет он, усатый, Полный и пузатый. Люди в нем сидят, Смотрят и стоят. (Троллейбус.)

— Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса,
руль, фары, двери...)

— Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры.)

— Значит, троллейбус — какой транспорт? (Пассажирский.)

— Пассажирский транспорт может быть наземный и подзем­
ный.

— Назовите наземный пассажирский транспорт.

— Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузо­вым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспор­том? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки — пожарная машина, скорая, мили­ция.) Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец...) Почему этот транспорт называется легковым? Уточ­няется назначение легкового транспорта.

Физкультминутка

Мы в автобус дружно сели, И в окошко посмотрели. Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.

Дети садятся, смотрят по сторонам, «нажимают» на педаль, убегают.

Наши рекомендации