Беседа о мебели по картинкам
Логопед выставляет карточки с изображением мебели и материала, из которого она изготовлена.
— Шкаф — дерево. Какой шкаф? Стол — стекло. Какой стол?
Стул — пластмасса. Какой стул? Кресло — кожа. Какое кресло?
Диван — велюр. Какой диван?
— Мебель для кукол. Какая мебель? Мебель для спальни."Какая
мебель? Мебель для кухни. Какая мебель? Мебель для гостиной.
Какая мебель?
— Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое, -ые)?
7. Составление предложений с предлогами по опорным картин
кам
8. Составление рассказа «Как изготовляют мебель»
Логопед предлагает детям составить рассказ, используя набор
слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить, доставить. 7. Итог занятия
— Какую мебель можно поставить в спальню, гостиную, кух
ню, детскую?
Материал для закрепления
I. Уточнить название видов мебели, ее составных частей, на
значение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, ме
бель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных единственного и множествен
ного числа именительного и родительного падежей.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи
тельных.
3. Согласование числительных с существительными.
4. Образование прилагательных от существительных.
Кровать из дерева — ....
Стол из стекла — .... Стул из пластмассы — .... Кресло из велюра — .... Мебель для кукол — ... и т.д.
5. Согласование прилагательных с существительными.
— Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревян
ный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, куколь
ные?
6. Подбор слов-антонимов.
Большой стул — ....
Высокий стол — ....
Широкая кровать — ....
Мягкое кресло — ....
Тонкая ножка — ....
Длинная полка — ....
7. Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между,
около.
Придумать предложения с этими предлогами и записать в тетрадь.
Занятие 18. «Посуда»
Цели: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные картинки.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множествен
ное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, ста
кан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.
Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т.д.
Беседа о посуде
— Как одним словом можно назвать все эти предметы? (По
суда.)
— Какие предметы посуды вы еще знаете?
— Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для
еды? (Ложка, вилка, нож.)
— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, проти
вень и т.п.)
— Как называется эта посуда? (Кухонная.)
— Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюд
це, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
— Как называется эта посуда? (Чайная.)
— А как называется посуда, из которой едим (принимаем
пищу)? (Столовая.)
— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарел
ка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.)
Выставляются предметы посуды:
а) кастрюля с крышкой.
— Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крыш
ка, ручки.)
(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)
б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.
Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»
а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют,
сушат, вытирают, чистят.
б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассы
пают.
в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.
г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды.
— Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла?
Значит, они какие? (Металлические.)
(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.)
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот,
Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, |
одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Приседают, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг.
Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, делают большой круг.
Вот пластмассовый поднос — Он посуду нам принес.
(И. Нищева)
Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.
Рассказ логопеда
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фа-
Е. В. Кузнецова
янсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бе! режно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и про-]падет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вы-| тирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную!
посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить j
и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану:
название; внешние признаки; из чего сделана; назначение.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование единственного и множественного числа суще-1
ствительных именительного и родительного падежей.
Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи-1
тельных.
Например: миска — мисочка и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ... , 1
солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан из стекла — ... .
4. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».
5. Согласование существительных с притяжательными местоиме- 1
ниями моя, мое, моя, мои.
6. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между. 1
Занятие 19. «ОдеЯсда»
Цели: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, ] нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, де- ]мисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; по-1знакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет I одежду, где и какие инструменты необходимы.
Оборудование: демонстрационный материал — детская одежда, ]виды ткани.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.
— Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)