Дидактическая игра «Доскажи словечко»
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
— Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)
— На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег — снежок, ветер — ... ,
мороз — ... , сугроб — ... , холод — ... , лед — ... и т.д.
Образование родительного падежа
— Как называется явление природы, когда падает снег? (СнеЛ
гопад.) А нет чего?
— Снег. А нет ... (снега).
— Вьюга. А нет ...
— Метель. А нет ...
— Сугроб. А нет ...
— Лед. А нет ...
Дидактическая игра «Составь предложение»
Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
Рассказ о зиме
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.
Итог занятия
— О каком времени года говорили на занятии?
— Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.
Материал для закрепления
I. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.
11. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Подобрать эпитеты к словам.
Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... , день зимой — ... , ночь зимой — ... .
висят — |
- ... , бушует — метут — ... . |
2. О чем можно сказать?
Ударили — ... , хрустит
замерзли — ... , скрипит — ... О чем можно сказать? Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ....
3. Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос —
какой (-ая, -ое, -ие)?
Например, мороз — морозный. «Холод» (какое?) — ... «Снег» (какая?) — ... «Лед» (какие?) — ...
4. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ным суффиксом.
5. Образование множественного числа существительных роди
тельного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба,
снежинка.
Например: Снег (много чего?) — снега.
6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с
предлогами и записать в тетрадь.
Занятие 15. «Зимующие птицы»
Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена рас- ] тений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым сто
лом.
Беседа о времени года
— Как вы думаете, какое сейчас время года?
— Как вы догадались?
— Какой день зимой?
— Какая ночь?
— Что можно сказать о снеге?
— Какой бывает лед?
Рассказ о птицах
а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)
— Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Ко- 1
роткий клюв?
б) Логопед загадывает загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)
— С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в
жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зо
вутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в
том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они
живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их крас
ные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапоч
ки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь
серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и яго
дами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Вес
ной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там
гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова
раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».
в) Логопед загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(Выставляется картинка.)
— Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое опе
ренье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий
хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зер
нами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчли
вый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди силь
ного мороза.
— Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?
— Какие это птицы? (Зимующие.)
— А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя
тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимую
щих птиц.)
— Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв,
лапы, хвост.)
— Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
— У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы
Думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод
вижный и т.д.)
— А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.)
— Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой,
боевой, шустрый и т.д.)
— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.
— Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них,
делают для птиц кормушки.
— А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам пока
жу семена, которыми можно подкормить птиц.
— Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
— Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест
снегирь.
— Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже
любит снегирь.
— Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких
птиц?
— А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?
Дети прыгают, «летают», «поют», «собирают», «клюют», «чистят». |
4. Физкультминутка
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют,
Птицки крошки собирают.
Зернышки клюют.
Перышки почистили.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели «Улетают»,
И на место сели. садятся.
(Проводится дыхательная гимнастика.)