Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?»
4. Составление рассказов
Логопед загадывает загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.
— Как вы думаете, что это? (Слива.)
Логопед составляет описательный рассказ о сливе.
_ зто — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.
Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах по картинно-графическому плану.
цвет | форма | величина | вкус | какой на ощупь | В каком виде употребляют в пищу |
Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши. |
Физкультминутка
Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)
6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.
7. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель
ных.
8. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.
9. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными
На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.
— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) Ит.д.
Рассказ логопеда
— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полез
ны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в
сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты,
варенье.
Итог занятия
Занятие 7. «Фрукты»(продолжение)
Цели: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существитель-
2. Е. В. Кузнецова 1 7
ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет фрукты.
Отгадывание загадок
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
— Как вы думаете, что это?
Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)
Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)
Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.)
Физкультминутка
Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы.
4. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными(по картинкам)
На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»
Согласование прилагательных с существительными
— Окаком фрукте можно сказать: вкусное ... , душистая ... ,
ароматный ... , сочные ....
6. Согласование прилагательных с существительными в роди
тельном падеже единственного и множественного числа(по кар
тинкам)
— Что это? (Красное яблоко.)
— А это что? (Красные яблоки.)
— Нет чего? (Красных яблок.)
7. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Какой сок приготовим?»
Образование прилагательных от существительных.
— Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу
фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.) Что можно из них пригото
вить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.)
Итог занятия
— О чем мы сегодня говорили на занятии?
Материал для закрепления
I. Уточнить названия фруктов.
Учить составлять описательный рассказ по плану:
1. Что это?
2. Какой формы?
3. Какого цвета?
4. Какой на ощупь?
5. Какой на вкус?
6. Какие блюда можно приготовить?
Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д.
Уметь находить сходство и различие между фруктами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа в име
нительном и родительном падежах.
Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ным суффиксом.
Например: лимон — лимончик и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например:
— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)
— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)
— Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными.
Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.
5. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
— Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
— Вкусные? Сочные? Ароматные?
6. Согласование числительных с существительными.
,. 19
Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.
7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.
Занятие 8. «Деревья»(экскурсия)
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
1. Чтение стихотворения
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)
Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере-1
вья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют
вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные де
ревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья] 01 утлой v' ормы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо ве-| ток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево! высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
Дети становятся в круг и идут, поднимают, кружатся, |
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем,
Руки вверх поднимем,
Покружимся слегка.
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Подбор слов-значений
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы ...
— Лист липы ...
— Лист тополя ...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)