Общение как восприятие человека человеком
взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин "восприятие" здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Каждый их участников, оценивая другого, стремиться построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемой в аналогичной ситуации.
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для участников деятельности чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», разработать их общий план. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно коллективной, когда носителем ее выступает уже не отдельный индивид, а группа.
В реальной жизни людей связывает бесчисленное множество личных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые из них. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два основных вида: кооперацию и конкуренцию. В первом случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, т. е. являются «позитивными». Во вторую группу попадают взаимодействия, представляющие собой определенного рода препятствия для совместной деятельности.
Кооперация и конкуренция – лишь формы взаимодействия; содержание его и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, в которую включена кооперация или конкуренция. Поэтому необходимо рассматривать их в социальном контексте деятельности (например, созидательный труд или преступление).
Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:
– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;
– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);
– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.